Естественно научные предметы в школе список. Черчение, астрономия и Закон Божий. Школьные предметы, которых больше нет. Основы написания фантастических романов

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

Новый закон об образовании был принят в конце прошлого года и вступил в силу 1 сентября 2013 года. Закон внес в систему образования некоторые изменения и закрепил несколько новшеств. В том числе, по новому закону об образовании, изменились обязательные предметы в школе .

Изменения затронули дошкольное, среднее (полное), начальное профессиональное, высшее и семейное образование. Сегодня родители в детских садах платят 20 процентов от общей суммы содержания детей в дошкольном учреждении. По новому закону, образовательные услуги будут предоставляться бесплатно, а дополнительные станут платными. В список платных услуг входит присмотр и уход за ребенком, питание, расходы на связь, имущество и так далее.

Самые серьезные опасения у родителей вызывает положение о новых государственных стандартах об образовании. Данные стандарты предполагаются для каждой образовательной ступени. Новые федеральные стандарты образования в начальных классах уже действуют, а с 2013 года будут запущены в среднем звене. Что касается ЕГЭ, новым будет то, что появится еще один обязательный предмет – иностранный язык. Его должны будут сдавать все старшеклассники с 2014 года.

Очень важно, что законодатели обратили свое внимание на негосударственный сектор в образовании. Теперь государственные и негосударственные учреждения стали равными в правах, что позволяет надеяться на развитие частной инициативы в образовании. Также закон допускает домашнее образование.

В соответствии с новым законом об образовании, концепцией обучения в старших классах является профильное образование. Две трети плана будут составлять обязательные предметы. Их учащиеся должны выбирать из восьми предметных областей (математика и информатика, филология и иностранный язык , общественные науки, естественные науки, искусство, ОБЖ и физическая культура, технология). Из каждой предметной области ученик должен выбирать не менее чем по одной учебной дисциплине. Всего таких предметов должно быть 9-10. Остальные учебные дисциплины ученик будет выбирать, исходя из профиля обучения.

Как полагают специалисты в области образования, благодаря новой системе, нагрузка на детей должна снизиться. Теперь у школьников появится возможность изучать те предметы, которые им особо не нужны, лишь на базовом уровне. Некоторые из родителей, в свою очередь, уверены, что понизится и уровень подготовки школьников. Особенно катастрофичной можно считать ситуацию, когда старшеклассник в школе занимается углубленным изучением физики и математики, а в итоге принимает решение поступать на гуманитарный факультет. В этом случае базовые знания гуманитарных предметов не дадут возможности поступить в ВУЗ, а родители будут вынуждены нанимать репетиторов.

Коммунисты во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение проект поправок в основной закон «Об образовании», согласно которому в законе должен быть прописан единый учебный план для всех субъектов Российской Федерации, содержащий перечень обязательных предметов, курсов и дисциплин, а также их предельный объем. Коммунисты предлагают шестнадцать предметов в качестве обязательных. Обязательными предметами в школе по новому закону об образовании, полагают коммунисты, должны стать русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, обществознание, история, география, физика, основы естествознания, биология, химия, технология, искусство, ОБЖ и физкультура. Авторы уверены, что нововведение решит проблему «рассогласованности учебных планов».

С 1 сентября 2013 года изменились и условия поступления в ВУЗ. Теперь в университет без экзаменов смогут поступить лишь победители всероссийских школьных олимпиад, члены сборных российских команд, принимающие участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, чемпионы или призеры олимпийских и паралимпийских игр. Инвалиды зачисляются в ВУЗ вне конкурса, сдав вступительные испытания. Остальные категории льготников имеют право воспользоваться двумя мерами поддержки: бесплатно пройти подготовительные курсы в учебном заведении и получить преимущество при зачислении при равном количестве баллов.

Родителей очень волнует вопрос: не станет ли обучение в школе платным, ведь новый закон допускает развитие платных услуг в школе. Необходимо понять, что государство дает гарантию доступного и качественного бесплатного образования в рамках государственного стандарта. Стандарт дает школьнику обширные знания, позволяющие поступить в высшее учебное заведение. В то же самое время новый закон об образовании предполагает также и рост платных образовательных услуг в школе. За те знания, которые выходят за рамки образовательных стандартов, родителям придется платить. Входят ли те или иные знания в образовательный стандарт, проверить достаточно легко. Что касается стоимости услуги, ее определяет школа, а экономически обоснованный расчет данной стоимости вместе с проектом договора по услуге размещается на сайте учреждения.

Переход из начальной школы в среднюю даётся не всем детям легко. Конечно, для них каждая вещь нова: новые предметы, новые учителя, возможно, новые одноклассники. Перемены всегда даются очень трудно, ведь даже взрослому человеку резкие перемены не всегда по душе. А детская психика намного слабее взрослой. Родители должны быть верными спутниками ребёнка, всегда интересуясь его делами. Поэтому очень многих волнует вопрос о том, какие предметы в 5 классе изучают. Ведь к обучению хочется подготовиться.

5 класс: какие предметы изучают?

  • Природоведение.
  • Математика.
  • Музыка.
  • ИЗО.
  • Русский язык.
  • Физическая культура.
  • ОДНКР.
  • Иностранный язык.
  • История.
  • Литература.
  • ОБЖ.
  • Технология (труд).
  • Обществознание.
  • География.
  • Информатика.

Стоит заметить, что такие предметы, как география, обществознание и ОДНКР были включены в этот перечень недавно. Также в некоторых школах изучают другие дополнительные предметы, ведь, согласно новым правилам, сейчас образовательные учреждения могут добавлять уроки, разрешённые Министерством, самостоятельно.

Например, в некоторых школах изучаются граждановедение и краеведение. Нельзя сказать, что эти предметы бесполезные. Каждый человек должен знать историю своего края, географию района, владеть информацией о полезных ископаемых, которые существуют там. А граждановедение полезно тем, что ребёнок с малых лет будет знать основу законодательства России, ведь каждый гражданин должен быть юридически грамотным. И прививать это свойство лучше с малых лет.

Какие предметы в 5 классе не изучались ранее? География и обществознание на протяжении долгого времени изучались с 6 класса средней школы, но Министерство Образования решило изменить систему и постепенно вводить эти предметы с 5 класса. Образовательные программы в данном случае не предполагают изучение чего-то нового и сложного, этот год служит для детей вводным периодом, является знакомством с дисциплиной.

Многие родители интересуются, какие предметы в 5 классе изучают их дети факультативом. Ответ прост: мировую художественную культуру, риторику и наглядную геометрию.

Музыка

Не так давно этот предмет вошёл в школьную программу, по крайней мере, в современном виде. Ранее этот предмет назвался «пение». На уроках ребята учили песни, пели их, и собственно, этим все заканчивалось.

Сейчас больше времени выделяется на изучение музыкальной культуры, истории. Учителя занимаются индивидуальным развитием творческих способностей каждого ребёнка.

На уроках музыки дети рассматривают биографии мировых и отечественных композиторов, певцов и певиц, изучают историю оперы и балета, учатся слышать и различать звучание различных музыкальных инструментов.

Для того чтобы развивать слух каждого ребёнка, учитель музыки занимается работой в группах, проводя урок в форме игры. Например, каждому ученику выдаётся любой предмет, который способен издавать звук (это могут быть и кастрюли, и тарелки, и ручки, и игрушки). Педагог даёт команду, и каждый ребёнок начинает делать так, чтобы его инструмент создавал музыку, а все звучания сливались воедино. Постепенно дети начинают слышать даже самые тонкие ноты.

Поэтому, если говорить о том, какие предметы в 5 классе считаются самыми необходимыми для ребёнка, можно смело сказать о музыке.

ИЗО

Этот предмет также относится к тем, которые развивают творческий потенциал ребёнка. Ведь не все родители имеют достаточно времени, чтобы заниматься этим со своими детьми дома. Поэтому школа берет данную функцию на себя.

Но не все педагоги правильно планируют предмет ИЗО (5 класс). Какие предметы и техники изучают детишки в этом возрасте? Практически никаких. Учитель не должен внушать ребёнку, что он, например, не умеет рисовать или что у него не получается что-либо. Ведь творчество - очень тонкая и субъективная материя. Поэтому учителя должны лишь прививать любовь ребёнку к самому процессу, а не превращать урок в очередную боязнь получения плохой оценки.

ОДНКР

Многие родители приходят в ужас, когда видят этот предмет в расписании своего ребёнка. Но бояться не стоит. В рамках этого урока дети занимаются изучением культуры народов России: читают сказки Севера, изучают пристрастия, которые сформировались у граждан нашей страны, прослеживают историю конкретных регионов и народов. Можно сказать, что это история и этнография, слитые воедино.

И если задаваться вопросом о том, какие предметы в 5 классе в России (2014-2015 гг.) были введены, то это однозначно ОДНКР.

Программа «Школа России»

На эту образовательную программу переключается все большее количество школ с каждым новым учебным годом. Программа предусматривает изучение обществознания в 5 классе, а также географии, биологии. Но биология и география изучаются одним учебником на протяжении 2 лет.

Основной плюс этой программы состоит в том, что в каждой дисциплине присутствует большое количество дидактических материалов, упражнений и рабочих тетрадей, а это повышает потенциал и желание ребёнка обучаться.

Какие предметы в 5 классе по программе «Школа России» являются обязательными? Этот вопрос волнует многих родителей. Безусловно, это:

  • Русский язык.
  • Литература.
  • Математика.
  • Биология.
  • География.
  • Обществознание.
  • ОБЖ.
  • Музыка.
  • ИЗО.
  • История.

Таким образом, у родителей, прочитавших данную статью, не должно возникнуть никаких вопросов по поводу того, какие предметы в 5 классе будут изучать их дети.

Уче́бные предме́ты - учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.

Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы .

В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных. Обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР .

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)

Математические

  • Матема́тика : 1-6 класс (в некоторых школах до 5 класса)
  • Алгебра
  • Геометрия : 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
  • Информа́тика (ИКТ): 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса) 1-4 классы подготовительные, как факультатив.

Общественно-научные

В рамках истории с 5 класса изучают Мировую историю и историю России (в том числе историю СССР). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).

  • Исто́рия : 5-11 классы. В 3-4 классе (не во всех школах) изучается пропедевтический курс «рассказов по истории России», рассматривающий лишь выборочные события в отечественной истории и (в смысле карт военных действий) с выбросом значительных деталей. В 5 классе изучается история Древнего мира , в 6 классе изучаются по всемирной истории - История Средних веков , а по истории России - период с древнейших времён по XVI век. В 7-8 классах по всемирной истории изучается История Нового времени , а по Истории России в 7 классе изучается период XVII -XVIII веков, в 8 классе - история XIX века . В 9 классе изучается по всемирной истории - История Новейшего времени , а по Истории России - история и XXI веков. В 10-11 классах изучается история России и мира в форме проблемно-аналитического курса, где ученики должны работать с предложенной авторами учебника проблемой. В 10 классе - от древних времён до конца XIX века, а в 11 классе - XX век - начало XXI века.
  • География : 5-11 классы. В 5-6 классе - общий курс географии , в 7 - физическая география мира , в 8-9 - география России (в 8 классе физическая, а в 9 экономическая), в 10-11 - экономическая география мира .

Естественно-научные

  • Природоведение : 5 класс (не везде)
  • Окружающий мир или Мир вокруг нас : на электронном носителе: 1-4, 11 в т. ч. учителям.
  • География : 5-11 классы (в некоторых школах с 6 класса)
  • Биология : 5-11 класс
  • Астрономия : 10 класс (в некоторых школах в 11 классе)
  • Физика : 7-11 классы (в некоторых школах с 5 класса)
  • Химия : 8-11 класс (в некоторых школах с 7 класса)
  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): 5-11 классы (в некоторых школах с 8 класса)
  • Естествознание : 5-11 класс (не везде). Согласно ФК ГОС 2004 года в 10-11 классе была возможность замены этим предметом физики, химии и биологии, в случае если ни один из этих предметов не изучается на профильном уровне.
  • Экология : 5-11 классы (не везде). В обязательном минимуме содержания образования есть раздел «Экология», при этом этого предмета нет в базисном учебном плане.

Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1-го класса, (Окружающий мир или Мир вокруг нас), в 5 классе этот учебный предмет имеет название «Природоведение », по ФК ГОС предусмотрена возможность изучения предмета "Природоведение" в 6 классе за счёт объединения предметов "Биология" и "География".

Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7-9 класс - неорганическая химия , в конце 9 класса - органика, 10 класс - органическая химия , 11 класс - общая химия и повторение неорганической химии)

Гуманитарные

  • История : (3)5-11 классы
  • Гражданове́дение: 5-11 классы (не везде)
  • Обществозна́ние : 7-11 классы. С 6-9 класс изучается основы обществознания. Официальное название предмета - "Обществознание (включая экономику и право)", в 10 - 11 классе на базовом уровне предметы могут изучаться как отдельно, так и в составе предмета "Обществознание". На профильном уровне предметы изучаются отдельно друг от друга.
  • Основы религиозных культур и светской этики : 4 класс. В качестве эксперимента - с 2010 года в отдельных субъектах РФ. Во всех школах в обязательном порядке - с 2012 года. Включает:
  • «Основы Православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • Основы духовно-нравственных культур (ОДНК) В 5 классе (не везде)

Филологи́ческие

  • Чистописание : 1 класс (не везде) (обычно как факультатив)
  • Обучение грамоте: 1 класс
  • Родной язык : 1-11 классы. Только в республиках со своим языком или национальных районах либо школах с этнокультурным компонентом. В указанных школах в 1 - 2 классах допускалось "занимать" на этот предмет часы, предусмотренные на освоение "технологии" и "изобразительного искусства" с последующим "возвращением" этих часов.
  • Русский язык : 1-9 класс
  • Чтение : 1-4 классы, в БУП РФ именуется «Литературное чтение»
  • Литература : 5-11 классы
  • Иностранный язык : 2-11 классы (в некоторых школах с 1 класса) (английский, французский, немецкий, испанский, могут изучаться и другие (литовский, украинский, китайский, польский, древнегреческий, иврит, эстонский, латынь), но экзамен в форме ЕГЭ можно сдать лишь по этим языкам)

В 1 классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографии, пунктуации, синтаксиса, грамматики, риторики). С 1 по 8 класс на уроках литературы проходят различных зарубежных авторов и русскую литературу (в том числе современную), с 9 по 11 - русскую классическую литературу.. Школьники пишутся т сочинения. Ранее за сочинения выставлялись две оценкипрорппи 2 и3 - по русскому языку и литературе . Изучаются творчество писателей и поэтов - в основном Пушкина , Тургенева , Достоевского , Есенина , Твардовского , современных писателей.

Во многих школах предусмотрено изучение более одного иностранного языка. При этом в большинстве школ обязательно (как первый или как второй) изучается английский. Среди языков, по которым не предусмотрен ЕГЭ, наиболее распространён китайский.

Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета "Иностранный язык" во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.

Трудовое обучение

Физкультура

  • Физическая культура : 1-11 класс. Как правило, проходит в различных местах (спортивный зал, стадион, лес), где ученики занимаются спортом .
  • Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
    • Шахматы : 1-4 класс. (в некоторых школах с 2 класса)
    • Волейбол : 4-6 класс.
Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.