Варварские королевства. Вестготы Король вестготов захвативший власть в италии

Во 2-й половине VI в. Вестготское королевство было незначительным и слабым. Южная часть Испании принадлежала Византии, на северо-западе полуострова лежало независимое Свевское королевство, к северу от Пиреней вестготов теснили франки. Изоляция Вестготского королевства усиливалась тем, что его государственной религией было арианство, в то время как свевы и франки приняли католичество и вошли в союз с Византией как единоверцы римлян.

В 568 г. королем вестоготов становится Леувигильд. Он поставил своей целью усиление Вестготского королевства и объединение Испании. Леувигильд воспользовался ослаблением Византии при Юстине II (вторжение лангобардов в Италию, разгром Византии на востоке персами) и захватил Южную Испанию. В руках Византии остались лишь прибрежные города Испании на Средиземном море. Затем Леувигильд нанес поражение свевам и присоединил их королевство к Вестготскому. Зависимость от вестготов признали баски. После этого практически весь Пиренейский полуостров вошел в состав Вестготского королевства.

Леувигильд стремился поднять престиж королевской власти. Внешне он стал подражать византийским императорам. Столицей своего королевства он сделал город Толедо, расположенный в самом центре страны, на границе вестготской и испано-римской области. В Толедо по римско-византийскому образцу было создано центральное дворцовое ведомство, управлявшее королевством. Леувигильд стремился объединить готов и испано-римлян в один народ под знаменем одной религии, но сделал ставку не на католичество, а на арианство. Попытка Леувигильда обратить всех испанцев в арианство не удалась, и уже через год после смерти короля (586 г.) его сын Реккард принял католицизм и сделал его государственной религией.

Готы и испано-римляне в Вестготском королевстве со временем стали восприниматься как единый народ – испанцы-католики. Происходит культурная ассимиляция (романизация) готского меньшинства. Около 625 г. завершается объединение Испании под властью вестготских королей: Византия лишилась последних своих городов на побережье.

В начале VIII в. с юга – из Северной Африки – начинается наступление арабов на Испанию. В первые десятилетия VIII в. арабами была захвачена почти вся Испания, и Вестготское королевство прекратило свое существование.

Франкское государство

После смерти короля Хлодвига (511 г.) франкское государство не сохранилось как единое королевство. Оно было поделено между сыновьями Хлодвига, носившими королевский титул, и впредь продолжало дробиться на уделы между королями из рода Меровингов. Между ними шли частые междоусобные войны. Одновременно продолжалась экспансия франков в Европе. Ими была захвачена территория к востоку от Рейна, получившая название Франкония. В 534 г. было завоевано Бургундское королевство. Во время войны Византии с остготами в Италии франки захватили Прованс – Южную Галлию, прежде входившую в состав Остготского королевства. Франки в середине VI в. считались союзниками Византии.

Новое объединение франков произошло при короле Хлотаре II (613–629 гг.), который занял престол во всех крупнейших франкских королевствах. Франкское королевство к этому времени состояло из трех больших областей. В Северной Галлии, в зоне первоначального расселения франков, от Мааса до Везера лежала область Австразия; Западная Галлия от Сены до Гаронны называлась Нейстрия, а Юго-восточная Галлия по всему течению Роны – Бургундия.

В каждой из трех областей правили майордомы – управляющие королевским хозяйством. В их руках была сосредоточена реальная власть, в то время как Меровинги превратились в символические фигуры и вошли в историю под пренебрежительным прозвищем «ленивые короли». Власть майордомов была наследственной. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский разгромил своих соперников и стал править всем государством франков. Основанная им династия майордомов (с 751 г. – королей) вошла в историю под именем Каролингов (по имени Карла Великого) или Пипинидов.

«История Европы дохристианской и христианской».

Вестготское королевство в правление короля Леовигильда

Одним из значимых событий раннесредневековой истории Запада стало обращение правивших в Испании вестготов из арианства в Православие. Это произошло в конце VI века при короле Реккареде, но предпосылки к перемене вероисповедания стали складываться в правление его отца Леовигильда.

Вестготское королевство включало тогда территорию современной Испании без Галисии и Эстремадуры, входивших, как и Лузитания (Португалия), в состав королевства свевов, и без Бетики (Андалусии), отошедшей к империи в результате поражения вестготов в войне с армией императора Юстиниана: по мирному договору вестготы уступили империи юг Пиренейского полуострова, где население было монолитно православным; малочисленные там и ранее ариане после раздела страны перебрались в центральную и северную часть полуострова. В состав королевства вестготов входила также Септимания (Семиградие) на юге Галлии с городами Нарбон, Каркасон, Ним, Магалон, Лодев, Агд и Безье.

Вестготы-ариане составляли тонкий господствующий слой, возвышавшийся над массой покоренных испано-римлян православного исповедания. В делопроизводстве королевства использовался латинский язык, несмотря на то, что в результате просветительской и переводческой деятельности Ульфилы готский язык имел письменность. Дело в том, что среди вестготов, давно уже обосновавшихся в пределах Римской империи, знание языка их предков сходило на нет, и в VI веке даже в своем кругу они общались уже обычно на местном варианте вульгарной латыни.

Во второй половине VI века вестготское королевство переживало процесс разложения. Правители провинций – герцоги – мало считались с королевской властью, превращаясь в феодальных князей со своими воинскими отрядами, со своей региональной администрацией и судом, не зависевшими от центрального правительства. Православное население страны не обнаруживало преданности покорившим их иноверцам-арианам и видело своих потенциальных защитников в иностранных государях православного исповедания: императоре Римском, франкских королях и даже в короле свевов Харарихе, принявшем вместе со своим народом в середине VI века Православие.

В 567 году вестготская аристократия избрала королем герцога Септимании Лиуву, который во время своего правления так и не выехал из Нарбона в Испанию. Год спустя он, с согласия вестготских герцогов, поставил соправителем родного брата Леовигильда, которому вручил власть над испанскими владениями вестготов. В конце 571 года Лиува скончался, и в королевстве остался один король – Леовигильд.

При нем резиденция королей Толедо, расположенная в самом сердце Испании, стала официальной столицей государства. Леовигильд был женат дважды: первым браком, судя по наступлению совершеннолетия его сыновей от первой жены около 573 года, когда они были назначены соправителями отца, – в 550-е годы. Из источников имя первой жены короля неизвестно, но на основании косвенных данных высказано было предположение, что ее звали Феодосией, что она происходила из местной испано-римской знати православного исповедания и была сестрой знаменитых епископов Леандра и Исидора Севильских, Фульгенция Эсихского и аббатисы Флорентины. Сыновья от этого брака носили готские имена Герменегильд и Реккаред. После смерти первой супруги в 569 году Леовигильд во второй раз женился на вдове короля Атанагильда Гоисвинте.

В самом начале правления Леовигильд поставил своей целью восстановление внутренней целостности государства, подавление сепаратизма герцогов, преодоление феодальной фронды, сплочение нации чрез сближение готов с местным населением, расширение границ королевства по возможности до размеров всего полуострова, что подразумевало войну с империей, со свевами и с фактически независимыми племенами васконов (басков) и кантабров, обитавших в Пиренейских горах. Главной опорой короля в его централизаторской политике был мелкий служилый элемент – королевские дружинники (букелларии и сайоны), а также народное ополчение из рядовых воинов вестготов. За службу королю они получали земельные владения как из королевского земельного фонда, так и из земель, конфискуемых у фрондирующей аристократии, а позже, по мере военных успехов, из земель на территориях, отвоеванных у империи и у свевов, большая часть которых включалась в королевский домен.

Стремясь ради укрепления государства придать своей власти репрезентативный блеск, Леовигильд первым из вестготских королей стал восседать на троне, надевать на себя в торжественных случаях корону и облачаться в роскошные одеяния, ношение которых стало исключительной прерогативой монарха. До тех пор короли вестготов регалиями не отличались от своих знатных соплеменников. Более того, Леовигильд, похоже, воспринимал традиционный для германских народов королевский сан как недостаточно высокий для правителя государства, созданного на почве римской цивилизации, и, не меняя титула, стремился, однако, усвоить себе и некоторые из императорских привилегий и атрибутов.

Он первым из вестготских королей стал чеканить золотые монеты с собственным именем и портретом. До тех пор на золотых монетах ставилось имя римского императора и наносилось его изображение, в чем выражалась хотя бы символическая связь королевства с империей. До 575 года вестготы изготавливали монеты с именем и портретом Юстина II, затем в течение нескольких лет чеканились монеты, надпись на которых делалась намеренно неразборчивой, а позже они стали изготавливать монеты уже с именем и портретом Леовигильда. На этих монетах имя короля сопровождалось эпитетами, заимствованными из римской императорской титулатуры: felix (счастливый), victor (победитель), pius (благочестивый), iustus (справедливый). На монетных реверсах, также по римскому образцу, чеканились легенды, призванные запечатлеть важнейшие события государственной жизни, например, после захвата Мериды выпущена была монета с надписью «Emerita victoria».

Законодательные новации Леовигильда призваны были сблизить два этноса: готский и римский

Леовигильд вошел в историю как законодатель. В конце 570-х годов был осуществлен пересмотр действовавших в королевстве законов, включенных в два сборника: «Кодекс Эвриха», которым регулировались правоотношения готов, и «Бревиарий Алариха», представлявший собой сокращенную версию «Кодекса Феодосия», предназначенную для римских подданных вестготских королей. В результате был создан новый пересмотренный кодекс – «Codex revisus». Этот сборник не сохранился, и о его содержании можно судить по позднейшей кодификации «Liber iudiciorum Reccesvinta», в которой законы, восходящие к эпохе Леовигильда, обозначены как «древние» (veteri). Есть основания полагать, что после издания кодекса Леовигильда «Кодекс Эвриха» вышел из употребления и нормы римского права были распространены и на готское население королевства. Законодательством Леовигильда дозволялось ранее запрещенное заключение брачных союзов между готами и римлянами, на готов распространялся римский правовой принцип равенства прав на наследство у сыновей и дочерей наследодателя. Иными словами, законодательные новации Леовигильда призваны были сблизить два этноса: готский и римский – и способствовали дальнейшей романизации готского элемента, языковая латинизация которого, похоже, была близка к завершению. При достаточно объемном литературном наследии вестготского королевства в нем отсутствуют тексты на готском языке. Возникает вопрос, много ли оставалось еще носителей этого языка в Испании, а свободное владение готами латинским в его местной версии сомнений не вызывает.

Желая поставить себя на одну доску с императором, Леовигильд проводил политику территориальной экспансии, предпринимал шаги к расширению пределов своего государства, ставя, однако, перед собой не глобальные универсалистские цели, естественным образом присущие римской имперской идее, но вполне реалистическую задачу – объединение под своей властью всей Испании. Главным препятствием для этого были имперские владения на юге полуострова. Войну с Римской империей Леовигильд начал в 570 году, после кончины святого императора Юстиниана, когда его преемник Юстин II направил основные военные силы на восточную границу, ввязавшись в очередную изнурительную вооруженную борьбу с Ираном. Причем момент для начала военных действий был особенно благоприятным, потому что в 568 году в Италию вторглись лангобарды, открывшие второй фронт против империи. У Юстина не оставалось резервов для переброски в Испанию, и воевать с вестготами приходилось малочисленным гарнизонам городов старой римской провинции Бетики. В результате успешного наступления вестготы захватили Кордубу (Кордову) с примыкающей к ней округой, но Леовигильду не удалось выбить имперцев из прибрежных городов южной Испании, и, согласно заключенному в 572 году мирному договору, под властью Нового Рима осталась узкая прибрежная полоса, правда, включавшая все крупные города южной Испании, от Картахены до Гадеса, кроме Кордовы и Севильи.

В религиозной ярости арианка Гоисвинта схватила внучку за волосы, бросила ее на землю и принялась бить ногами

Чтобы уберечь свое королевство от враждебных действий со стороны франков, Леовигильд в 579 году установил с домом Меровингов династический союз, женив сына от первого брака Герменегильда на Ингунде – дочери короля франкской Австразии Сигиберта и внучке своей второй жены Гоисвинты от ее дочери Брунгильды. Ингунда, прибыв в Толедо, не только отказалась перейти в арианство, но и стала склонять мужа к принятию Православия, что вызвало яростный отпор со стороны ее бабушки: Гоисвинта была фанатически привержена арианской ереси. Однажды, одержимая религиозной яростью, Гоисвинта схватила внучку «за волосы, бросила ее на землю и до тех пор ее била башмаками, пока у нее не выступила кровь, затем она приказала снять с нее одежду и окунуть в пруд. Но, – по словам Григория Турского, – …Ингунда никогда не отступала в душе от нашей веры» .

Желая уберечь королевскую семью от углубления раздоров и вражды, Леовигильд отослал сына Герменегильда с его молодой супругой в Севилью, назначив его правителем части провинции Бетика. А там Герменегильд сблизился с православным епископом города Леандром, который, возможно, был его родным дядей по матери. В 580 году Леандр крестил Герменегильда с православным именем Иоанн. Перемена вероисповедания дала обращенному в Православие правителю основание провозгласить себя королем. Монолитно кафолическое население Бетики было на его стороне. Чтобы подчеркнуть свою независимость от отца, Иоанн Герменегильд начал чеканить собственную монету. По отношению к отцу это был открытый мятеж. Ожидая с его стороны ответных действий, Иоанн вступил в союзные отношения с империей, которой он передал Кордову, с православным королем свевов Мироном, а также с франкским королем Бургундии Гунтрамном; правда, другой король из династии Меровингов, Хильперик, враждовавший с Гунтрамном, несмотря на свое православное исповедание, поддержал в этом конфликте не сына, а отца – арианина Леовигильда. На первых порах Леовигильд не предпринимал военной акции против сына, надеясь на мирное разрешение конфликта. В 581 году он воевал не на юге, а на севере страны, вторгшись в земли васконов (басков); возможно, правда, что этот поход предпринят был в связи с тем, что васконы поддержали его мятежного сына.

Одержав победу над непокорными васконами и обезопасив свои владения от нападения с севера, в 582 году Леовигильд повел войска против сына. После взятия Мериды Бетика, где закрепился Герменегильд, была отрезана от союзного ей королевства свевов. Провалом закончилась и попытка Герменегильда получить помощь от империи. Направленное им в Константинополь посольство во главе с епископом Севильским Леандром не сумело добиться вооруженной поддержки от императора, который не располагал для этого реальными возможностями: римские гарнизоны на юге Испании были малочисленными, а перебрасывать воинские отряды из Италии, Африки или с Балкан император Тиберий II не мог из-за того, что во всех этих регионах обстановка была напряженной и рискованной. В 582 году Леовигильд осадил столицу Бетики Севилью. Год спустя на помощь Герменегильду двинул войска король свевов Мирон, но в сражении с Леовигильдом он потерпел поражение. Вернувшись домой, Мирон спустя несколько дней скончался.

Оказавшись после разгрома союзника в отчаянном положении, Герменегильд оставил Севилью и бежал вместе с женой Ингундой и сыном Атанагильдом в Кордову, под защиту имперского гарнизона этого города. Подкупленный Леовигильдом, имперский префект не оказал ему помощи в его войне с отцом, и Герменегильд после встречи с братом Реккаредом решил по его совету вернуться к отцу и просить его о прощении. Но по приказу Леовигильда с него сорвали королевское облачение, надели на него рубище, и он был отправлен в ссылку в Валенсию, оттуда его перевели в Таррагону. На Пасху 585 года Иоанн Герменегильд был убит. Осталось неизвестным, действовал ли его убийца Сисеберт по тайному наущению короля или по собственной воле. Западная церковь канонизировала Герменегильда как мученика за кафолическую веру. Его супруга умерла по пути в Константинополь, находясь в Африке, а его сын младенец Атанагильд был привезен в столицу империи, откуда его тщетно пыталась заполучить его бабка по матери королева франков Брунгильда.

На последние годы правления Леовигильда приходится война с королевством свевов. В 585 году войска вестготов вошли на территорию, которой владели свевы, и заняли столицу их королевства Брагу, взяв в плен короля Авдику, унаследовавшего трон Мирона, и принудив его принять монашеский постриг. Свевам попытались помочь единоверные им франки. По приказу короля Гунтрамна к берегам Галисии направились франкские корабли, которые, однако, были перехвачены ветготскими моряками: одни из находившихся на них франков были убиты, другие пленены, некоторым удалось сбежать.

Нападение на флот франков означало начало войны с их государством, сильнейшим на западе Европы, и эта война сопряжена была с большими рисками для готов. Самой уязвимой для удара со стороны противника была та часть их королевства, которая находилась к северу от Пиренейских гор, – Септимания, представлявшая собой осколок былого Тулузского королевства. В ее пределы и вторглись франки в 585 году. Их первый отряд двинулся на Каркасон. Его гарнизон и жители решили сдать город, открыв ворота противнику. Но франки, овладев Каркасоном, ожесточили его жителей грабежами, убийствами мирных людей, включая и священнослужителей. Среди франков еще немало оставалось язычников, но и крещеные воины своими нравами нередко не отличались от язычников. Между тем местное население Септимании, куда христианская проповедь достигла уже во II веке, давно было глубоко христианизировано. В городе вспыхнуло восстание против оккупантов. При попытке подавить его погиб военачальник франков граф Теренциол. Оставшись без предводителя, франки вышли из городских стен.

Леовигильд направил против противника войско под командованием своего младшего сына Реккареда, и некоторое время спустя вестник докладывал королю франков Гунтрамну: «Реккаред, сын Леовигильда, выступил из Испании, занял крепость Кабаре и опустошил большую часть области Тулузы и многих увел в плен. Затем он овладел крепостью Бокер в Арльской провинции, захватил людей вместе с их имуществом и заперся в городе Ниме» . В 586 году начались переговоры о мире, которые продолжались до смерти Леовигильда и завершились после нее.

Григорий Турский писал о гонениях на православных в Испании: «Многие были обречены на изгнание… истощены голодом, посажены в тюрьму»

Мятеж Герменегильда сопряжен был с конфессиональной рознью, с дискриминацией православного большинства королевства. При Леовигильде епископы Бикларский Иоанн и Меридский Масона сразу после захвата Мериды были изгнаны из своих кафедральных городов. Святитель Григорий Турский писал о прямых гонениях на православных в Испании: «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта… Но та, которая клеймила позором рабов Божиих, сама была заклеймена Божией карой перед всем народом. Ибо закрывшее один ее глаз бельмо лишило его света, которого лишен был ее ум» .

Извлекая урок из происходящего, Леовигильд решил смягчить режим унизительного бесправия религиозного большинства своих подданных и тем самым сблизить его с господствующим готским элементом. В самом начале мятежа, поднятого в защиту Православия, в 580 году, Леовигильд созвал в Толедо собор арианских епископов, который принял ряд решений, направленных на сближение с православными, в частности, была отменена практика повторного крещения присоединяемых к арианству крещенных в Православной Церкви. Собор ввел почитание мощей мучеников, отвергавшееся ранее арианами. Более того, сближение с Православием предпринято было и на догматическом уровне: собор допустил неприемлемую ранее в арианстве формулу о равенстве Божественного Сына с Отцом. Опираясь на решения Толедского собора, Леовигильд стал посещать православные церкви и молился там у мощей древних христианских мучеников. Православному епископу Масоне он разрешил вернуться в свой кафедральный город Мериду. Григорий Турский писал даже, что перед смертью он принял Православие: «Каясь в своем еретическом заблуждении и моля о том, чтобы никто его не причислял к этой ереси, принял вселенское вероисповедание и, оплакивая в течение семи дней соделанное им против Бога, испустил дух» . Но испанские источники умалчивают о предсмертном обращении короля Леовигильда.

Его кончина приходится на март или апрель 586 года. Главными достижениями Леовигильда стали почти полное объединение Пиренейского полуострова под его властью и существенные шаги в консолидации его подданных, в слиянии двух народов – готов и испано-римлян – в единую испанскую нацию, не преодоленным препятствием к чему оставалось конфессиональное разделение – арианское исповедание малочисленного, но господствующего готского элемента.

Король Реккаред и обращение вестготов в Православие

Прославленный победой над могущественным франкским королевством, Реккаред без помех взошел на трон отца. Продолжая начатую отцом политику консолидации подданных, он решился на шаг, который призван был устранить главное средостение между двумя этносами: вестготским и испано-римским – конфессиональное разделение. Убедившись в бесперспективности навязать православному большинству населения Испании арианство, на что, возможно, рассчитывал еще его отец, Реккаред подтолкнул к принятию Православия господствующий арианский элемент, и эта его инициатива проистекала не из одних только политических соображений, но также и из его религиозных исканий, из его личного обращения, тем более что до него Православие принял его злосчастный брат Герменегильд. Во всяком случае святой Исидор Севильский определенно противопоставляет Реккареда Леовигильду, подчеркивая свойственную ему, в противоположность отцу, религиозность: «Ведь тот был нечестив и неутомим в войнах, этот – благочестив, прославился верой и миролюбием. Тот расширял власть над народами силой оружия, этот же прославился тем, что тот же самый народ возвысил через торжество веры» .

Реккаред, как рассказывает Григорий Турский, «созвал епископов своей веры и сказал: “Отчего между вами и теми епископами, которые называют себя православными католиками, постоянно возникают ссоры, и почему те благодаря вере своей творят множество чудес, а вы ничего подобного не можете совершить? Посему прошу вас, соберитесь вместе и обсудите вероучение обеих сторон, дабы нам установить, какая вера истинная. И тогда или они примут ваше учение… или вы, познав их истину, будете веровать в то, что они проповедуют» . Так Реккаред устроил диспут между православными и арианскими епископами, в завершении которого арианская сторона признала свое поражение. В феврале 587 года король присоединился к Кафолической Церкви. Вслед за тем в апреле того же года в столице королевства Толедо был освящен православный храм в честь Богородицы Марии. Реккаред вернул православным монастырям и приходам конфискованное у них ранее имущество.

Так прокладывался путь к объединительному собору, который созван был в столице в марте 589 года и получил название III Толедского собора – предшествовавший собор был арианским. Председательствовал на III Толедском соборе сам король. Рядом с ним находились его советники епископ Севильский Леандр и аббат монастыря Сервитана Евтропий. Участниками собора были 5 православных митрополитов, 48 православных и 8 арианских епископов, священники обеих конфессий и готская знать. Арианские епископы, занимавшие кафедры в Гранаде, Мериде и Нарбоне, не приехали в Толедо. В самом начале соборных деяний арианские епископы и пресвитеры были присоединены к Православной Церкви. За присоединенными был сохранен их прежний сан, в результате на некоторых кафедрах оказалось по два епископа.

За формулой filioque стоит наивная логика, выдающая глубокий упадок богословской мысли на варваризованном Западе

Арианские епископы и готская знать подписали православное исповедание, в которое, однако, внесена была богословски несостоятельная формула filioque – об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Правда, самый символ веры в документах собора помещен без искажений, без злополучного filioque, которому суждено было впоследствии взорвать и разрушить церковное единство христианского Востока и Запада. Символ с filioque впервые появляется в актах XII Толедского собора, состоявшегося без малого сто лет спустя, в 681 году. Мотивацией сыгравшей столь печальную роль в истории Церкви интерполяции послужило стремление как можно наглядней продемонстрировать вчерашним арианам (заблуждение которых заключалось в уничижении Сына Божия, Которого они вслед за своим ересиархом почитали перворожденным всей твари, но не Богом, единосущным и равночестным Отцу) равенство Сына Отцу, которое, по версии филиоквистов, выражается и в том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Очевидно, что за этой формулой стоит наивная и вульгарная логика, выдающая глубокий упадок богословской мысли на варваризованном Западе, потому что, следуя подобной логике, можно заключить, что изобретатели формулы принизили Третью Божественную Ипостась Святого Духа до прямого впадения в македонианское духоборчество, поскольку если равенство Отца и Сына с необходимостью должно быть выражено формулой filioque, то с той же необходимостью Святой Дух оказывается в такой тринитарной конструкции поставленным ниже двух других ипостасей. В действительности отцы Толедского собора не впали в духоборчество, но лишь обнаружили варварскую неловкость в оперировании богословскими терминами. Нет никаких свидетельств того, что в Риме и Новом Риме уже тогда заметили вербальную неряшливость богословия отцов Толедского собора и подняли по этому поводу тревогу – православный мир радовался тому, что еще один народ выпутался из уз еретических заблуждений и вошел в лоно Кафолической Церкви.

Толедские соборы приобрели в Вестготском королевстве исключительно высокий авторитет и статус, в них участвовали короли и магнаты, на них принимались решения, выходящие за рамки исключительно церковной тематики; иными словами, если проводить параллель между ними и иными институтами, в частности теми, которые имелись на Руси в XVI–XVII столетии, то, будучи по преимуществу соборами церковными, они в известной мере брали на себя полномочия наших Земских соборов. В противном случае была бы непонятна традиционная нумерация этих соборов, которая не игнорирует эпоху господства арианства в Вестготском королевстве – церковный статус арианских соборов для Православной Церкви ничтожен, но они вошли в официальный общий счет вестготских соборов.

На III Толедском соборе были приняты решения относительно статуса евреев. Запрещены были браки между христианами и евреями, уголовной каре подлежали евреи, которые заводили наложниц из числа христианок. Дети от имевших место в прошлом смешанных браков или связей в обязательном порядке подлежали крещению. Евреям собор запретил держать в рабстве христиан – а такие случаи ввиду материальной и особенно финансовой состоятельности еврейского элемента в Вестготском королевстве (это были в основном купцы, банкиры, но также и ремесленники) были не редкими: во времена арианского господства в Испании евреи имели право покупать пленников-христиан на невольничьих рынках.

III Толедский собор преодолел самое трудное – конфессиональное – препятствие для полной интеграции двух народов

III Толедский собор сделал решающий шаг в политике, начатой еще при отце Реккареда Леовигильде, которая направлена была на слияние испано-римского большинства с господствующим вестготским слоем в единую латиноязычную испанскую нацию, которая, однако, при этом усвоила себе готское имя. Преодолено было самое трудное – конфессиональное – препятствие для полной интеграции двух народов. Арианское богослужение совершалось на готском языке, его прекращение способствовало тому, что готский язык был окончательно оставлен и стал мертвым языком – катастрофическая потеря со специфически филологической и культурологической точки зрения, но при этом немало способствовавшая национальной консолидации.

Епископ Бикларский Иоанн столь высоко оценил заслугу короля Реккареда, что в своей апологии он ставит его в один ряд с равноапостольным Константином, созвавшим Никейский Собор, который отверг учение Ария и осудил его. И это было выражением единодушной оценки подвига Реккареда православным духовенством Испании. В результате конфессионального воссоединения ее населения статус короля возвысился. В Православной Церкви королевская власть, по образцу римских императоров, приобрела широкие полномочия: король в специальном послании собору формулировал его программу, иными словами – определял круг тем, подлежащих соборному рассмотрению, и он же своею подписью под соборными актами придавал им силу государственных законов. В такой форме в королевстве реализована была провозглашенная святым Юстинианом симфония священства и царства. Реккаред усвоил себе имя двух римских правящих династий «Флавий», и после него это имя носили его преемники – вестготские короли.

Некоторые из важных решений принимались не на столичных, а на провинциальных соборах. Так, собор, состоявшийся в 589 году в главном городе вестготской Септимании Нарбоне, принял своеобразное постановление о том, что епископом не может быть поставлен неграмотный клирик. Единственным разумным объяснением самой возможности такого постановления может быть предположение о том, что оно касалось клириков готского происхождения, которые ранее, будучи арианами, совершали богослужение на готском языке Ульфилы и после воссоединения не научились латинской грамоте в достаточной степени, чтобы правильно читать латинский миссал.

Севильский собор 592 года принял канонически необходимое постановление о перерукоположении бывших арианских епископов и пресвитеров и о переосвящении арианских храмов, ставших кафолическими. Арианское священство, согласно действовавшим во Вселенской Православной Церкви каноническим нормам, не признавалось действительным. Действуя по икономии, III Толедский собор принял арианских епископов в сущем сане, но каноническая логика заставила отцов Севильского собора принять адекватное решение на сей счет, призванное исправить допущенное ранее чрезмерное отступление от нормы.

Вестготы в целом приняли перемену национального вероисповедания, но часть бывшей арианской знати и некоторые из не воссоединившихся епископов попытались оказать сопротивление. Одной из причин фронды со стороны знати были опасения утраты принадлежавших им привилегий в результате конфессионального соединения с покоренной народной массой. В 588 году был выявлен заговор в Мериде, участниками которого оказались арианский епископ Сунна, некто по имени Снегга и несколько аристократов из готской среды, и среди них Виттерих, впоследствии ставший королем вестготов. Прямым образом заговор направлен был против местного православного епископа Масоны, который при Леовигильде подвергался ссылке. После разоблачения Сунна подвергся изгнанию, а Снегга был приговорен к отрублению рук и сослан в Галисию.

В следующем году заговор обнаружился в столице королевства Толедо. Его вдохновительницей оказалась мачеха Реккареда королева Гоисвинта, оставшаяся фанатичной арианкой. В заговор был вовлечен арианский епископ Ульдида. Он был наказан ссылкой, а Гоисвинта вскоре после этого скончалась; точно неизвестно, была ли это естественная смерть или Гоисвинта пала жертвой тайного убийства. В 590 году был обнаружен заговор герцога Аргимунда, который имел придворную должность кубикулярия, так что был предельно приближен к особе короля и потому имел шансы погубить его. По приговору суда, Аргимунду отсекли правую руку и затем его посадили на осла, которого водили по улицам Толедо.

Король вестготов Реккаред Флавий скончался в столице своего государства Толедо после 15 лет правления в 601 году. Его престол унаследовал сын Лиува II. По характеристике святого Исидора Севильского, провинции, которые его «отец присоединил в борьбе», Реккаред «сохранял в мире, поддерживал в них благополучие и правил с умеренностью. Был же он миролюбив, кроток, славен великими подвигами и справедливостью, был привлекателен внешне и в душе нес столько доброты, что, проникая в умы всех, даже злых (людей) притягивал своей любовью. Он был настолько благороден, что богатства частных лиц и земли церквей, которые к стыду отца были присоединены к (королевскому фиску), он возвратил их собственным владельцам; был столь снисходителен, что часто щедрыми льготами облегчал подати народа. Также многих одарил он богатством, многих возвысил почестями» .

Большое не значит сильное. Огромное государство вестготов на Пиренейском полуострове за несколько лет было сокрушено сравнительно небольшим арабским войском.

Для мусульман вторжение в Испанию было лишь еще одним звеном в длинной цепи завоеваний. Почти всегда арабы быстро добивались успехов. За несколько десятилетий они распространили свои владения до Дербента и Средней Азии на севере, реки Инд на востоке, Атлантического океана на западе. Конечно, легкость их побед нельзя переоценивать: Византия и Иран, обескровленные долгой и изнурительной борьбой друг с другом, сражались из последних сил. И все же в считанные годы Византия утратила свои восточные провинции, а Иран был завоеван целиком. Однако огромное (по меркам того времени) Вестготское королевство, которое долгое время перед этим практически не вело войн, казалось бы, могло оказать захватчикам упорное сопротивление. Но этого не произошло — Испанию арабы завоевали на удивление легко, что, безусловно, требует объяснения.

Долгий путь в Испанию

Вестготское королевство к моменту своей гибели имело почти трехсотлетнюю историю - самую длительную из континентальных германских королевств, за исключением Франкского. Возникло оно в Южной Галлии (со столицей в Тулузе) в 418 году. Прародина же германских племен, известных под собирательным именем готы, - южная Скандинавия. Оттуда они перешли на территорию нынешней Польши, а затем через Белоруссию и Украину вышли к Северному Причерноморью и Нижнему Подунавью. В ходе переселения у готов возникли два племенных образования: остготы и вестготы. В середине IV века на них обрушились пришедшие из глубин Азии гунны, которые разбили остготов и вовлекли их в орбиту своего движения. Вестготы же, спасаясь от гуннской угрозы, переселились за Дунай - на территорию Римской империи. Столкнувшись там с притеснениями местных властей, вестготы двинулись на восточную столицу империи - Константинополь. В 378 году они разбили римлян при Адрианополе, затем разорили Пелопоннес, в 410 году захватили и разграбили Рим, прошлись по Южной Италии и, наконец, в 418 году оказались в Южной Галлии. Там они и осели, сделавшись римскими федератами - так называли варваров, получавших в границах империи земли, которые они обязаны были охранять, а также выступать союзниками Рима против его врагов. Часто федераты получали и помощь продовольствием. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность. Так возникло Вестготское королевство. Собственно, королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем самым причудливым образом сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации.

С начала VI века, после завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. С середины VI века столицей королевства являлся Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой.

Погиб ли король Родриго?

Арабское завоевание оставило глубокий след в исторической памяти испанского народа. Согласно некоторым арабским источникам, легкой победе арабов способствовал наместник Сеуты по имени Ольбан (Олиан, Илиан), дочь которого Кава (Ла Кава) была обесчещена Родриго. Позже Ольбан превратился в графа Юлиана (Хулиана). В XVI веке легенда легла в основу цикла романсов, в которых выделяются три главных мотива.

1. Презрев запрет, Родриго входит в некий дом в Толедо, который считался жилищем Геркулеса. Он видит там надпись: тот, кто проникнет в это здание, погубит Испанию. На найденных в доме стягах он видит арабских всадников.

2. Граф Юлиан решает любой ценой отомстить за бесчестье дочери и вступает в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство Родриго.

3. После поражения Родриго бежит на север Португалии. Он исповедуется в грехах встреченному монаху, и тот накладывает на него ужасное покаяние: Родриго должен живым лечь в гроб с чудовищным змеем. В момент мучительной смерти Родриго колокола зазвонили сами собой, и грешник был прощен.

Сила и слабость вестготов

На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании - испано-римлянами. Это проявлялось и в языке, и в распространении смешанных браков, и в правовой сфере: если первоначально для вестготов и для испано-римлян действовало раздельное законодательство, то затем эта двойственность была преодолена. Однако о том, в какой мере эти процессы завершились к началу VIII века, судить сложно: некоторая обособленность и память о своем происхождении вполне могли сохраняться.

Сходные процессы происходили и в религиозной сфере. В IV веке вестготы приняли христианство в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года, но очень долго сохраняло свою популярность среди германцев, в том числе и в Вестготском королевстве. Лишь Третий Толедский собор в 589 году провозгласил ортодоксальное вероисповедание обязательным для всех христиан королевства; арианство было официально запрещено. Отказ от арианства имел важные последствия, сделав возможным дальнейшее сближение вестготов с испано-римлянами, ведь их больше не разделяла вера.

На протяжении VI-VII веков вестготы в Испании воевали то со свевами (еще в V веке создавшими королевство на северо-западе полуострова), то с византийцами, захватившими в VI веке земли на юге Испании и удерживавшими их в течение почти столетия, то с северными племенами васконов и кантабров. Их вестготы так и не успели подчинить до самого арабского вторжения. Во главе государства стоял король, власть которого носила сакральный характер. Известно, что вестготы первыми в Западной Европе - по меньшей мере с начала VII века - стали практиковать обряд помазания на царство. Тем не менее королевская власть была непрочной. Монархи часто вступали в конфликты со знатью, и нередко перевес был не на их стороне. Во многом слабость правителей была связана с так и не устоявшейся практикой престолонаследия. Существовавшая у вестготов общегерманская практика выбора королей сталкивалась со стремлением монарха передать свою власть ближайшему родственнику или наиболее доверенному лицу. Знать же, не желавшая усиления королевской власти, этому всячески противилась.

О состоянии института королевской власти перед арабским завоеванием можно судить по тому, как в эти годы происходила передача трона. Король Вамба (672–680) был лишен его весьма экзотическим способом. Придворный Эрвигий опоил монарха зельем, которое, не будучи смертельным, лишило короля сознания. Приближенные, решив, что Вамба вот-вот испустит дух, по вестготскому обычаю соборовали его и одели в монашескую одежду. Таким образом он сделался монахом и оставаться светским государем уже не мог. Когда через несколько часов Вамба пришел в себя, ему пришлось отречься от трона и остаток жизни провести в монастыре. Выбранный его преемником Эрвигий, дабы с ним не случилось нечто подобное, добился того, чтобы в актах очередного Толедского собора были описаны все действия, приведшие к смещению Вамбы, и установлена кара за их повторение. Эрвигию удалось сделать преемником своего зятя Эгику. Эгика, в свою очередь, сумел передать власть сыну Витице, назначив его соправителем. Витица перед смертью также хотел передать престол своему сыну Агиле и с этой целью сделал его герцогом огромной Тарраконской провинции. Однако знать не пожелала видеть королем Агилу, а выдвинула собственного претендента - Родериха, известного в последующей испанской традиции как Родриго. Сторонники Агилы не признали избрания Родериха, затаив свое недовольство, а сам он сохранил за собой свою провинцию. Так что фактически Родерих стал королем лишь части Испании.

Материальные ресурсы короля сокращались по мере того, как крупные землевладельцы приобретали в своих землях полную самостоятельность. Число налогоплательщиков сокращалось, королям приходилось увеличивать поборы с остальных, прежде всего с горожан. Соответственно, в их среде росло недовольство, проявившееся затем в ходе завоевания. С политической слабостью королевской власти в Вестготском королевстве были тесно связаны военные проблемы. Король постоянно располагал своей дружиной, она в любой момент готова была выступить в поход и отличалась высокими боевыми качествами, но была не слишком многочисленной. Король мог призвать на помощь отряды знати, но магнаты, как правило, не торопились оказать поддержку. Теоретически любой свободный вестгот по приказу короля обязан был выступить на военную службу, но практически эта система не действовала вовсе или действовала с огромным запозданием. Когда против Вамбы вспыхнул мятеж в Септимании, король с огромным трудом собрал необходимые силы для его подавления. После победы Вамба, чтобы впредь не сталкиваться с такими проблемами, принял суровые законы против уклонявшихся от королевской службы, судя по всему, не слишком эффективные.

В конце VI века, вскоре после отказа от арианства, наметился важный поворот в религиозной политике. Уже в 613 году король Сисебут изгнал из страны всех иудеев, не пожелавших перейти в христианство. Евреев в Испании было довольно много, они появились в стране задолго до вестготов и пользовались немалым влиянием. Со времен Сисебута и вплоть до арабского завоевания короли то принимали указы об обязательном крещении либо изгнании иудеев, то отменяли их, позволяя изгнанникам вернуться обратно, а обращенным в христианство - вновь исповедовать веру отцов. Это совершенно не мешало впоследствии вновь осуждать отступничество от христианства и устанавливать за него суровые наказания. Но, поскольку каноническое право запрещало насильственное крещение иудеев, власти пытались добиться своих целей, прибегая к дискриминации и культовым запретам. Евреям запрещалось торговать с христианами и приобретать у них какую-либо собственность, соблюдать субботу и т. д. Кульминацией антииудейской политики вестготских королей стали события 694 года. Евреев обвинили в том, что они вступили в сговор со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. После этого очередной Толедский собор постановил конфисковать собственность иудеев, а их самих обратить в рабство. Еврейских детей надлежало отнять у родителей и отдать на воспитание в христианские семьи. Неудивительно, что во время арабского вторжения евреи выступили на стороне завоевателей.

Таким образом, неспособность Вестготского королевства противостоять завоевателям можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это прежде всего слабость королевской власти, тесно связанная с усилением знати. В свою очередь, она предполагала сокращение военных ресурсов центральной власти, ее почти полную зависимость от магнатов, а также усиление налогового давления на горожан - с неизбежным ростом их недовольства. С другой стороны, и знать была расколота в политическом отношении. Наконец, преследования властей обусловили враждебность еврейского населения. В совокупности все это заметно подорвало силы Вестготского королевства именно тогда, когда у его границ появился новый враг.

Враг у ворот

Арабы, завоевав за несколько десятилетий огромные территории, в конце VII века достигли Атлантики. Их африканские владения сначала управлялись из Египта, а затем живший в Кайруане наместник Магриба (так арабы называли земли к западу от Египта) стал подчиняться непосредственно халифу. В тот момент, когда Родерих вступил на толедский престол, наместником был Муса ибн Нусайр. К югу от его владений простиралась Сахара, а за ней земли, богатые золотом и слоновой костью. Конечно, чтобы достичь их, надо было преодолеть бескрайние пески, но арабов, чья родина лежала на краю другой огромной пустыни - Аравийской, это не могло смутить. Почему же следующей их целью оказался Пиренейский полуостров? С одной стороны, было известно, что там много плодородных земель и процветающих городов, с другой - о сокровищах вестготов, награбивших в эпоху Великого переселения народов огромные богатства, ходили легенды. Наверняка сыграли свою роль и слухи о внутренней слабости Вестготского королевства, которые доходили в Северную Африку по разным каналам и также побуждали действовать.

Возможно и еще одно объяснение. Когда арабы в 30-е годы VII века вышли из пустынь Аравии к Средиземному морю, они очень быстро приобщились к высокоразвитой средиземноморской цивилизации, к жизни великого «внутреннего моря» Древнего мира и Средневековья. Изначально опасавшиеся моря, арабы очень быстро построили флот, а позже добились огромных успехов в мореплавании. Поэтому стремление завоевателей следовать вдоль берега моря, не слишком от него удаляясь, выглядит вполне понятным.

Муса ибн Нусайр, действуя, видимо, без санкции халифа, решил попробовать завладеть южными районами Испании. С этой целью он заручился поддержкой некоего Юлиана, коменданта портового города Сеуты в Северной Африке. В более поздних источниках его называют графом Юлианом, что предполагает связь с каким-либо из германских королевств - ведь должности графа (много позже превратившейся в титул) нигде больше не было. А в силу близости Вестготского королевства и его заинтересованности в контроле над соседними африканскими землями логично предположить, что речь идет именно о нем. Если так, то весьма вероятно, что Юлиан принадлежал к сторонникам сына короля Витицы Агилы, считал Родериха узурпатором и надеялся с помощью арабов его свергнуть.

Однако чаще историки склонны видеть в Юлиане византийского наместника Сеуты, которая к тому времени предположительно могла оставаться последним бастионом византийских владений в Северной Африке. Наконец, согласно еще одной версии, Юлиан был бербером - уроженцем Северной Африки, не связанным напрямую ни с Византией, ни с вестготами. Впрочем, власть и Византии, и Вестготского королевства в этом регионе была тогда чисто номинальной, на деле Юлиан вынужден был действовать в сложнейшей обстановке совершенно самостоятельно. Арабы стояли у стен города, а помощь византийцев или вестготов выглядела сомнительной, так что выбор Юлиана вполне понятен. Судя по всему, именно он сделал возможной мусульманскую экспедицию 711 года на полуостров, предоставив арабам необходимые для перевозки войск корабли. Христианская традиция навеки заклеймила Юлиана как изменника, однако такая оценка могла бы быть справедлива лишь по отношению к вестготу, что в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Пушкинский «Родрик»

По-видимому, весной 1835 года Александр Пушкин написал стихотворение, изданное уже после его гибели под условным названием «Родрик» («На Испанию родную»). Поэт живо интересовался Испанией, изучал испанский язык. В его библиотеке находится экземпляр 4-томной истории Испании Пьера-Сезанна Брайанда (1808), где отчеркнута фраза о судьбе Родриго после поражения: «Некоторые испанцы верят, что он удалился в убежище отшельника, дабы скрыть свой стыд и заодно спрятаться от врагов. Более вероятно, однако, что Родриг избежал гибели храброго воина только для того, чтобы найти постыдную смерть в водах реки Боетис, на берегу которой нашли его корону, его доспехи и его боевого коня».

Замечательно, что, начав довольно длинное стихотворение изложением традиционной легенды («На Испанию родную / Призвал мавра Юлиан. / Граф за личную обиду / Мстить решился королю»), Пушкин немедленно уходит от эпического повествования. Для него нашествие арабов, месть отца за бесчестье дочери и даже «геополитическая катастрофа» («Царство готфов миновалось») отступают на второй план перед темой раскаяния Родриго, которому по молитвам небесного заступника даруется прощение и дается «уразуметь господню волю».

Разгром вестготов

Сначала арабы провели «разведку боем». В июле 710 года отряд из 400 человек под предводительством бербера Тарифа пересек пролив и ступил на испанский берег (возникший на этом месте город так и называется Тарифа), не встретив серьезного сопротивления. Легкий успех воодушевил арабов, и весной 711 года семитысячный отряд во главе с Тариком ибн Зиядом переправился через пролив и высадился близ Гибралтарской скалы, которая впоследствии именно в честь него и получила свое название (по-арабски Джабал Тарик, «гора Тарика»). Бóльшую часть войска составляли берберы, совсем недавно подчиненные арабами и принявшие ислам. Сам предводитель также был бербером, зависимым человеком Мусы ибн Нусайра. Характер местности подсказывал продвижение вдоль побережья в сторону Кадиса, а оттуда вверх по долине Бетиса (будущего Гвадалквивира). Первоначально арабы не встретили серьезного сопротивления, поскольку король Родерих находился тогда на севере страны. Однако уже несколькими неделями позже король со своим войском прибыл из Толедо в Андалусию и встал на пути Тарика.

Из-за спешки Родерих привел с собой лишь то войско, которое смог собрать в кратчайшие сроки. Напрашивается параллель с другим не менее знаменитым и столь же успешным средневековым завоеванием - Нормандским завоеванием Англии 1066 года. Тогда король Гарольд, едва успев отразить нашествие норвежцев на северо-востоке страны, получил известие о высадке на юге отрядов нормандского герцога Вильгельма и также поспешил к месту высадки, не дожидаясь подкреплений. А может, стоило подождать? Нам легко рассуждать с высоты нашего сегодняшнего знания, но Родерих (как и Гарольд спустя 355 лет) едва ли имел более или менее точные сведения о численности вторгшегося войска и не мог знать, целиком ли оно переправилось и будут ли к нему подходить подкрепления. В этих условиях решение как можно быстрее атаковать пришельцев, пока они не успели закрепиться на испанской земле, выглядит совершенно логичным. Однако в обоих случаях оно оказалось роковым.

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов, однако почти никакой надежной информацией о ходе сражения, о его чисто военных аспектах мы не располагаем. Во всяком случае, поражение вестготов вряд ли можно объяснить лишь изменой сторонников Витицы, о которой упоминают источники. По некоторым данным, «соперники» Родериха тоже погибли в битве, хотя точно известно, что не все, поскольку брат Витицы, Оппа, фигурирует в последующих событиях. Однако при Гуадалете сторонники сыновей Витицы могли сражаться как на стороне вестготов, так и на стороне арабов. Можно с уверенностью утверждать, что важную или даже решающую роль в победе арабов сыграли выдающиеся боевые качества их конницы, в которой они, несомненно, имели перевес.

Сам король, как предполагается, пал в сражении или утонул, спасаясь бегством. После его гибели в Вестготском королевстве не нашлось человека, который сумел бы организовать борьбу с пришельцами в масштабах всей страны, хотя во многих местах группы сторонников Родериха пытались сопротивляться.

Злой рок победителей

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Так, согласно христианским и некоторым арабским источникам, многие иудеи стали союзниками завоевателей. Оставив в стороне Севилью, Тарик подошел к Кордове, но не стал там задерживаться и, выделив часть своего войска для осады города, с основными силами двинулся на север. Толедо, столица вестготских королей, сдался без сопротивления. Христианская легенда, не подтвержденная арабскими источниками, но популярная у более поздних испанских авторов, гласит, что именно евреи открыли арабам ворота Толедо. В октябре 711 года арабы овладели и Кордовой. Получив известия о столь масштабных и успешных завоеваниях, Муса ибн Нусайр в июне 712 года отправился в Испанию с войском в 18 000 человек. Скорее всего, он опасался, что слава и почести достанутся одному Тарику, но возможно и другое объяснение: Муса просто стремился наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией. Прежде всего он овладел Севильей, а затем двинулся против Мериды, важного административного и церковного центра, где укрылись многие вестготы. Мерида сопротивлялась наиболее упорно и продержалась более года. Затем, пройдя через Толедо, Муса направился к Сарагосе и, овладев ею, установил контроль над всей долиной Эбро, а также занял Леон. Тарик в это же время распространил свою власть на часть Старой Кастилии, а затем достиг Астурии, выйдя к Бискайскому заливу.

Летом 714 года халиф Аль-Валид приказал обоим полководцам вернуться в столичный Дамаск. Они покинули Испанию, к тому времени почти полностью завоеванную, и вернулись в Сирию как триумфаторы, с огромной военной добычей. Но вскоре по прибытии в Дамаск Муса был обвинен в растрате, а через несколько лет убит. О дальнейшей судьбе Тарика также практически ничего не известно, во всяком случае, в Испанию он не вернулся.

Уезжая, Муса оставил в качестве преемника своего сына Абд альАзиза. Тот недолго правил Испанией (в 716 году он погиб от руки убийцы), но успел распространить власть мусульман дальше на север, к Пиренеям, а также на запад, на территорию нынешней Португалии. Главным успехом Абд аль-Азиза, еще до отъезда его отца из Испании, стало заключение в 713 году договора с вестготским герцогом Теодомиром. Опытный военачальник, Теодомир укрепился на территории нынешней Мурсии и юго-западной части Валенсии. Он настолько успешно сопротивлялся арабским отрядам, что Абд аль-Азизу пришлось заключить с ним договор: Теодомир признал верховную власть Дамаска и согласился выплачивать небольшую дань, но в остальном сохранил полную самостоятельность для себя и своих подданных. Это «государство в государстве» арабы смогли присоединить лишь после смерти его создателя.

Договор с Теодомиром представляет особый интерес для историков, поскольку это единственное соглашение арабов с вестготами, текст которого сохранился. Его значение выходит далеко за рамки частного случая, хотя бы и важного. Ведь в действительности такого рода соглашений было немало. Одной из причин головокружительных успехов военных походов арабов была как раз умелая политика завоевателей, предлагавших своим противникам вполне приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять своими делами.

Испания мусульман и христиан

Серьезное сопротивление арабам оказали лишь северные страны. Лишившись своих владений и высокого статуса, вернуть все это они могли лишь в противостоянии арабам. Завоевание еще не закончилось, а в горах Астурии уже начиналась другая история - история Реконкисты. Хотя события начала VIII века в контексте политической истории трудно переоценить, быть может, еще важнее было начавшееся с них культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове христианских и мусульманских начал, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру.

Королевство вестготов - раннефеодальное государственное образование, исторически первое из так называемых варварских королевств, сложившихся на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Возникло в 418 году на территории римской провинции Аквитания по договору короля вестготов Валии с римским императором Гонорием. Первым королём вестготского государства иногда называют Теодориха I. Просуществовало до 718 года, когда было почти полностью завоевано арабами.

ВЕСТØОТЫ (визиготы) (лат. Visigothi), германские племена, западная ветвь готов. В 4 в. отделились от остготов, неоднократно вторгались на территорию Римской империи, основали обширные королевства в Галлии и Испании.

Вестготы были оседлыми земледельцами в Дакии (на территории современной Румынии). В 376 на них напали гунны и вытеснили за Дунай, в пределы Римской империи. Они получили разрешение жить на территории империи, но притеснения властей привели к тому, что они вместе с остготами подняли восстание и разграбили балканские провинции. В 378 вестготы наголову разгромили императора Валента под Адрианополем, убив самого императора. Более четырех лет они продолжали кочевать в поисках мест для поселения.

В 382 преемник Валента император Феодосий I Великий заключил с ними мир и поселил их в Мезии в качестве федератов. В 395 под предводительством Алариха вестготы покинули Мезию и двинулись сначала на юг в Грецию, а затем в Италию, куда неоднократно вторгались, начиная с 401. Кульминацией их походов стало разграбление Рима в 410. В том же году Аларих умер, и его преемник Атаульф увел вестготов в южную Галлию, а потом, в 415, в Испанию.

В 418 патриций Констанций, позже ставший императором Римской империи Констанцием III, позволил им вернуться и поселил их в качестве федератов в провинции Аквитания Секунда в нижнем течении рек Гаронны и Луары. Вскоре умер вождь вестготов Валия. Его преемника короля Теодориха I, погибшего в сражении с Аттилой на Каталаунских полях в 451, можно считать первым вестготским королём.

Настойчиво стремясь расширить свою территорию, часто за счет империи, вестготы оставались на правах федератов до 475, пока сын Теодориха I Эйрих не провозгласил себя независимым королём. Эйрих составил кодекс законов, написанный на латыни, фрагменты которого дошли до наших дней. При нем Вестготское королевство занимало самую большую территорию в своей истории и простиралось от Луары до Пиренеев и нижнего течения Роны, включая большую часть Испании.

Эйриха, ярого приверженца арианства, сменил его более терпимый сын Аларих II, который в 507 потерпел поражение от франкского короля Хлодвига и погиб в решающей битве при Вуайе близ Пуатье.

В результате этой битвы вестготы лишились своих владений в Галлии, за исключением Септимании, узкой полоски земли, протянувшейся вдоль побережья от Пиренеев до Роны, со столицей в Нарбонне; ее франки так и не смогли завоевать. Вестготы правили в Септимании и в большей части Испании со столицей в Толедо, пока в 711 их не разгромили арабы.

Вожди и короли вестготов

Династия

нач. IV в.
1-я пол IV в
сер. IV в.
363 - 370

(претендент)
370 - 380
380 - 381
382 - 410
410 - 415
415 - 415
415 - 419
419 - 451
451 - 453
453 - 467
467 - 485
485 - 507
507 - 511
507 - 531
531 - 548
548 - 549
549 - 554
554 - 567
568 - 573
568 - 586
586 - 601
601 - 603
603 - 610
610 - 612
612 - 620
620 - 621
621 - 631
631 - 636

Варварские королевства

Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев – вестготов – образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. – в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.

В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы – комиты.

В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI – VIII вв.) в Испании.

Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.

Властькороля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая.Королевский дворец (или двор) воплощал в себе единственное централизованное управительное начало, дворцовые службы с конца V в. стали приобретать значение общегосударственных. Низовую администрацию составляли разного рода чиновники, назначавшиеся и смещавшиеся королем; за свою службу они получали денежное жалованье. Особый статус был у тиуфада – военачальника вестготской «тысячи», который также судил готов (галло-римское население подчинялось своей юстиции).

Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати – гардинги . На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, ноих согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.


Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор).

Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены ввоенной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми.

Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеваниемими в VIII в. Толедского королевства.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.