Северо-Восточная Русь в XIV–XVI вв. Северо-Восточная Русь XIV-XV веков и мир Правление Василия III

Тема 3. Северо-Восточная Русь XIV - XV веков и мир.

1. К началу XIV века Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша и часть Средней Азии. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объеди­ненных под властью хана. В XIII веке её религией было язычество. В 1312 г. государственной религией Золотой Орды стал ислам, так как ″власть захватил … Узбек. … Приняв ислам, он под страхом смертной казни потребовал того же от всех своих подданных. … Большому количеству татар…, отказавшихся принять ислам, удалось уехать на Русь и при Узбеке, и впоследствии.″ 1 Так начался процесс влияния русской и татаро-монгольской аристократии, усиливающий значимость отношений Руси со странами Востока. Но религиозная нетерпимость хана Узбека (1312-1341) – при нем Золотая Орда пережила свой расцвет – не отразилась на его отношении к Северо-Восточной Руси. И без того – как и в XIII веке - золотоордынцами против русских князей применялся террор. На Руси то и дело появлялись карательные отряды из Золотой Орды во главе с русским князем. Тем более что в начале правления Узбека обострилось соперничество Москвы и Твери за гегемонию на Северо-Восточной Руси. ″Непостоянная поддержка, оказываемая то Москве, то Твери, преследовала цель не допустить такого усиления любого и двух княжеств, при котором оно могло бы стать опасным для татар.″ 2 Симпатии Узбека склонились в сторону князей Москвы. ″Князья тверские … не могли понять истинного положения дел и в начале XIV века всё ещё считали возможной борьбу с татарами. … Московские князья…, видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, … усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики.″ 3 Не без их влияния ″Узбек … даровал право собирать налоги ряду крупней­ших русских князей, институт баскаков стал излишним″ 4 и был отменен. Уже вскоре право собирать дань со всей Северо-Восточной Руси получил и удержал за собой великий московский князь Иван I Калита (1325-1340). В 1340-1360-х гг. в Золотой Орде шла затяжная борьба за власть, приведшая к началу её упадка, и об этом знали великие московские князья. Уже в 1370-х годах, заставив признать тверского и рязанского князей вассальную зависимость от Москвы, князь Дмитрий Иванович (Донской) (1363-1389) решился вступить в борьбу с Золотой Ордой. Северо-Восточная Русь перестала платить Золотой Орде, ослабевшей от междоусобиц, дань, а карательный золотоордынский отряд Бегича на реке Воже (1378) был уничтожен московским войском. Фактически правивший в Золотой Орде полководец Мамай решить повторить поход хана Батыя на Русь, чтобы восстановить практику выдачи ханом ярлыков на княжение и регулярной уплаты Русью дани. Князь Дмитрий Иванович узнал про эти планы, и выступил во главе объединенного войска почти всех земель Северо-Восточной Руси навстречу армии Мамая. Мамай же договорился с великим литовским князем Ягайло о совместном выступлении против Москвы. Об этом также стало известно Москве, как и про ″измену [князя] Олега Рязанского и тайные сношения его с монголами и с Литвою″ 1 . Решающая битва войска Дмитрия Ивановича с армией Мамая (литовцы не успели прийти к ней на помощь, а рязанский князь – не посмел) состоялась на Куликовом поле (08.09.1380). Армия Мамая в битве была разгромлена, в Золотой Орде вновь началась борьба за власть. Но вскоре после этой победы Северо-Восточная Русь была вынуждена возобновить уплату дани Золотой Орде, так как в 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш (1382-1395) сжег Москву. Вместе с тем Золотая Орда была вынуждена признать Москву политическим центром Руси. Более того, московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчину», передаваемую по наследству (такую передачу впервые осуществил князь Дмитрий Донской будущему князю Василию I в конце XIV века). Тем временем Золотая Орда – после разгорома в 1395-1396 гг. войсками Тамерлана – пришла в ещё больший упадок. К середине XV века она распалась. Непосредственными восточными соседями Северо-Восточной Руси стали Большая Орда, Ка­занское ханство, Крымское ханство. С ними постоянно приходилось считаться великим князьям Московским. ″Каждое из трех ханств было достаточно сильным, чтобы представлять по­стоянную опасность либо для Москвы, либо для Литвы.″ 2 Другими государствами, возникшими на месте Золотой орды, были Ногайская Орда и Сибирское ханство. Эти государства нередко воевали друг с другом, поэтому не могли объединиться против Великого Московского княжества. Воспользовавшись этим, великий московский князь Иван III (1462-1505) в 1472 г. отказался платить дань преемнику Золотой Орды – Большой Орде. В 1480 г. хан большой Орды Ахмат двинулся на Русь с войском, чтобы восстановить выплату дани, утверждение великого князя ханом. Войска московское и ордынское встретились на реке Угре, но хан Ахмат отступил. Вскоре, к 1502 г., Большая Орда распалась (на её месте появилось слабое Астраханское ханство). Эпоха ордынского ига, действовавшего как мощный фактор сдерживания социально-экономического развития Северо-Восточной Руси и консервации её политической раздробленности – завершилась.

2. Великое княжество Литовское в начале XIV века уже было сильным государством, его мощь ещё более возросла в правление князя Гедимина (1316-1341). Одновременно активизировали свою восточную политику Венгрия и Польша. Поэтому последние автономные княжества юго-западной Руси (которые находились слишком далеко от своего сюзерена – Золотой Орды) были обречены. В результате череды войн Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь - венгры, а литовцам досталась восточная Волынь. Вскоре, после битвы литовцев и коалиции южнорусских князей у реки Ирпень (1321), князь киевский стал вассалом князя Гедимина. После взятия Киева экспансия литовцев продолжи­лась. Под натиском неудержимой литовской конницы пали все русские города до Курска и Чернигова. Так при Гедимине и его сыне Ольгерде (1345-1377) создалось могучее Вели­кое княжество Литовское.″ 1 Оно претендовало на роль собирателя всех земель Киевской Руси: уже в XIV веке оно объединя­ло в своем названии три элемента: Литва, Жмудь, Русь. В период расцвета русские земли составляли 9 / 10 территории Литвы. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык. Военные успехи Литвы были впечатляющими. Грандиозным дости­жением был разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Оно успешно воевало и с Золотой Ордой, которой земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) платили дань. После битвы при Синей Воде с Ордой (1363 г.) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. После этой битвы Ольгерд также овладел западной частью Великой степи между Днепром и устьем Дуная, вышел к Черному морю.″ 2

Великие литовские князья стремились распространить свою власть и на Северо-Восточную Русь. ″Отстояв независимость от татар, литовские князья получили большие преимущества. Отныне они претендовали на то, чтобы объединить под своей властью всю Русь. Однако литовская экспансия на восток натолкнулась на сопротивление Москвы. Попытки сокрушить военную мощь Московского княжества стали особенно настойчивыми в середине XIV в. Важную роль в назревшем конфликте играла Тверь.″ 3 Великий литовский князь Ольгерд, ещё более активно, чем его отец, Гедимин, ″старался влиять на Новгород, Псков, Смоленск; поддерживает тверских князей против Москвы [в том числе военными действиями 1368, 1370, 1372 гг.], хотя его вмешательство в этом случае и неудачно.″ 4

Великие литовские князья в своих целях стремились использовать и династические браки. Они жени­лись на русских княжнах и объединяли вокруг себя уцелевших Рюриковичей из Турово-Пинской земли, претензии на статус собирателя земель Киевской Руси выразились и в браке Ольгерда с тверской княжной Юлианией. Росла привлекательность литовских городов вследствие заимствования литовцами у поляков и немцев идеи и практики городского самоуправления. Так, в Великом княжестве Литовском наиболее крупные из городов получили магдебургское право. «Магдебургии» вводили выборное городское самоуправление - рады (магистра­ты). Местная русская знать приобщалась к фор­мам польской, немецкой, венгерской культур, тем более. Включение южных и юго-западных земель Руси в состав Литвы содействовало продолжению их развития по европейскому пути.

Но вот обеспечить религиозное единство Великого княжества Литовского. Изначально литовцы – политеисты доминировали и негативно относились к христианам, как к католикам, так и к православным. На протяжении XIV столетия, одновременно с расширением территории Литвы (за счет русских земель) православное население в этом государстве начинает численно доминировать. Многие представители правящей династии Гедиминовичей приняли православие (даже великий литовский князь Ольгерд, хотя и тайно). К концу XIV века и в религиозном плане – как по преимуществу православное - Великое княжество Литовское было опасным конкурентом великих московских князей в борьбе за объединение земель всей Руси под единой властью. Но сами великие литовские князья вскоре утратили это преимущество в борьбе за симпатии православного (доминирующего) населения русских земель. Тому были три причины.

Во-первых, литовцы ак­тивно воевали с немцами - антипапистскими Ливонс­ким и Тевтонским орденами - и потому их объективны­ми союзниками могли стать католики Польши. Вероятно, в связи с этим Гедимин разрешил своим подданным принимать католическую веру. Во-вторых, литовцы постоянно совершали набеги на Польшу, откуда привозили девушек. Так начался мощный процесс польско-литовской интеграции. И, в-третьих, вскоре после прекращения династии Пястов (1370) в Польше ″польские магнаты … предложили коро­леве … Ядвиге … ради государственных интересов сочетаться с ли­товским князем Ягайлой [(великий князь литовский 1377-1392, с перерывом), король польский (1386-1434)], дабы таким образом объеди­нить силы Польши и Литвы и остановить экспансию немцев. … Женившись на Ядвиге, Ягайло стал … властителем объединенной Польши и Литвы и, как таковой, приказал всем нехристианам Литвы принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1386). Од­нако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Те литовцы, которые уже связали себя с русскими…, не хотели при­нимать католичество.″ 1 Рост влияния католической церкви в правление Ягайло привел и религиозному расколу Литвы. Хотя новый великий князь литовский Витовт (1392-1430) был сторонником ре­лигиозного компромисса, но значительное число ревностных православных в Литве отнюдь не помогало его достижению. К концу правления Витовта могущество Великого княжества Литовского достигло своего апогея. ″Около 1425 г., года, в который умер [великий князь Московский] Василий I, отец Василия II казалось, что роль объединителя большинства русских земель будет сыграна скорее великим князем литовским, нежели вели­ким князем московским.″ 1 Ведь именно Витовта Василий I попросил быть опекуном и покровителем будущего малолетнего московского князя Василия II (1425-1462 – со многими перерывами, шла длительная борьба за власть). Пользуясь случаем, Витовт попытался в 1426-1428 гг. захватить Псков и Новгород, но был вынужден довольствоваться лишь получением крупных денежных сумм за мир. ″С Тверью и Рязанью ему удалось много большее. В 1427 году он заключил с Тверью союзный договор, по которому великий князь Борис Александрович Тверской признал Витовта своим господи­ном; … двумя годами позже и великий князь Иван IV Рязанс­кий, и великий князь Иван II Пронский признали себя вассалами Витовта.″ 2 Но после смерти Витовта в Великом княжестве Литовском началась длительная борьба за власть, и его влияние на Северо-Восточную Русь ослабло. Поэтому ″в 1449 г. был подписан договор о дружбе и ненападении между Москвой и Литвой. … Этот договор - важная веха в отношениях между Восточной и Западной Русью, означавшая ко­нец краткого преобладания Литвы в восточнорусских делах.″ 3 Великое княжество Литовское отказалось от дальнейшего давления на Северо-Восточную Русь, а Тверское княжество окончательно утратило статус соперника Москвы в объединении Северо-Восточной Руси.

Уже вскоре началось наступление Великого Московского княжества на Литву – в правление князя Ивана III. В связи с сильным влиянием в Новгородской республике сторонников присоединения к Литве, великий князь Московский присоединил её к своим владениям (1478). Вскоре это произошло и с Тверским княжеством (1485), после чего на Северо-Восточной Руси пролитовские настроения пошли на спад. Недаром именно в 1485 г. Иван III принял титул «великий князь всея Руси», что означало, с одной стороны, констатацию факта создания русского государства, а с другой - пре­тензии на все земли, которые когда-то входили в состав Киевской Руси, а теперь находились в составе Литвы. ″К Ивану III на службу продолжали проситься православные князья из Литвы, объясняя свое нежелание оставаться под властью Литвы гонением на их веру. Так, Иван III принял к себе князя бельского и князя новгород-северского и черниговского с громадными вотчинами по Днепру и Десне. … До Ивана III под напором с запада, Московское княжество уступало и проигрывало; теперь московский великий князь сам начинает наступать на своих соседей и, увеличивая с запада свои владения, открыто высказывает притязание на присоединение к Москве вообще всех русских земель.″ 1 Это привело к началу серии русско-литовских войн: первая из них шла в 1500-1503 г.

3. На внешней политике Северо-Восточной Руси XIV-XV веков существенно сказывалось усиление византийского влияния. Оно, в первую очередь, было ощутимым в культуре Северо-Восточной Руси: туда из Византии массово приезжали иконописцы, переписчики духов­ных книг, богословы. В период становления государства русская церковь была подчинена константинопольскому патриарху, визан­тийцы часто находились на московском митрополичьем престоле. Это негативно сказывалось на отношениях Северо-Восточной Руси и Запада. Православная церковь проповедовала смирение, покорность судьбе и этим усиливала различие между менталитетом христиан-католиков, и православных Руси. Курс русской православной церкви на разрыв культурных связей с Западом был осознанным. Культурный изоляционизм Москвы (с 1326 г. – центра русской православной митрополии) был направлен против Запада, в его основе - антагонизм между православием и католицизмом. Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, то в Москве влияние церкви возрастает.

Показателен отказ (великого князя Московского) Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Митрополит Руси византиец Исидор, поддержавший унию, был низложен в 1442 году. В 1448 г. Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции константинопольского патриарха. Этим было положено начало незави­симости русской церкви. А по­сле взятия Константинополя османами в 1453 г. выбор главы рус­ской церкви определялся уже в Москве. Сложилось убежде­ние, что русское православие лучше и выше, чем греческое (византийское). Недаром при Иване III Рим безуспешно пытался добить­ся от Москвы выполнения Флорентийской унии. Великого князя Московского Ивана III стали считать как бы преемником византийского императора, почитавшегося главой православного Востока. Подчеркивая это, его назвали «царем» - это слово проис­ходит от римского caesar - кесарь или цесарь. При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии в 1472 г. ″Он стал обнаружить новое, непривычно высокое представление о своей власти. Женившись на греческой [византийской] царевне, он … усвоил себе византийский герб – двуглавого орла.″ 2 Также показательно, что он начал называть себя самодержцем: это слова являлось переводом титула византийского императора «автократор».

Тогда же, в конце XV столетия, завершался процесс образования национальных государств на территории Западной Европы. Он прохо­дил в связи с рос­том материального производства, обусловленного развитием товар­но-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России, социально-экономическое развитие которой было заторможено золотоордынским игом, происходило на феодальной основе. Тогда в Европе начало формироваться светское гражданское общество, а все ещё великий князь Московский Иван III опирался на православную церковь, и в качестве образца для подражания выбрал не его европейскую сословно-представительную монархию, а византийское самодержавие.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 178.

2 Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). – Тверь, 1994. - С. 130.

3 Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. - С. 67.

4 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997. – С. 205.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV-VI. – М., 1997. - С. 223.

2 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 181.

2 Там же. – С. 182.

3 Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII веков. – СПб., 1999. – С. 131.

4 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 162.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 184.

1 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

2 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, М., 1997. – С. 302-303.

3 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 11.

1 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 190.

2 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 187.

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.

В социально-экономическом развитии Руси в 13 - 14 веке произошли серьезные перемены. После нашествия монголо-татар в Северо-Восточную Русь происходит восстановление хозяйства, вновь оживляется ремесленное производство. Наблюдается рост и увеличения экономического значения городов, которые в домонгольский период не играли серьёзной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно развивается крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов. Сельское хозяйство и ремесло бурно развивается в Северо-Восточной Руси. Происходит усовершенствование старых технологий и появление новых.

На Руси получили распространения водяные колеса и водяные мельницы. Пергамент стал активно вытесняться бумагой. Развивается солеварение. Появляются центры по изготовлению книг в крупных книжных центрах и монастырях. Развивается массивно литье (колокольное производство). Сельское хозяйство развивается несколько медленнее чем ремесло. Подсечно-огневое земледелие продолжает вытесняться полевой пашней. Активно строятся новые деревни. Увеличивается количество домашних животных, а значит увеличивается внесение органических удобрений на поля

Постепенно на Руси выделяются самые крупные и сильные княжества: Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское княжество, владимирский князь имел ярлык (грамоту) от монгольского хана. Особо позиции Москвы усилились при Иване Калите (второй сын московского князя Даниила Александровича), при нем были присоеденены: Коломна, Переяславец, Можайск. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против татар, Иван Калита помог подавить его и получил ханский ярлык на Великое княжение. Благодаря грамотной политике Ивана Даниловича в отношении Орды, татарские набеги прекратились, что также способствовало укреплению Москвы и Руси в целом. Иван Калита продолжал линию Алекандра Невского в том, что держал прочный мир с татарами. Он так же заключил союз с церковью. Москва становится центром веры, так как митрополит навсегда переехал в Москву и оставил Владимир (Петр). Великий князь получил право у Орды самому собирать дань, что имело благоприятные последствия для казны Москвы. Также Иван Калита увеличивал свои владения. У хана Золотой Орды покупались и выпрашивались новые земли. Были присоединены Галич, Углич и Белоозеро. Также некоторые князья добровольно входили в состав Московского княжества. Ту же политику продолжали и его потомки. Москва медленно - но верно становилась центром, вокруг которого объединялись другие княжества.

В 14-15 вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Уже московские князья Юрий Данилович (внук Александра Невского, княжил в 1303-1325гг) и Иван Калита (княжил в 1325-1340гг) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями. При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси. Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Московское ополчение составляло основное ядро русских войск, разгромивших под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле (1380) монголо-татарские полчища Мамая. В 60-ее, 70-ее годы 14 века происходит усиливание междуусобиц внутри Золотой Орды. За два десятилетия появляются и исчезают до двух десятков ханов. Одним из таких, самым сильным и жестоким был хан Мамай. Он пытался собирать дань с русских земель, несмотря на то, что законным ханом был Тахтамыш. Угроза нового нашествия объединила основные силы Северо-Восточной Руси под главенством московского князя Дмитрия Ивановича Донского. В походе участвовали перешедшие на службу к московскому князю сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий. Союзник Мамая великий князь Ягайло опоздал прибыть на соединение с ордынским войском. Не присоединился к Мамаю и рязанский князь Олег Иванович, лишь формально вступившей в союз с Золотой Ордой.


6 сентября объединенное русское войско подошло к берегам Дона. Так впервые после 1223 года, со времен битвы на речке Калке, русские вышли в степь навстречу ордынцам. В ночь на 8 сентября русские войска по приказу Дмитрия Ивановича перешли Дон.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на берегу правого притока р. Дона. Вначале ордынцы потеснили русские полка. Тогда по ним ударил засадный полк под командованием Серпуховского князя. Ордынское войско не выдержало натиски свежих русских сил и обратилось в бегство. Битва превратилась в преследование отступающего в беспорядке врага. Население Москвы героически обороняло город от татарских ханов Тохтамыша в 1382году и Едигея в 1408; в 1480 оно требовало от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ хана Ахмата, укрепило город и готовилось к осаде. Москва была центром развитого ремесла, в осбенности производили металлические изделия и оружия. Высокого развития достигли также строительное мастерство, иконное и книжное дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной Европы, так как была связана водными путями (Москва-река, Ока, Волга и др.) с Поволжьем, Средней Азией, Закавказьем и Персией. С верховьев Дона начинался путь по Дону, Азовскому и Черному морям в Константинополь. Купцы, торговавшие с итальянскими колониями в Крыму, в частности с г. Сурож (Судак) , назывались в Москве «гостями-сурожанами» . Через город Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги с водными путями на Белоозеро и далее на Сурож.Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом и Смоленском. По своим размерам Москва принадлежала к числу крупнейших европейских городов.

128.61kb.

  • Северо-Восточная Азия является местом, где пересекаются интересы мировых держав , 127.29kb.
  • Хронология русской истории , 114.82kb.
  • Контрольный тест «Русь в начале XII-XIII вв.» Что означало выражение «Пусть каждый , 29.24kb.
  • 1. Что из названного относится к последствиям нашествия монголо-татар на Русь , 110.65kb.
  • Тема: Узагальнення з теми „Княжа Русь Україна , 48.74kb.
  • Годовой отчет открытого акционерного общества «уральская сталь» за 2006 год , 330.07kb.
  • 9 Северо –Восточная Русь в 13 – 14 вв

    Усиление Московского княжества вело к изменению отношения к татарам. Сущность этого изменения состояла в переходе от политики покорности и повиновения Орде к политике борьбы против нее, тем более, что в Золотой Орде тогда наблюдались усобицы, падение значения ханской власти. За период с 1360 по 1380 гг. в Орде сменилось 14 ханов. Но Мамаю удалось временно ликвидировать усобицы и сосредоточить власть в своих руках. Он решил призвать Московского князя к порядку и в 1378 г. совершил поход на Русь, но на реке Воже (приток Оки) татарское войско было разбито. После этого обе стороны стали готовиться к решительной битве. С этой целью Мамай заключил союз с Великим князем Литовским Ягайло и вступил в тайные сношения с рязанским князем Олегом, недовольным главенством Москвы.

    Несмотря на то, что ни Тверь, ни Новгород, ни Нижний Новгород не приняли участия в борьбе с Мамаем, Дмитрию удалось создать небывалую до того рать, которая насчитывала 100 -150 тыс. человек. В этом деле существенную помощь князю оказывало духовенство, прежде всего-преподобный Сергий Радонежский, который примером своей жизни «поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее» (В. О. Ключевский). Святой Сергий не только благословил Дмитрия Ивановича на подвиг, но и предсказал погибель Мамаю, воскликнув: «Пойди, господине, на поганые половци, призывая бога, и господь бог будет ти помощник и заступник!». Исход сражения решила Куликовская битва, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона при впадении в него реки Не-прядвы. Битва шла несколько часов. Татары дрогнули и побежали. Летописцы называли Куликовское сражение «Мамаевым побоищем», а Дмитрию народ дал почетное прозвище «Донской», с которым он и вошел в историю.

    Куликовское сражение имело огромное политическое и национальное значение. «Событие состояло в том,-говорил В. О. Ключевский,- что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями». Велика была радость на Руси, но велика и скорбь, так как русское войско понесло огромные потери.

    Битва была выиграна, но Дмитрию Донскому не удалось освободить Русь от монгольского ига. В 1382 году новый хан Золотой Орды Тохтамыш вторгся в русские области и опустошил Москву. Дмитрию пришлось согласиться на возобновление выплаты дани. И все же зависимость Русских земель от Орды становилась все более номинальной.

    Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию I Владимирский великокняжеский престол как вотчину, не спрашивая ханского разрешения (ярлыка). Василий I продолжал собирать русские земли под власть Московского княжества. Его смерть положила начало длительному и острому политическому кризису, заполнившему почти все княжение его сына Василия II Васильевича (1425 -1462 гг.). Дело в том, что Василий Дмитриевич перед своей смертью благословил своего 10-летнего сына Василия на великое княжение. Но после смерти Василия I его брат Юрий Дмитриевич отказался признать старшинство своего племянника и вступил в борьбу за великокняжеский престол. Эта борьба, которую после смерти Юрия продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, носила характер феодальной войны, тянулась более 20 лет и доходила до крайней жестокости с обеих сторон.

    Усобица осложнялась бурными и сложными отношениями Василия II с монголами. Татарский хан в самом начале признал его великим князем, но в 1445 г. большой отряд одного из татарских ханов Улу-Махмета ворвался в московские владения, разбил русские войска и взял Василия II в плен. Великий князь был освобожден из плена за огромный выкуп. Используя недовольство, вызванное сбором средств для выкупа, Дмитрий Шемяка в 1446 г. захватывает в Троицком монастыре Василия Васильевича и ослепляет его (отсюда прозвище- Темный), а в феврале этого же года занимает Москву. Однако против Шемяки выступило население Москвы, особенно духовенство во главе с епископом рязанским Ионой. Дмитрий Шемяка вынужден был пойти на освобождение Василия Темного, который в декабре 1446 г. вступает в столицу своего княжества.

    Кроме политического междоусобия княжение Василия II было потрясено еще церковной смутой. В 1431 г. в Москве хотели поставить митрополитом епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Руси грека Исидора. В 1439 г. на соборе во Флоренции заключили унию об объединении православной и католической церквей с признанием верховной власти римского папы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор. Но когда он вернулся в Россию в сане римского кардинала, то великий князь и русское духовенство отказались признать унию. Исидор был низложен, а в 1448 г. на соборе русских епископов Иона был избран митрополитом впервые без ведома Константинопольского патриарха. Русская церковь стала автокефальной (независимой).

    В настоящее время часть историков считает, что во время феодальной войны второй четверти XV в. еще могли реализоваться альтернативные варианты централизации. Во главе объединения древнерусских земель могли оказаться торговый Новгород или северная Галицкая земля с ее развитыми промыслами и значительным числом свободных крестьян, а возможно и княжество Литовское и Русское, где литовцы играли своеобразную роль «варягов». Однако победа в проведении централизации осталась за московским князем Василием II, использовавшим в качестве союзников ордынцев. В борьбе за центральную власть Василия II поддержала русская православная церковь.

    Завершение феодальной войны означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Московского княжества. Эта тенденция была закреплена, стала необратимой в период княжений Ивана III и Василия III.

    Характер Ивана III Васильевича формировался в сложной обстановке. Детство и отрочество будущего первого государя всея Руси пришлось на заключительные, самые драматические этапы феодальной войны второй четверти XV а На седьмом году жизни княжич был обручен с 4-летней дочерью тверского великого князя. Через несколько лет 10-летняя Мария Тверская превратилась в великую княгиню Московскую. В ту пору не удивлялись ранним бракам. Решающее значение здесь имели династические и политические интересы. С детских лет приучали Ивана Ш к походам. Воеводы и воины привыкали смотреть на него как на будущего своего государя. Уже в 12-летнем возрасте Иван отправился в свой первый самостоятельный поход. Естественно, фактически во главе войска шли опытные воеводы Но формально главенство и личное участие княжича стало ступенью к его политическому возмужанию. К 17-летию он уже далеко не формально носил титул великого князя. Физическая беспомощность слепого отца подчеркивала значение сына. Как ближайший помощник Василия П, он принимал реальное участие в управлении великим княжеством.

    Образование централизованного государства это важный этап в развитии русской государственности. Процесс централизации шел на протяжении двух, насыщенных бурными драматичными события, веков.

    Причины образования централизованного государства

    1. Рост материального производства, развитие товарного хозяйства.

    2. Развитие городов – центров торговли, ремесла. Их заинтересованность в объединении.

    3. Заинтересованность мелких и средних феодалов в централизованной власти, способной держать в узде крупных феодалов, обеспечить сохранность своих земель от выступления крестьян.

    4. Необходимость освобождения русских земель от монгольского ига.

    5. Обеспечение обороны страны на западных границах.

    6. Расширение масштабов земельной собственности крупных феодалов, что заставило искать пути закрепления крестьян с помощью сильной центральной власти.

    7. Подъем ремесленного производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством (в конце XIV века появляется огнестрельное оружие)

    Лекция 12

    Возвышение Москвы

    Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовал ряд причин:

    1) Выгодное географическое положение;

    2) Москва находилась в центре русских княжеств, которое прикрывали её от ударов извне;

    3) В Москву со всех сторон, ища убежища, стекались люди, и это увеличивало её население

    4) Москва стояла на перекрестке важнейших торговых путей:

    водных - Москва-река связывала верхнюю Волгу со средней Окой

    и сухопутных - связывающих Юго-Западную Русь с Северо-Восточной Русью, а также Новгород с Окско-Волжским краем.

    5) Умелая дальновидная политика Московских князей.

    Лекция 13

    Иван Данилович Калита (1325-1340)

    К началу XIV века Московское княжество увеличилось почти вдвое. Москва выступила претендентом на великое княжение и вступила в борьбу с основным противником Тверью. В кровавой драме, разыгравшейся в последующие два десятилетия, пали и тверской князь Михаил, и его враг, московский князь Юрий, и сын тверского князя. На чьей стороне окажется победа, наверное, в ту пору не мог бы сказать никакой прорицатель и ясновидец.



    Но московский княжеский стол достался талантливому и энергичному князю Ивану Даниловичу по прозвищу Калита (внуку Александра Невского). Из пяти братьев в живых остался только он один, а остальные умерли бездетными. Эта, казалось бы, историческая случайность привела к важным последствиям. Московское княжество не делилось и не дробилось между наследниками. Целиком она попала в руки Ивана Даниловича. И руки эти были надежными.

    Прекрасный дипломат, искусный политик, Иван Данилович сумел оградить Московское княжество от набегов татар. Летописец отмечал, что после вокняжения Ивана «была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан…». Дело в том, что Иван Данилович очень успешно проводил ставшую уже традиционной для московских князей политику задаривания. И хан, и его жены знали, что каждый приезд Ивана – это гора подарков, это огромная дань, собранная в русских землях. Мир и дружбу с Ордой Иван Данилович использовал для укрепления позиций Московского княжества.

    Он нанес страшный удар по Твери – главному сопернику Москвы. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против татар. Иван возглавил карательную экспедицию. Тверская земля была опустошена, а ярлык на великое княжение ордынский хан Узбек передал Ивану Калите, как и право сбора татарской дани.

    Используя отношения с татарами и право сбора дани, Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты («кошель»), но вошел в историю как «собиратель земли русской».

    Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. Дальновидный Иван Данилович построил в Москве первую каменную церковь Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился. Его преемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии.

    Иван Калита укрепил позиции Московского княжества, заложил основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившим начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору.

    Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и происходит наименование "великорусский народ".

    Лекция 14

    Куликовская битва

    Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича Донского (1359 – 1389). Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси – Золотой Ордой.

    В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом и тайный союз с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы.

    Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословение преподобного Сергия Радонежского – игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба. Дмитрию Ивановичу удалось собрать небывалую для Руси армию численностью 100 -150 тыс. человек. По сути это было всенародное ополчение.

    Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайлом, Дмитрий Иванович спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле – на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению. Стратегически положение его было выгодным – оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Сначала татарской коннице удалось потеснить центр и левый фланг русских, но в тыл ей ударил засадный полк. Разгром был полным. Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Дмитрий Иванович получил почетное прозвище «Донской».

    Историческое значение Куликовской битвы в том, что ее результат привел к краху татаро-литовских планов раздела Руси. Миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благословленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. Крупнейший историк XIX века В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле Куликовом.

    Лекция 15

    Московская Русь при Иване III

    Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внес Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шел 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Современники свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными, даже красивыми чертами мужественного лица. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий.

    Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Московские наместники правили в бывших княжеских столицах – Нижнем Новгороде, Суздале. Ярославе, Ростове, Белоозере. В 1478 году – Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Вслед за Новгородом было завоевано Тверское великое княжество. В 1480 – произошло свержение татаро-монгольского ига.

    Иван III провел военную реформу: вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

    Был сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства – Боярской Думы, Большого Дворца и Казны.

    Наиболее значительной была судебная реформа Ивана III, обнародованная в 1497 году в виде специального сборника законов – «Судебника».

    Иван III провел реформу календаря. С 1472 года (с семитысячного года от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

    По мнению большинства историков Иван III был достойным потомком московских князей – собирателей русских земель. Если в 1462 году Иван III наследовал княжество в 430 тыс. кв.км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 году государственная территория Руси увеличилась в 6 раз, достигая 2 800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек. С могущественным русским государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны.

    В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединенной русской землей Иван III официально называл себя: «Государь Всея Руси».

    В целях повышения престижа своей власти Иван III после смерти первой жены сочетался браком с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были бармы (оплечья) и «шапка Мономаха», якобы подаренная византийским императором еще Владимиру Мономаху.

    При Иване III был принят новый герб Российского государства. Старый московский герб, изображавший всадника, поражающего копьем змея, был объединен с византийским двуглавым орлом.

    Лекция 16

    Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

    В годы образования централизованного государства существование могучей независимой земли – Новгородской феодальной республики – становилось препятствием на пути политического объединения.

    В 1462 году московский престол занял Иван III, сын Василия II Темного. Первое десятилетие своего княжения он был занят подготовкой активного выступления против Новгорода.

    Новгородские правители осознавали, что сохранить независимость от усиливающейся с каждым годом Москвы будет делом нелегким. Внутреннее положение Новгорода осложнялось еще и тем, что среди самих новгородцев не было единства: часть населения считала, что следует подчиниться Великому князю московскому Ивану III. Но несмотря на все эти проблемы, новгородское правительство, фактически возглавлявшееся Марфой Борецкой (вдовой посадника), приняло решение отстаивать свою независимость. Новгородцы заключили союз с Великим княжеством Литовским, чтобы в нем найти противовес усиливающейся Москве. Соглашение с Великим князем литовским Казимиром было подписано. По его условиям Великое княжество Литовское гарантировало самостоятельность Новгородской республики.

    О договоре вскоре стало известно и Ивану III. Обращение к Литве было расценено им как измена православной вере (ведь правители Великого княжества Литовского являлись католиками). Решено было начать войну. Решающая битва произошла на реке Шелонь (июль 1471 г.). Новгородские войска были полностью разгромлены, в плен попали некоторые бояре - противники Москвы, среди них и сын Марфы Борецкой, посадник Дмитрий. По приказу Великого князя наиболее упорные противники Москвы, оказавшиеся в плену, были казнены.

    Поражение новгородцев было предопределено, потому что среди жителей Новгорода не было единства - часть горожан не одобряла обращение за помощью против Москвы к Литве. Кроме того, в битве отказалась участвовать одна из самых боеспособных частей новгородского войска - архиепископский полк, а Великий князь литовский Казимир не оказал своим союзникам никакой помощи. В таких условиях продолжение борьбы с Москвой не имело никаких шансов на успех. Однако Иван III не ликвидировал на этот раз самостоятельность Новгорода, была лишь усилена власть Великого князя в судебных делах и республика лишалась права внешних сношений.

    Окончательно же Новгород был покорен в январе 1478 г. Город был окружен московскими войсками, и правительству Новгородской республики пришлось капитулировать. Символ независимости - вечевой колокол - был увезен в Москву, а управлять Новгородом стали наместники, назначаемые Великим князем. Впоследствии большинство новгородских бояр было выселено из города, их земли конфискованы, и Новгород навсегда вошел в состав Русского государства.

    Лекция 17

    Падение ордынского ига.

    В 30-х гг. XV в. начался распад некогда могучей Золотой Орды. В низовьях Волги продолжало существовать образование, называемое Большой Ордой. Ханы Большой Орды стремились восстановить могущество татаро-монгольского государства. Определенных успехов в этом направлении удалось добиться хану Ахмату. При нем Орда несколько усилилась.

    Одновременно происходило и усиление Москвы. В первые годы правления Ивана III Русь еще продолжала выплачивать дань, но примерно с середины 70-х гг. выплата дани прекращается. Правители Большой Орды, и в первую очередь сам хан Ахмат, понимали, что заставить русских возобновить выплату дани может только военное давление, победоносный и разрушительный поход. Хан Ахмат усиленно готовился к такому походу: собиралось войско, был заключен союз с Литвой, предполагавший совместное выступление против Ивана III. Русский правитель также готовился с назревавшему решительному столкновению с Ордой. Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, которому было невыгодно усиление Ахмата, претендовавшего на Крым.

    События развернулись в 1480 г. Огромное войско Ахмата (около 100 тысяч) двинулось в поход. Вероятнее всего, татары планировали соединиться с литовскими войсками, но в этот момент на владения Великого княжества Литовского совершил набег союзник Ивана III Менгли-Гирей. В таких условиях литовский правитель не смог оказать помощи хану Ахмату. Между тем войска Большой Орды оказались на берегу реки Угры (приток реки Оки). На другом берегу находились московские войска. Татары пытались переправиться через реку, а русские стремились не допустить этого.

    Столкновения продолжались несколько месяцев, изредка прерываясь переговорами, в ходе которых Ахмат настаивал на сохранении ига. Столкновения и переговоры ни к чему не привели. Между тем наступила осень, Угра замерзла, выпал снег. Союзник Ахмата Казимир литовский так и не появился. Татары стали испытывать недостаток продовольствия и фуража. 11 ноября 1480 года Ахмат увел свои войска в степи. Так закончилось событие, вошедшее в историю под названием «стояние на Угре». Ордынское иго, продолжавшееся 240 лет, завершилось. Вскоре хан Большой Орды Ахмат был убит своими соперниками, еще через несколько лет Орда окончательно распалась.

    Лекция 18

    Правление Василия III.

    После смерти Ивана III великим князем стал его старший сын от второй жены Софьи Палеолог Василий III (1505 - 1533). Новый великий князь продолжал политику своего отца. Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий.

    При Василии III была окончательно ликвидирована самостоятельность последних остававшихся неприсоединенными русских земель. В 1510 г. закончилась самостоятельная история Пскова: вечевой колокол был снят и вывезен в Москву, городом стали управлять наместники великого князя.

    В 1521 г. подобная участь постигла и Рязанское княжество. Последний рязанский князь бежал на территорию Великого княжества Литовского.

    Не менее важной была и другая задача: вернуть русские земли, продолжавшие находиться в составе Литвы. В 1512 - 1522 гг. шла очередная русско-литовская война. Московское правительство рассчитывало, видимо, занять Смоленск, а затем территории современных Белоруссии и Украины. Но этим оптимистическим надеждам не суждено было оправдаться. Крупным успехом было лишь взятие Смоленска (1514 г.). После этого можно было ожидать новых побед, но в действительности произошло иначе: в том же году русские войска потерпели тяжелое поражение под Оршей. Продолжавшаяся еще несколько лет война не привела ни одну из сторон к решающим успехам. По условию перемирия 1522 г. в состав России вошел лишь Смоленск с округой.

    В итоге при Василии III было завершено возвращение основного ядра великорусских земель.

    Лекция 19

    Иван Грозный и его время. Внутренняя политика Ивана IV

    Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления русского государства и самодержавной власти

    Политика Ивана IV прошла два этапа:

    1) Реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах.

    2) Затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

    16 января 1547 года впервые в русской истории состоялось венчание на царство бывшего до этого великим князем Ивана IV. Принятие царского титула подчеркивала самодержавный характер власти.

    При молодом царе создается совет ­- «Избранная рада » из представителей знати и дворянства. Особое влияние на царя имели Алексей Адашев и протопоп Сильвестр. В разработке реформ также участвовали князья Курбский, Шереметьев и другие.

    К февралю 1549 относятся начало деятельности на Руси «Земских соборов». Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 января 1550 г. Иван IV выступил перед представителями бояр и дворян с программой реформ.

    Правительство начинает разработку нового Судебника, который был принят в 1550 году Боярской думой. Судебник 1550 года усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов – приказов и резкого ограничения власти наместников.

    Ограничивались податные привилегии крупных светских и духовных феодалов.

    Судебник увеличивал плату крестьян за уход от господина в Юрьев день.

    Судебник значительно усиливал крепостничество.

    Принятие Судебника положила начало ряду реформ.

    «Уложение о службе», принятое в 1556 году, по которому вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям, завершают формирование русской армии. Основой вооруженных сил составляло теперь конное ополчение землевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходить на службу «Конно, людно и оружно». Кроме них существовали служивые люди по прибору (набору): городская стража, артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян и горожан. Стрельцы представляли собой регулярное войско, вооруженное новейшим оружием и содержавшееся казной.

    В середине XVI века возникает высший государственный орган – Земские соборы, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества говорило о превращении государства в сословно-представительную монархию.

    В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений, меняется управление на местах.

    Вместо наместников появляются выборные земские старосты их зажиточных людей и крестьян.

    Общий надзор над местным управлением осуществляли губные старосты.

    В те же годы была проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должная символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 году на Стоглавом соборе унифицированы: служба, церковные обряды, приняты меры для усиления авторитета церкви.

    Опричнина (1564 – 1572)

    Решая важнейшую задачу – выход России к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 году объявляет войну Ливонскому ордену. Все неудачи в этой войне по мнению Ивана IV коренились в боярской измене: 1) на сторону врага перешел командующий русской армией Андрей Курбский; 2) создалась оппозиция бояр даже в правительстве. Бояре выступают против большой войны за Ливонию.

    Правительство и «Избранная Рада» распадаются. Раскрыты заговоры, следуют расправы, казни. Все это, а так же необходимость мобилизовать силы для войны побуждают Грозного ввести в стране новый порядок управления государством. Он направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

    Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 года своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделено на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. В состав опричнины вошли преимущественно центральные, отчасти южные уезды, где преобладало княжеско-боярское землевладение.

    Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались «опричные служилые люди». Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по политической и экономической мощи «Великих боярских родов». Главной мерой стало создание опричного войска (1000 человек – личная охрана царя). Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, приданы чрезвычайные карательные функции - «грызть изменников» и «выметать из государства измену» (знак опричника – голова собаки и метла у седла лошади) – т.е. проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции в города и уезды стали обычным делом. Новгородская расправа - одно из самых кровавых дел опричнины. В 1572 году опричнина была отменена.

    Лекция 20

    Иван Грозный и его время. Внешняя политика русского государства при Иване IV.

    Основными направлениями внешней политики в середине второй половине 16 века были следующие:

    1. На востоке и юго-востоке борьба с казанскими и астраханскими ханствами и продвижение в Сибирь

    2. На западе попытка выхода к Балтийскому морю

    Присоединение Казанского и Астраханского ханства.

    Два похода русских войск на Казань оказались безуспешными.
    В 1551 на подступах к Казани была построена мощная крепость Свияжск, куда стали стягиваться основные силы русских войск. Летом 1552 года огромное войско во главе с Иваном Грозным осадило Казань. Войско крымского хана, союзника казанского хана было отбито, русские войска после месячной осады штурмом взяли город.

    Исход «казанской войны» определил судьбу астраханского ханства. В 1556 году астраханское ханство было взято русскими войсками. В результате Среднее и Нижнее Поволжье были присоединены к России. К России были присоединены также ногайская орда и Башкирия. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободным.

    Присоединение Западной Сибири.

    В 1581 году на средства богатых купцов Строгановых была организована военная экспедиция казаков под руководством Ермака. В 1582 году казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума. Позже Кучум напал ночью на казаков и Ермак был убит. Но участь ханства уже была предрешена: народы Западной Сибири была присоединены к России.

    Ливонская война (1558-1583).

    Основной причиной войны была борьба России за выход к Балтийскому морю. В течение 25 лет Иван IV вел изнурительную Ливонскую войну. Война вызывалась необходимостью установить тесные связи с Западной Европой, которые тогда было легче всего установить через моря, а так же потребность обороны западных границ.

    В истории войны выделяют 4 этапа:

    1. Ознаменовался блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев, другие города. В 1561 году Ливония как государство немецких рыцарей перестает существовать. Однако Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю.

    2. Русские войска терпят крупные поражения. На сторону врагов перешел командующий русской армией Андрей Курбский. Военные действия продвигаются с переменным успехом, а международная обстановка становится для России все более неблагоприятной. В 1569 году по Люблинской унии Польша и Литва становятся единым государством – Речью Посполитой. С 1569 года крымские татары, подстрекаемые Турцией, начинают грабительские набеги на русские земли. Крупнейшим из них было нападение в 1571 году на Москву, когда столица была сожжена.

    3. Главный противник России – Швеция. Русские войска одержали ряд побед, но не смогли взять Ригу и Ревель.

    4. Польский король Стефан Баторий совершает серию крупных походов на русские земли и осаждает Псков. Швеция захватывает Нарву и все русское побережье Финского залива. Сил для продолжения войны у России не было. В 1582 году между Россией и Речью Посполитой был заключен мир с отказом обеих сторон от завоеванных территорий. В 1583 году заключено перемирие между Россией и Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья реки Невы, перешло к Швеции.

    В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике.

    Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по западноевропейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили её силы.

    Значение этой войны для истории России заключалась в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.

    Лекция 21

    Московское государство на рубеже 16-17 веков. Смута.

    В 1584 году на российский престол вступил сын Ивана IV – Федор. Но фактически правителем стал его родственник боярин Борис Годунов – осторожный и умный политик, который пользовался доверием у царя. Борис Годунов сумел выдержать ожесточенную борьбу с боярской аристократией за влияние на государственные дела и мог занять престол после смерти бездетного Федора. Эта задача была облегчена неожиданной смертью 15 мая 1591 года девятилетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана IV. Противники Бориса Годунова приписывали ему убийство царевича с целью захвата власти.

    Смута

    В 1601-1602 годах беглый монах Чудово монастыря Григорий Отрепьев появился в польских владениях на Украине, выдавая себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося от убийц в Угличе. Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду за помощью. Расплатиться за помощь он должен был некоторыми русскими землями и обещанием подчинить русскую православную церковь папскому престолу. Лжедмитрий тайно принял католичество. Польский король не решился открыто поддержать самозванца и вторжение в Россию было организовано как частное предприятие польских магнатов.

    Осенью 1604 года Лжедмитрий с небольшим войском поляков и казаков перешел русскую границу и двинулся на Москву. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызвала у крестьян и горожан надежду на улучшение жизни. В апреле 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов. В июне 1605 года в Москве вспыхнуло восстание. Бояре воспользовались этим арестовали, а затем убили сына Бориса Годунова Федора и его мать. Лжедмитрий вступил в Москву. Однако овладев троном он не смог его удержать. Лжедмитрий не передал Польше окраинные земли поскольку это выглядело бы явным предательством. Невозможно было и обратить русский народ в католичество, поскольку это вызвало бы сопротивление не только церкви, но и всего народа. Лжедмитрий вызывает всеобщее серьезное недовольство. Особое возмущение у москвичей вызвало поведение 2 тысяч поляков прибывших в Москву на свадьбу Лжедмитрия с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Воспользовавшись этим бояре во главе с Василием Шуйским подняли в Москве восстание 17 мая 1606 года. Лжедмитрий убит.

    К власти приходит Василий Шуйский (1606-1610). Став царем он проводит политику в интересах узкого круга боярской знати. Крестьянские волнения возникавшие в некоторых районах переросли в крестьянскую войну – восстание под руководством Ивана Болотникова (1606-1607). Нестабильная внутренняя ситуация в России позволила вновь активизировать захватнические планы Речи Посполитой.

    Польские магнаты отыскали нового самозванца Лжедмитрия II (1607-1610). Надежды на «хорошего царя» Дмитрия вновь привлекла к самозванцу массы крестьян и посадского населения (горожан). На его сторону перешла часть бояр и дворян, недовольных Василием Шуйским. За короткий срок власть самозванца, получившего прозвище «тушинский вор». И польская шляхта распространилась на многие регионы. В июне 1608 года Лжедмитрий II подходит к Москве, но взять ему её не удалось и он стал лагерем близ столицы в селе Тушино. Осада Москвы затянулась на полтора года. Польские отряды рассыпались по всей стране в попытках получить господство над всей Россией, но грабежи и бесчинства тушинских отрядов вызвали мощное народное сопротивление.

    Василий Шуйский, опасаясь стихийного движения низов, обратился за помощью к Швеции, жертвуя национальными интересами. В феврале 1609 года был заключен союз со Швецией, по которому Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, а Швеция давала войска для борьбы с Лжедмитрием II. Правительство Швеции рассматривало это соглашение как удобный повод для вмешательства во внутренние дела России и осуществления своих территориальных претензий. Однако политическая обстановка в стране еще больше обострилась.

    Лекция 22

    Иностранная интервенция в годы Смуты. Народные ополчения.

    В 1609 году Речь Посполитая, которая уже не нуждалась в Лжедмитрии II, объявила войну России. Началась открытая интервенция. В 1610 году шведы покинули русскую армию и занялись грабежом северо-запада России. Недовольства правительства Василия Шуйского достигло предела. В результате заговора в июле 1610 года московские бояре и дворяне свергли Шуйского с престола. Власть перешла в руки семи бояр. Это правительство получило название «семибоярщина» (1610-1613). Для спасения своей власти и привилегий бояре встали на путь национальной измены. В августе 1610 года был заключен договор с поляками о признании русским царем сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. Польские интервенты занимали столицу, много городов центра и запада страны. На cеверо-западе хозяйничали шведы. В этот тягчайший период русского государства на историческую сцену выступил русский народ. С начала 1611 года в Рязани создается первое народное ополчение, которое возглавил дворянин Ляпунов. Однако это ополчение успеха не имело. В результате внутренних разногласий оно распалось, а Ляпунов был убит.

    В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским было сформировано Второе ополчение, которое в октябре 1612 года освободило от захватчиков Москву. В феврале 1613 года на Земском соборе был избран глава государства – новый царь Михаил Романов. Перед царем Михаилом Романовым (1613-1645) была поставлена задача покончить с интервентами. Михаил Романов был сыном митрополита Филарета, который после возвращения из плена в 1619 году был избран в России патриархом и стал фактическим правителем государства. Перед новой властью стали труднейшие задачи ликвидации последствий интервенции. В 1617 году заключается «Столбовский мир» со Швецией, по которому к ней вновь отошло побережье Финского залива с городами: Ям, Копорье, Ивангород. В 1617 году Польский королевич Владислав совершил поход на Москву, но захватить её не смог. В 1618 году подписывается Деулинское перемирие с Речью Посполитой, лишившее Россию Смоленска и Чернигово – Северских земель. В результате борьбы с захватчиками Россия лишилась некоторых земель в том числе выхода к Балтийскому морю. Надолго продлилась хозяйственная разруха. Но историческое значение борьбы с интервентами в том, что русский народ отстоял независимость Родины.

    Россия на рубеже XVI-XVII веков (Текст из учебника Е.Д. Полнера)

    Смутное время

    Смутное время (1598-1613) в истории России характеризуется слабостью государственной власти

    и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и нтервенцией, "великой

    разрухой Московского государства".

    I. Причины смуты

    1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.

    2. Стремление различных социальных групп населения улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне стремились к отмене крепостного права, дворяне - к продвижению по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.).

    3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только "природному царю"(династия Рюриковичей), а не выборному, что было почвой, питавшей самозванцев.

    II. Условия, способствовавшие развитию смуты

    1. Борьба боярства за ограничение власти царя.

    2. Падение нравственности (по мнению современников).

    3. Боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления Бориса Годунова (1598-1605).

    4. Активность казачества.

    5. Вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России.

    III. Последствия смуты

    1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской Думы и

    1.Земского собора (в период царствования Михаила Романова (1613-1645) известно десять созывов Земского собора).

    2. Экономическая разруха и обнищание народа.

    3. Ухудшение международного положения России и потеря территорий за годы смуты (Смоленские и Cеверные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции).

    4. Воцарение династии Романовых (1613-1917).

    5. Расстройство местничества, что ослабило старую аристократию (боярство) и усилило

    5.позиции служивого дворянства.

    ВЫВОД.

    С воцарением Михаила Романова в России началось правление новой династии - Романовых, продолжавшееся до 1917 г.

    Похожие статьи

    © 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.