Биография даргомыжский александр сергеевич кратко. Краткая биография даргомыжского А даргомыжский биография

Где дети получают возможность творческого развития. А кто такой Даргомыжский и каким образом он связан с Вяземской землей, можно узнать, познакомившись с его биографией.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – русский композитор, который оставил значимый след в развитии музыки, создавая одно из новых направлений - реалистичное. Даргомыжский Александр Сергеевич в автобиографическом письме писал как-то: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» и это у него прекрасно получалось, ведь не зря же его Мусоргский назвал «учителем музыкальной правды».

Александр Сергеевич Даргомыжский краткая биография

Начинается жизненный путь Даргомыжского и его краткая биография с рождения. Это произошло в феврале 1913 года. Именно тогда мир увидел маленький мальчик, который родился в семье дворян, а назвали его Александром, славная биография которого началась в Троицком селе Тульской области. Сразу, как войска Наполеона были изгнаны с территории России, Даргомыжские селятся в имении, что досталось по наследству матери Даргомыжского, в имении Твердуново, в Вяземском районе. Там прошли первые четыре года будущего композитора, после чего все семейство, переезжает в Петербург. Там Александр Сергеевич Даргомыжский занимается музыкальным образованием. Он учится игре на скрипке, фортепиано, учится пению, пробовал себя в написании первых своих романсов, пьес для фортепиано.

Среди его знакомых, было много литераторов, среди которых был Лев Пушкин, Жуковский Василий, Петр Вяземский. Большую роль в судьбе Даргомыжского сыграла встреча и знакомство с Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский создавал музыку и первая его большая работа была работа над оперой «Эсмеральда», которую не сразу поставили на сцене, а когда автор добился ее выхода, то после премьеры и вовсе быстро сошла со сцены и редко ставилась. Такая неудача болью и переживаниями отразилась на душевном состоянии Даргомыжского, но он продолжает создавать и пишет ряд романсов.

Русалка история создания

Композитор Даргомыжский уезжает за границу, так сказать, для вдохновения. Там знакомится с музыковедами, мировыми композиторами, а вернувшись на родину, Александр стал увлекаться фольклором, чьи отзвуки прослеживаются во многих его работах, в том числе в знаменитом его произведении, которое принесло автору большую популярность. И это работа Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» на сюжет трагедии Пушкина «Русалка». Если говорить о работе Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» и его истории создания, то стоит сказать, что для написания произведения композитора ушло около семи лет. Начал ее писать в 1848 году, а завершил работу в 1855 году.

Следующая опера, которую задумал Даргомыжский, была опера «Каменный гость», но пишется она медленно из-за испытываемого автором творческого кризиса, который был вызван выходом из репертуара театров его работы «Русалка». Опять за вдохновением Даргомыжский едет за границу. По прибытии берется вновь за «Каменного гостя», но завершить его не смог.

Опера А.С.Даргомыжского Русалка

Александр Сергеевич Даргомыжский музыка

Даргомыжский - Мельник, ноты

Меланхолический вальс А. Даргомыжский

В 1869 году Даргомыжский покидает наш мир. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств.

Александр Сергеевич Даргомыжский интересные факты из жизни

Изучая биографию Александра Сергеевича Даргомыжского, можно отметить такой интересный факт его жизни, как завершение оперы «Каменный гость», которую закончил Цезарь Кюи.
После себя Даргомыжский оставил множество произведений, а это и оперы, и камерно-вокальные произведения, и песни социально-бытового содержания, и романсы, и произведения для фортепиано.

За свою жизнь Даргомыжский так и не встретил ту единственную, с которой он бы создал семью и воспитал детей. В Вязьме, рядом со школой искусств, А.С. Даргомыжскому установлен памятник, и недавно появилась .

Ну а вам предлагаем познакомиться ближе с композитором. Посмотрев фото Даргомыжского Александра Сергеевича, а также можете прикоснуться к творчеству Александра Сергеевича Даргомыжского, слушая его произведения.

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.

В 1817 году Даргомыжские переезжают в Петербург. Его отец получил там должность в канцелярии. А Александр начинает свое музыкальное образование. Тогда он впервые сел за фортепиано. Страсть к различным видам искусства ему прививали дома. Его мать, Мария Борисовна, тесно соприкасалась с литературой. Атмосфера в доме располагала к творчеству. Вечерами дети устраивали спектакли, а в дневное время занимались гуманитарными предметами: и поэзией, и иностранными языками, и историей.

Его первая учительница музыки - Луиза Вольгенборн. Прозанимавшись с ним два года, она дала ему мало знаний на этом поприще. Поэтому преподавателя пришлось сменить. С 1821 года Александр начинает занятия с А.Т. Данилевским, уже известным человеком в музыкальных кругах. После нескольких занятий с ним Даргомыжский делает успехи. Помимо регулярных уроков с педагогом, мальчик пробовал сам сочинять мелодии.

Творческая деятельность не вызвала одобрения у строгого педагога. Он считал неприличным дворянину посвящать время сочинительству. В эту же пору у будущего композитора появляется второй преподаватель - крепостной Воронцов, который обучал мальчика игре на скрипке. В отличие от Данилевского, он поощрял творческие эксперименты Александра. Чтобы добавить сыну концертной практики, его родители пригласили пианиста Франца Шоберлехнера. Они прозанимались с 1828 по 1831 годы. За это время Даргомыжский отточил свое мастерство до такой степени, что уже в 30-е годы был знаменит на весь Петербург. Помимо игры на музыкальных инструментах, Александр имел тягу к пению. Он занимался с педагогом по вокалу Бенедиктом Цейбихом, который стал последним учителем композитора. После занятий с ним Даргомыжский самостоятельно продолжил свой музыкальный путь.

Зрелые годы

В 1827 году Александр начинает работать в канцелярии. На службе он имел значительные успехи. Однако его жизнь все еще неразрывно связана с музыкой и с сочинительством. В 1835 году его близким знакомым становится М. Глинка, с которым он занимался музицированием. Опера этого композитора - «Жизнь за царя» - вдохновила Даргомыжского на написание собственного большого произведения.

Сюжет для оперы он взял по книге Гюго «Лукреция Борджиа». Однако впоследствии он отказался от этой драмы и обратился к «Собору Парижской Богоматери». В 1841 году он закончил работу, назвав ее «Эсмеральда». Однако опера не имела успеха. Сначала она пролежала долгих 8 лет в столе композитора, а затем после пары лет постановок в Большом театре в Москве совсем забылась. Подавленный музыкант, тем временем, не опускал руки и продолжал писать романсы, а также давать уроки по вокалу.

В 1843 году он выходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с известными музыкантами. Спустя два года он возвращается на родину, и все время посвящает изучению фольклора и написанию произведений на его основе. Главным музыкальным творением, в котором четко прослеживались фольклорные элементы, была «Русалка». Первый раз на сцене ее показали в 1856 году. Она долгое время держалась в репертуаре театров.

В обществе он приблизился к кругу писателей, придерживающихся демократических взглядов. Он даже участвует в выпуске журнала «Искра». В 1859 году Александр становится одним из руководителей Русского музыкального общества. В это же время он ищет новый сюжет. Отвергнув несколько Пушкинских «трагедий», он останавливается на «Каменном госте». Однако возникший у него творческий кризис, в связи с пренебрежением к нему юных композиторов, мешал написанию музыки. Тогда Даргомыжский вновь отправляется за границу.

Большим открытием для него стало то, что его произведения пользуются популярностью у иностранцев. Вдохновлённый этим, он вновь обретает веру в себя и возвращается в Россию, чтобы закончить своего «Каменного гостя». Но многочисленные неудачи и непризнание уже сыграли свое дело. Здоровье композитора подорвано. Александр не успевает дописать оперу и поручает закончить ее Цезарю Кюи. Даргомыжский умирает в 1869 году 5/17.02. в возрасте 55 лет в одиночестве: жены и детей у знаменитого композитора не было.

Творчество Даргомыжского

Необычные музыкальные решения сделали Александра новатором в классической музыке. Так, например, его опера «Русалка» была первой в своем роде психологической драмой с элементами фольклора. А знаменитый «Каменный гость» был основан на «мелодических речитативах», положенных на музыку. Композитор считал себя писателем «драматической правды» и старался воспроизводить пение человека таким образом, чтобы в нем отражались всевозможные эмоциональные оттенки.

Если ранние работы музыканта полны лирического начала, то в поздних все чаще встречается драматизм и яркая страсть. В своих произведениях он старался отобразить исключительно напряженные моменты, конфликты человеческой жизни, наполненной как положительными, так и отрицательными эмоциями. Спокойствие в музыке было чуждо для него.

Знаменитые произведения Даргомыжского

  • «Эсмеральда» (1841)
  • «Торжество Вакха» (1848)
  • «Русалка» (1855)
  • «Казачок» (1864)
  • «Каменный гость» (1869)
  • После отмены крепостного права был одним из тех помещиков, кто отпустил крестьян на волю.
  • Не был женат, но в обществе ходили слухи о его романтической связи со своей ученицей Любовью Миллер.
  • Преподавал вокал певцам совершенно бесплатно.
  • Всю жизнь прожил с родителями.
  • При жизни к произведениям композитора проявляли не слишком большой интерес. Только спустя десятилетия после его смерти, музыка Даргомыжского была оценена потомками по достоинству. Будучи основоположником реализма в музыке, он оказал огромное влияние на музыкантов последующих поколений.
Страна

Российская империя

Профессии

Алекса́ндр Серге́евич Даргомы́жский (2 (14) февраля (18130214 ) , село Троицкое, Белёвский уезд , Тульская губерния - 5 (17) января , Санкт-Петербург) - русский композитор , чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки », Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Биография

Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; По сведениям музыковеда М. С. Пекелиса княжна М. Б. Козловская унаследовала от своего отца (деда композитора) родовое смоленское имение Твердуново, ныне в Вяземском районе Смоленской области, куда из Тульской губернии после изгнания наполеоновской армии семья Даргомыжских вернулась в 1813 году. В смоленском имении Твердуново Александр Даргомыжский провел первые 3 года своей жизни. Впоследствии в это родительское имение он неоднократно приезжал: в конце 1840 - середине 1850 - х годов для сбора смоленского фольклора во время работы над оперой «Русалка», в июне 1861 года для освобождения от крепостной зависимости своих смоленских крестьян.

Мать композитора М. Б. Козловская была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е - 1830-е годы, живо интересовалась французской культурой. В семье было шестеро детей: Эраст (), Александр, Софья (), Виктор (), Людмила () и Эрминия (1827). Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству. Брат Даргомыжского, Виктор, играл на скрипке , одна из сестёр - на арфе , а сам он интересовался музыкой с ранних лет. Тёплые дружеские отношения между братьями и сёстрами сохранились в течение многих лет, так, Даргомыжский, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова .

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения . В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля . Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке , играл в квартетах , однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой , с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона . Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена . Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя », Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», однако создание оперы продвигалось медленно, и в 1837 году , по совету Василия Жуковского , композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России - «Собор Парижской Богоматери ». Даргомыжский использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен , чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 году, Даргомыжский писал :

Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.

Рукопись первой страницы одного из романсов Даргомыжского

Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы ) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие.

«Русалка» занимает в творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина , она создавалась в период 1848-1855 годов . Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике» (её объём был столь велик, что она была напечатана по частям в нескольких номерах), что помогло этой опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавило творческой уверенности самому Даргомыжскому.

Через некоторое время Даргомыжский сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина .

Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы - почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением - заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи , искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства. Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5 (17) января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию , «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым .

Новаторство Даргомыжского не разделялось его младшими коллегами, и снисходительно считалось оплошностями. Гармонический словарь стиля позднего Даргомыжского, индивидуализированная структура созвучий, их типическая характерность были, как на древней фреске, записанной позднейшими наслоениями, до неузнаваемости «облагорожены» редакцией Римского-Корсакова, приведены в соответствие с требованиями его вкуса, подобно операм Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», также кардинально отредактированным Римским-Корсаковым .

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища , неподалёку от могилы Глинки .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • осень 1832-1836 - дом Мамонтова, Грязная улица, 14.
  • 1836-1840 - дом Кенига, 8-я линия, 1.
  • 1843 - сентябрь 1844 - доходный дом А. К. Есаковой, Моховая улица, 30.
  • апрель 1845 - 5 января 1869 - доходный дом А. К. Есаковой, Моховая улица, 30, кв. 7.

Творчество

В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость » как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды» , но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского - «Борисе Годунове » и особенно ярко в «Хованщине ». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды» .

Основное её достоинство - новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». Этот стиль впоследствии развил М. П. Мусоргский. …

Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Именно три оперы - «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. «Сусанин» - опера, где главным героем является народ, «Руслан» - мифический, глубоко русский сюжет, и «Гость», в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания.

Другая опера Даргомыжского - «Русалка » - также стала значительным явлением в истории русской музыки - это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского - «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» - ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах - испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского . В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все - начало 1860-х). Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

Сочинения

Оперы
  • «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери ». Написана в 1838-1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр , 5(17) декабря 1847 года .
  • «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843-1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр , 11(23) января 1867 года .
  • «Русалка ». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848-1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года .
  • «Мазепа». Эскизы, 1860 год.
  • «Рогдана». Фрагменты, 1860-1867 годы.
  • «Каменный гость ». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866-1869 годах, окончена Ц. А. Кюи , оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым . Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 16(28) февраля 1872 года .
Произведения для оркестра
  • «Болеро». Конец 1830-х.
  • «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.
  • «Казачок». Фантазия. 1864 год.
  • «Чухонская фантазия». Написана в 1863-1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.
Камерные вокальные произведения
  • Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
  • Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова В.Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского , «Червяк» (слова П.Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова , Курочкина , Пушкина , Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».
Произведения для фортепиано
  • Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
  • «Блестящий вальс». Около 1830 года.
  • Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
  • «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.
  • Две мазурки. Конец 1830-х.
  • Полька. 1844 год.
  • Скерцо. 1844 год.
  • «Табакерочный вальс». 1845 год.
  • «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.
  • «Песня без слов» (1851)
  • Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
  • Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
  • Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.

Дань памяти

  • Памятник на могиле А. С. Даргомыжского , установленный в 1961 году в Некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Скульптор А. И. Хаустов .
  • Находящееся в Туле музыкальное училище носит имя А. С. Даргомыжского.
  • Недалеко от родины композитора, в посёлке Арсеньево Тульской области, установлен его бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В. М. Клыков , архитектор В. И. Снегирёв). Это единственный в мире памятник Даргомыжскому.
  • В Арсеньеве расположен музей композитора.
  • Именем Даргомыжского названы улица в Липецке , Краматорске , Харькове , Нижнем Новгороде и Алма-Ате.
  • На доме 30 по Моховой улице в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.
  • Имя А. С. Даргомыжского носит Детская школа искусств г. Вязьма. На фасаде школы установлена мемориальная доска.
  • Личные вещи А. С. Даргомыжского хранятся в Вяземском историко-краеведческом музее.
  • Именем «Композитор Даргомыжский» был назван теплоход, однотипный с «Композитор Кара Караев».
  • В 1963 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Даргомыжскому.
  • Решением Смоленского Облисполкома № 358 от 11 июня 1974 года деревня Твердуново в Исаковском сельсовете Вяземского района объявлена памятником истории и культуры регионального значения, как место, где прошли детские годы композитора А. С. Даргомыжского.
  • В 2003 году в бывшем родовом имении А. С. Даргомыжского - Твердуново, ныне урочище в Вяземском районе Смоленской области в его честь установлен памятный знак.
  • В поселке Исаково Вяземского района Смоленской области именем А. С. Даргомыжского названа улица.
  • На автодороге Вязьма - Темкино, перед поселком Исаково, в 2007 году установлен автодорожный указатель, показывающий дорогу в бывшее имение А. С. Даргомыжского - Твердуново.

Примечания

Литература

  • Кармалина Л. И. Воспоминания Л. И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка // Русская старина, 1875. - Т. 13. - № 6. - С. 267-271.
  • А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Петроград: 1921.
  • Дроздов А. Н. Александр Сергеевич Даргомыжский. - М.: 1929.
  • Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский. - М.: 1932.
  • Серов А. Н. Русалка. Опера А. С. Даргомыжского // Избр. статьи. Т. 1. - М.-Л.: 1950.
  • Пекелис М. С. Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке. - М.-Л.: 1951.
  • Шлифштейн С. И. Даргомыжский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М .: Музгиз, 1960. - 44, с. - (Библиотечка любителя музыки). - 32 000 экз.
  • Пекелис М. С. Даргомыжский и его окружение. Т. 1-3. - М.: 1966-1983.
  • Медведева И. А. Александр Сергеевич Даргомыжский. (1813-1869). - М., Музыка, 1989. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы). - ISBN 5-7140-0079-X .
  • Ганзбург Г. И.

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии . Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.
Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене . Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии . Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн . В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья").

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа", по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда" также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи . В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно", "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка".

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии : "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал","Червяк", "Титулярный советник".

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка").

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене "Ария Мельника и князя" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.

Дело Глинки продолжил Даргомыжский, его младший современник, друг и последователь, страстный почитатель Пушкина. Подобно своим великим учителям, он был убежденным поборником национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства. Но он принадлежал уже другому поколению и другой эпохе.

Он был сверстником Лермонтова, Герцена, Белинского. Сознательная жизнь его началась в условиях николаевской реакции, последовавшей за восстанием декабристов. «Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казни и изгнания, - писал о своем поколении Герцен. - Принужденные к молчанию... мы выучились сосредоточиваться, вынашивать свои думы - и какие думы!.. то были сомнения, отрицания, злобные мысли». И хотя Даргомыжский, особенно в молодости, был далек от политики, новые веяния не могли не коснуться и его. Во всяком случае, его мироощущению были чужды глинкйнская стройность, ясность, уравновешенность.

Творческая зрелость наступила в 40-х годах. В это время передовая литература, как и раньше, чутко отражала сдвиги общественного сознания. Все больше появлялось произведений, ведущих свою родословную от «Станционного смотрителя» Пушкина, «Шинели» и «Ревизора» Гоголя. Уже были написаны «Мертвые души» Гоголя, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского. При всех различиях, существующих между этими произведениями, многое объединяет их, прежде всего - горячее сочувствие к представителям низших слоев общества и ненависть к их угнетателям.

В эту пору и определилось главное направление в творчестве Даргомыжского. Оно связано с обнажением разлада внутри современного общества между миром власть имущих и миром обездоленных, со страстным протестом против угнетения человеческой личности. Вслед за Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского становится Лермонтов, вскрывший лживость и лицемерие высшего света. Верный призыву Белинского воспроизводить действительность во всей ее истине, без прикрас, «извлекая поэзию из самой прозы жизни», Даргомыжский посвятил себя показу судеб «маленьких» людей, лишенных в условиях царской России права на счастье.

Огромная любовь и уважение к человеку сказались в том, как бережно и чутко раскрывал композитор духовный мир своих скромных героев. Людей, затравленных обществом, он изображал не только жалкими и забитыми. Он любил раскрывать живущее в них чувство человеческого достоинства, их гордость, способность горячо и страстно любить и противопоставлял их как носителей высоких душевных качеств слабовольным и эгоистичным представителям высшего света.

Даргомыжский - создатель сатирического романса и сатирической песни. Подобно Гоголю в литературе, Федотову в живописи, композитор использовал смех как орудие обличения общественных пороков и социальной несправедливости. Он едко высмеивал подобострастие чиновников, пресмыкающихся перед, влиятельными особами, и клеймил высокомерие, чванство и бездушие представителей высших кругов.

Новые задачи вызвали к жизни и новые художественные принципы. Даргомыжский не пошел по пути Глинки, представившего в своих операх народ как монолитное целое и воплотившего идею Родины в образе эпических, полулегендарных героев. Даргомыжский стремился к тому, чтобы показать глубокие различия между людьми, стоящими на разных социальных ступенях, и тем самым дать правдивую картину современной жизни. Он находил убедительные музыкальные средства для того, чтобы создать яркие, социально точные характеристики, представить своих героев как лиц определенного сословия, определенной жизненной среды (крестьянин, князь, чиновник, солдат, деревенская или городская девушка).

Герои Даргомыжского нередко являются носителями сложных душевных конфликтов, переживают борьбу противоположных чувств. Характеры некоторых из них представляют своеобразное сочетание трагических и комических, привлекательных и отталкивающих черт.

Своей проницательностью, умением раскрыть наиболее яркие черты каждого характера, а также тонкостью и глубиной психологического анализа Даргомыжский завоевал заслуженную славу выдающегося музыкального портретиста.

От Глинки он унаследовал горячую любовь к народной песне. Он часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных мелодиях. При этом, воплощая образы окружавших его людей, он пользовался преимущественно интонациями современной "городской песни и бытового романса; песни, восходящие к древности", например обрядовые, почти совсем не нашли отражения в его творчестве.

Стремление сделать свои произведения доступными самым широким массам заставляли его нередко обращаться к наиболее демократическим видам городской бытовой музыки - например, к цыганской песне, водевильному куплету и т. п.

Однако всего этого было недостаточно для тех целей, которые ставил перед собой композитор, например - для воссоздания многообразия встречающихся в жизни характеров или для передачи тонких, капризных изгибов чувств и мгновенных смен настроений.

Наблюдая за людьми, Даргомыжский замечал, что характер человека, его принадлежность к тому или иному общественному кругу, так же как его душевное состояние, можно определить по самому звучанию его речи, по манере произносить, «интонировать» слова. Речь человека замкнутого, угрюмого звучит иначе, чем речь человека живого, общительного. Говор крестьянина можно на слух отличить от говора городского жителя. Радостное возбуждение окрашивает речь в иные тона, чем скорбная подавленность.

И композитор нашел средства сделать свои музыкальные портреты еще более яркими и. убедительными, а обрисовку психологических состояний еще более тонкой: он стал вводить в свою музыку мелодические и ритмические обороты, воспроизводящие характерные особенности различных типов человеческой речи. Этим объясняется частое обращение к речитативу и введение речевого, декламационного элемента в песенную мелодию.

Бережно сохранял он замечательные традиции глинкинского речитатива - его песенность, связь с народной мелодикой. Однако речитатив Глинки отвечает в основном величаво-эпическому строю его опер. Речитативы же Даргомыжского более разнообразны и, вдобавок, изменчивы. Они отражают внутреннюю суть разных характеров и типов и следуют чутко за малейшими изменениями психологических состояний. Они бывают бытовыми, комедийными, драматичными, ироническими, полными горечи или сарказма. И всегда они гибки и изменчивы.

Творчество Даргомыжского не столь многогранно, как творчество Глинки. Далеко не все произведения его несут на себе печать такого же высокого совершенства. Но то, что он обратился к новым темам, образам, воплотил в звуках веяние нового времени, сделало его вклад в русскую музыку неоценимым. Даргомыжского мы чтим как сподвижника Глинки, как основоположника, наряду с Глинкой, ряда важнейших течений в музыке XIX века.

Деятельность Даргомыжского имела огромное значение также для дальнейшего развития русской вокальной исполнительской культуры. Подобно Глинке, Даргомыжский был выдающимся исполнителем вокальной музыки, хотя и не обладал певческим голосом. Он так же постоянно работал с вокалистами - любителями и профессионалами, упрочивая тем самым основы русской исполнительской школы. Он передавал своим ученикам умение «играть» голосом, то есть создавать яркие, живые характеры даже без помощи сцены и костюма. Он требовал от исполнителя простоты и искренности в передаче человеческого чувства, решительно борясь против бессодержательной виртуозности. «Для нашего брата нужна музыка, а не певцы», - говорил он при этом.

При жизни Даргомыжского особенно обострились столь тяжело сказавшиеся на судьбе Глинки противоречия между вкусами аристократической публики и стремлением передовых русских композиторов к большому идейному искусству. Некритическому увлечению «верхов» низкопробной иностранщиной и модными виртуозами Даргомыжский противопоставлял стремление к правде и веру в великое будущее русской музыки. Он боролся против распространенного среди петербургской аристократии взгляда на музыку как на легкое, бездумное развлечение. Он писал: «Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

В последнее десятилетие своей жизни Даргомыжский получил; возможность увидеть плоды того дела, которому Глинка и он безраздельно отдали свои душевные силы. Он стал свидетелем еще невиданного расцвета русской национальной школы в музыке, представленной композиторами Могучей кучки и Чайковским. В этот период он и сам пережил новый взлет творческих сил и совершил дальнейший шаг по пути музыкального прогресса.
Таким и вошел он в историю: смелым новатором, живым связующим звеном между эпохой Глинки - Пушкина и 60-ми годами - эпохой великого подъема демократических сил России.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Детство и юность . Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Тульской губернии, в имении родителей. В четырехлетнем возрасте будущий композитор был перевезен в Петербург, где и протекала вся его дальнейшая жизнь.

Отец Даргомыжского, побочный сын екатерининского вельможи, служил чиновником. Мать пользовалась известностью как поэтесса: ее стихи появлялись в некоторых журналах того времени. В доме Даргомыжского очень любили искусство. Дети обучались музыке и постоянно участвовали в музыкальных вечерах, устраиваемых по инициативе отца. Шести лет мальчик начал брать уроки фортепиано у приходящих на дом учителей, а когда ему исполнилось девять лет, скрипач одного из крепостных оркестров стал обучать его игре на скрипке. Пианистическое образование завершилось в конце 20-х годов. Одновременно Даргомыжский брал уроки пения.

Как композитор Даргомыжский был, по существу, самоучкой (в чем разделял судьбу многих замечательных русских композиторов XIX в.). Профессиональное мастерство он приобрел годами упорной, напряженной самостоятельной работы. Искусство его оттачивалось в общении с выдающимися музыкальными деятелями (в первую очередь с Глинкой) и через не прекращающееся на протяжении всей жизни творческое изучение образцов народной музыки и классического наследия.

Тяга к сочинению обнаружилась очень рано - с детства. В ранней юности Даргомыжским было написано большое количество музыкальных произведений. Но в эти годы он еще мало задумывался над серьезными творческими вопросами. В аристократических салонах, где процветало любительское музицирование, он снискал себе заслуженную славу отличного пианиста и превосходного исполнителя романсов.

Первый период творчества. Знаменательной датой в творческом пути Даргомыжского явился 1834 год - год встречи с Глинкой. Любовь к искусству помогла быстрому сближению обоих музыкантов, несмотря на разницу в возрасте. Сближение произошло в тот период, когда Глинка, только что вернувшись из-за границы, создавал своего «Ивана Сусанина». Эта опера рождалась, таким образом, на глазах у Даргомыжского. Пробуя отдельные сцены с домашним (крепостным) оркестром графа Юсупова, Глинка привлекал Даргомыжского в качестве своего ближайшего помощника.

Творческому росту Даргомыжского содействовала также работа по устройству под руководством Глинки многочисленных благотворительных концертов, в связи с чем приходилось разучивать партии с певцами, делать оркестровые переложения, дирижировать оркестром. По совету Глинки Даргомыжский взялся за изучение теории музыки. Но еще важнее было то, что, общаясь с Глинкой, Даргомыжский начинал все яснее сознавать высокие задачи, стоящие перед русским искусством.

К этому времени относится также начало увлечения творчеством Пушкина. С именем великого поэта связан ряд замечательных произведений композитора. Творчество Пушкина сыграло огромную роль в его художественном формировании.

В эти годы Даргомыжский много пишет. 30-е и начало 40-х годов - первый период его творчества. В ту пору еще не выявляются полностью все характерные особенности композиторского стиля, однако из-под его пера уже тогда выходит ряд произведений, имеющих большую художественную ценность (главным образом, в области романсов, песен и вокальных ансамблей).

Вершиной камерно-вокального творчества первого периода является группа произведений на слова Пушкина («Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья» и др.)- Лучшие из них, созданные на рубеже 30-40-х годов, вероятно, как дань памяти безвременно погибшего поэта, свидетельствуют о том, что к этому времени Даргомыжский уже достиг высокого художественного мастерства. С именем Пушкина связано и одно из крупных произведений этого периода. Это кантата «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра, написанная на текст одноименного стихотворения поэта (позднее к уже написанным номерам были добавлены новые и кантата превращена в оперу - балет).

Первой оперой Даргомыжского была «Эсмеральда» - на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». При всей юношеской незрелости и сравнительно малой самостоятельности музыки, эта опера все же показательна для будущего автора «Русалки». Характерно, в частности, стремление к подчеркиванию остро драматических положений, к правдивому воплощению сильных и глубоких чувств, а также общая направленность произведения: сочувствие слушателя вызывает трогательный образ маленькой уличной танцовщицы, становящейся жертвой диких, необузданных страстей и чудовищных предрассудков, царивших в средневековом обществе.

История постановки «Эсмеральды» может служить примером того, с какими трудностями приходилось в то время сталкиваться русскому композитору, пытавшемуся продвинуть свою оперу на сцену. Из-за пренебрежительного отношения руководителей императорских театров к отечественному искусству Даргомыжский восемь лет тщетно пытался добиться постановки оперы. Лишь в 1847 году благодаря содействию Верстовского она была исполнена в Москве и только в 50-х годах впервые показана в Петербурге.

Эта неудача явилась тяжелым испытанием на пути молодого композитора. Она была первым признаком того расхождения между устремлениями передового музыканта и вкусами официальных законодателей русской театральной жизни, которому суждено было непрерывно углубляться по мере того, как идеи демократизма и народности получали все более отчетливое выражение в творчестве Даргомыжского.

В 1844-1845 годах композитор совершил свое первое заграничное путешествие. Он посетил Вену, несколько немецких городов, Брюссель, Париж. Поездка позволила ему близко познакомиться с жизнью, бытом и искусством зарубежных стран, сблизила его с рядом выдающихся художественных деятелей.
Содержательные письма, которые молодой композитор посылал отцу, дают яркое представление о его заграничных впечатлениях. Они характеризуют его как человека, обладающего уже к тому времени самостоятельностью взглядов. К некоторым из явлений зарубежной художественной культуры он подошел критически, оценивая их с позиций требования правды в искусстве. Так, он отрицательно расценивал погоню за внешней эффектностью, характерную, по его мнению, для так называемой большой французской оперы.

Путешествие содействовало также известности Даргомыжского: ряд иностранных газет поместил сочувственные статьи о творчестве русского музыканта.
Период творческой зрелости. Возвращением на родину в 1845 году открывается зрелый период творчества Даргомыжского.
Со второй половины 40-х годов композитор работает над оперой «Русалка». Характерно, что, вновь обращаясь теперь, на новом этапе, к Пушкину, он останавливает свой выбор на произведении, полном социально-обличительного пафоса и яркого драматизма. После «Руслана» Глинки это было открытием для музыки новых сторон в творчестве великого поэта.

Во время работы над «Русалкой» Даргомыжский пишет большое количество романсов. В них по-прежнему отводится почетное место пушкинской лирике. Вместе с тем и в области малых форм Даргомыжский находит теперь у Пушкина новые темы, еще не затронутые никем из музыкантов. Наряду с лирическими романсами он создает народно-комедийную сценку «Мельник», суровый, мужественный монолог «Бог помочь вам» (у Пушкина это обращение к декабристам, сосланным в сибирские рудники).

Однако лирика Пушкина все же не могла полностью ответить потребности Даргомыжского в выражении типичных для нового времени остро критических мыслей и настроений.

Его влекла к себе поэзия Лермонтова, насыщенная протестом против насилия над человеком и ненавистью к коварному и бездушному высшему свету. Романс «И скучно, и грустно» (1847) явился первым провозвестником критического направления в творчестве Даргомыжского. За ним вскоре последовал романс «Мне грустно» на слова того же поэта. Скорбные размышления о ничтожестве современного общества Даргомыжский облек в форму проникновенных лирических монологов.
В начале 50-х годов он обращается к творчеству Кольцова, народного поэта-песенника. В своих песнях на слова Кольцова Даргомыжский дал правдивые картины народной жизни, показал простых людей с их горем и нуждой, с их искренними, бесхитростными чувствами, мастерски использовав при этом интонации и форму простой бытовой песни. И в творчестве ряда второстепенных поэтов своего времени Даргомыжский сумел найти близкие для себя, действенные для своего времени образы, приобретшие новую силу и яркость в его музыкальном воплощении.

Многие из романсов этого периода рисуют трагедию одинокой, покинутой женщины. Они явились как бы отголоском работы композитора над центральным образом оперы «Русалка».

«Русалка» была окончена в 1855 году, поставлена в Петербурге в мае 1856 года. Сравнительная легкость, с которой Даргомыжскому удалось на этот раз добиться постановки, объясняется сильно возросшей популярностью его имени, что затрудняло враждебные действия театральной дирекции. Однако дирекция не сочла нужным сделать на нее какие-либо затраты. Если на постановку итальянских опер тратились огромные денежные средства, то «Русалка» давалась в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из спектакля «Русская свадьба», выдержавшего уже свыше 60 представлений.

Опера шла со значительными купюрами, искажавшими некоторые из самых существенных и ярких по музыке сцен. Постановку спасало только замечательное исполнение партии Мельника вдохновенным мастером сцены, другом Глинки - Петровым.

Отношение публики к «Русалке» было двойственным. Аристократия сочла признаком хорошего тона презрительное отношение к новой русской опере. Демократически настроенные посетители театра принимали оперу восторженно, но их в те годы было еще очень мало.

Резко разделились и мнения критиков. Реакционная часть их, хоть и вынуждена была признать несомненные достоинства оперы, нападала на Даргомыжского за «чрезмерное» увлечение национальным, народным элементом, что, по ее мнению, приводило к однообразию музыки.

На защиту Даргомыжского с большой статьей о «Русалке» выступил Серов. Он горячо отстаивал право национальной русской оперной школы на существование и приветствовал «Русалку» как яркое достижение. Отличительными чертами этой школы он считал своеобразие мелодии, ритмики, гармонии, обусловленное глубокой интонационной связью с народной музыкой, и «постоянное стремление к правде в выражении, не допускающее (кроме весьма редких исключений) служения целям виртуозным и, по серьезности направления, далекое от всех плоских и мишурных эффектов».

В своей статье Серов подверг обстоятельному анализу музыку и либретто «Русалки». Эта статья остается вплоть до наших дней лучшим исследованием об опере Даргомыжского.

Низкое качество постановки и холодное отношение к опере большинства публики тяжело подействовали на композитора. Горькое чувство разочарования особенно усилилось после того, как в 1857 году, после одиннадцати представлений опера была снята с репертуара.

К этому периоду становятся особенно заметными резкие изменения, происшедшие в характере и образе жизни Даргомыжского со времен его юности. Неудачи на оперном поприще, удары, постоянно наносимые его артистическому самолюбию официальными руководителями театральной жизни, - все это, казалось, преждевременно состарило его, вселило в него неверие в возможность когда-либо добиться признания на родине.

Резко изменился и круг знакомств Даргомыжского. В прошлом завсегдатай петербургских салонов, он теперь совершенно прекращает посещение светских сборищ. В обществе за ним закрепляется слава нелюдима и домоседа. Он замыкается в узком кругу друзей и единомышленников Это были, прежде всего, постоянные посетители его домашних вечеров, в основном - певцы-любители, пользовавшиеся его уроками и советами. Регулярно собираясь на квартире композитора для музицирования, они исполняли камерную музыку, и в частности - произведения Глинки и самого Даргомыжского. Здесь-то и выработался реалистический стиль исполнения, чуждый внешней эффектности, отвечающий духу новой русской музыки.

Но вскоре деятельности Даргомыжского суждено было принять более широкий общественный размах.

Конец 50-х годов был периодом, когда в общественной жизни России подготавливались глубокие и значительные сдвиги. Эти годы были ознаменованы резким обострением кризиса крепостнической системы и мощным нарастанием освободительного движения крестьян. Угроза революционного взрыва вырвала у правительства крестьянскую реформу 1861 года. Россия вступила в новую, капиталистическую фазу своего развития. Начинался разночинно-демократический этап освободительной борьбы русского народа.

В эти годы невиданно возросла роль передовой русской литературы как обличительницы пороков старого строя и горячей поборницы интересов угнетенного народа. Рядом с органом революционной демократии - «Современником» Некрасова и Чернышевского - возникали и другие журналы передового направления. В деятельности одного из них довелось принять участие и Даргомыжскому.

Через мужа своей сестры, известного карикатуриста Николая Степанова, он познакомился с талантливым поэтом и переводчиком Василием Курочкиным. Когда в 1859 году Курочкин и Степанов основали сатирический журнал «Искра», они привлекли Даргомыжского к участию в работе редакции.

На протяжении четырех-пяти лет композитор принимал деятельное участие в отделах «Искры», посвященных вопросам искусства и особенно музыки. Он идейно направлял эти отделы и поставлял темы и сюжеты для многочисленных карикатур, фельетонов и рассказов из области современной музыкально-театральной жизни. Он получил, таким образом, возможность вести открытую борьбу против косных представлений об искусстве, царивших в аристократическом обществе, за утверждение прав демократической национальной музыкальной культуры.

Общение с Курочкиным и его окружением вызвало в Даргомыжском новый подъем творческих сил.

Еще в 1858 году он написал драматическую песню «Старый капрал» на стихи Беранже в переводе Курочкина - одно из лучших своих произведений, направленное против угнетения человеческой личности. Образ старого мужественного солдата, оскорбленного офицером и безвинно приговоренного к расстрелу, является одним из самых впечатляющих во всем творчестве композитора.

В годы сотрудничества в «Искре» особенно ярко расцветал обличительный дар Даргомыжского, и им были написаны его бессмертные музыкальные сатиры: «Червяк» на слова Курочкина (из Беранже) и «Титулярный советник» на слова «искровца» Петра Вейнберга.

Свою работу в «Искре» Даргомыжский прекратил, по-видимому, в 1864 году, когда произошел разрыв между Степановым и Курочкиным.

Продолжая по-прежнему тяготиться своим одиночеством среди музыкальных деятелей и все еще не веря в возможность успеха на оперном поприще, Даргомыжский решил предпринять новое заграничное путешествие. Он стремился также рассеяться после тяжелых переживаний, вызванных смертью отца. Его поездка продолжалась с ноября 1864 года по май 1865 года. На этот раз он посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж и ряд других европейских городов.

В Брюсселе Даргомыжскому суждено было пережить подлинный артистический триумф. Концертное исполнение его произведений вызвало бурный восторг бельгийской публики. Газеты были полны восторженными отзывами о его музыке.

Последние годы жизни. Окрыленный заграничным успехом, Даргомыжский вернулся на родину. И здесь на склоне лет он наконец обрел радость широкого общественного признания и испытал новый могучий взлет творческих сил.

60-е годы были ознаменованы высоким расцветом передовой русской культуры, отразившей мощный подъем демократических сил.

На музыкальном поприще в эти годы выступила блестящая плеяда великих талантов, поведших активное наступление на обветшалые нормы дворянско-аристократического искусства. В Петербурге, в авангарде прогрессивных сил, выдвинулось боевое содружество молодых композиторов, вошедшее в историю под названием «Могучей кучки». Его членами были: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин; идеологом этой группы был замечательный русский критик Стасов. Ко времени возвращения Даргомыжского молодые музыканты начали выступать с яркими, самобытными произведениями.

Новые веяния сказывались во всех областях музыкальнообщественной жизни. Властно заявил о своих правах новый, разночинный слушатель. Хлынувшая в залы императорских театров демократическая публика выносила свою, самостоятельную оценку идущим на сцене произведениям, содействовала распространению славы отечественных композиторов. И хотя решающее влияние на репертуар по-прежнему имели представители дворянско-аристократической и придворно-бюрократической верхушки, художественные требования разночинной интеллигенции становились силой, с которой уже трудно было не считаться.

В 1865 году дирекция императорских театров не могла противостоять требованиям музыкальной общественности и согласилась на возобновление «Русалки». На этот раз успех превзошел все ожидания. Новые слушатели восторженно приветствовали замечательную русскую оперу. Успеху значительно содействовали великолепное исполнение партии Мельника О. А. Петровым и выступление в роли Наташи талантливой Ю. Ф. Платоновой, сумевшей передать глубокий драматизм центрального образа оперы.

Вслед за «Русалкой» состоялось возобновление на петербургской и московской сценах ранних произведений Даргомыжского - «Эсмеральды» и «Торжества Вакха». Представления неизменно тепло принимались публикой. Даже враги уже более не могли мешать растущей славе Даргомыжского и должны были признать в нем крупнейшего музыкального деятеля своего времени.

В 1867 году он был выдвинут в состав дирекции петербургского отделения Русского музыкального общества, а вскоре после этого избран председателем петербургского отделения.

Работать пришлось в трудных условиях. РМО находилось в зависимости от придворных кругов, которые ненавидели новую русскую музыку и всячески старались тормозить ее развитие. Даргомыжский вступил на путь тонкой дипломатической борьбы с титулованным начальством и добился перелома в деятельности общества.

В течение сезона 1868/69 года в концертах РМО был исполнен ряд произведений русских композиторов - Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина и самого Даргомыжского.

Выйти из состояния прежней замкнутости и отдать на склоне жизни все силы большому общественному делу Даргомыжскому помог не только душевный подъем, явившийся результатом больших артистических успехов. Силы для борьбы он мог черпать из нового источника, ранее ему неведомого: он больше не был одинок. В молодой смене прогрессивно мыслящих русских композиторов он нашел товарищей и единомышленников.

Даргомыжский обратился к новому для него виду творчества. С 1861 по 1867 год им были написаны последовательно три симфонические увертюры-фантазии: «Баба-Яга», «Украинский казачок» и «Фантазия на финские темы» («Чухонская фантазия»). Опираясь на пример Глинки в «Камаринской», Даргомыжский положил в основу этих произведений подлинные народно-песенные темы национального происхождения и создал на этом материале яркие жанровые картинки.

Симфонические фантазии Даргомыжского привлекают богатством выдумки, юмором и светлым, жизнеутверждающим характером.

Однако вершиной творчества 60-х годов явилась опера «Каменный гость», над которой композитор работал в последние годы жизни, окрыленный сочувствием балакиревцев и друзей из передовой артистической среды, испытывая необычайный прилив творческих сил. Эта опера, которую сам Даргомыжский назвал своей лебединой песнью, поразила современников смелой новизной и необычностью замысла.

Композитор оставил в неприкосновенности текст маленькой трагедии и, не сочиняя специального либретто, целиком переложил произведение Пушкина на музыку. Таким образом, он создал оперу, основанную на одних речитативных диалогах.

Работа началась в конце 1867 года. Через год она уже настолько продвинулась, что на квартире композитора стали исполняться отдельные эпизоды под рояль. Исполнителями были сам Даргомыжский, Мусоргский и сестры Пургольд: Александра Николаевна - певица, ученица Даргомыжского, и Надежда Николаевна - пианистка.

Продолжать сочинение Даргомыжскому пришлось уже тяжело больным. Однако его не покидало творческое горение. Предчувствуя близкую смерть и стремясь закончить «Каменного гостя», он спешил и не прекращал работы, несмотря на тяжкие физические страдания. И все же он не успел полностью завершить свое дело.

Согласно желанию покойного, «Каменный гость» был закончен Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым. В 1872 году, верные памяти своего старшего друга, балакиревцы добились постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.