Элементарные умения. Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений. Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Определение: Умения – это самый элементарный уровень выполнения действий, а также мастерство человека в данном виде деятельности.

Определение: Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности Умения всегда опираются на знания.

Следует различать:

1. Элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий.

Определение: Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом.

2. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков.

Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками.

Определение: Навык – это упрочившийся способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат осознанные действия.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

1. Аналитический

2. Синтетический.

3. Этап автоматизации.

Рис. 26. Схема причин, влияющих на продуктивность навыка.

Навыки образуются в результате упражнений.

Определение: Упражнение – это целенаправленные и систематически повторяемые действия.

По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Навыки и умения, приобретённые человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Определение: Интерференция навыков – это ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.

Для сохранения навыка им следует пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачивается быстрота, лёгкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать своё внимание на каждое своё движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

Навык может быть сформирован разными путями:

1. Через простой показ

2. Через объяснение

3. Через сочетание показа и объяснения.

Успешность овладения навыком зависит не только от числа упражнений, их темпа и распределения во времени, а также знания результатов.

В отличие от навыков, привычки фиксируют потребность сделать что-то.

Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

Определение: Привычка – это потребность совершать действия.

Определение: Привычка – это действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью.

Невозможность совершать привычные действия вызывает неудовлетворённость, отрицательные эмоции.

Пути формирования привычек:

1. Через подражание.

2. В результате многократного повторения действия.

3. Через сознательные, целенаправленные усилия.

Вопросы для повторения:

1. Что такое деятельность и каковы её основные элементы?

2. Что мы подразумеваем под категорией «действие» и какова его психологическая структура?

3. Какие различают виды действий в зависимости от психических актов?

4. Дайте характеристику трудового движения.

5. Что такое психомоторика и каковы элементы, её составляющие? Дайте им характеристику.

6. Что такое «интериоризация» и «экстериоризация»?

7. Какие основные видв деятельности вы знаете?

8. Дайте характеристику общению, как виду деятельности.

9. Дайте характеристику игре, как виду деятельности.

10. Дайте характеристику учению, как виду деятельности.

11. Дайте характеристику труду, как виду деятельности.

12. Что такое «знания» и «умения»? В чём их сходство и различие?

14. Объясните процесс формирования навыка?

15. Объясните процесс формирования привычки?

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология

Государственный комитет рыбного хозяйства Украины.. керченский государственный морской технологический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


1.1.1. Предмет психологии, её принципы и задачи В древности люди обратили внимание на то, что существуют два типа явлений: 1. Вещественные (окружа

Структура и основные отрасли психологии
Рассмотрим более подробно, что же на самом деле изучает психология, и какова её внутренняя структура. Психика человека складывается из психических процессов, свойств, состо

Методы исследования в психологии
Принципы психологических исследований, о которых мы говорили выше, реализуются в методах сбора информации о психической деятельности человека. Выбор того или иного метода зависит от

Применяемые для сбора первичных данных
№ п/п Основной метод Его вариант Его суть

Зарождение и развитие психологии как науки
Исторически первой формой психологии является учение о душе. Существует следующий греческий миф. Эрот, сын Афродиты, влюбился в Психею. Афродита, узнав об этом, проявила неудовольст

Бихевиоризм
Его основоположником является американский психолог Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958), который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour). Для познания пов

Гештальтпсихология
Зародился в Германии. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика. Яркими представителями являются немецкий, американский психолог Курт Левин (1890 – 1947), немецкий

Психоанализ
Был разработан австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856–1939), поэтому иногда называется «фрейдизм». Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики

Когнитивная психология
Возникла на основе развития информатики и кибернетики. Представители когнитивной школы – швейцарский психолог и философ Жан Пиаже,(1896-1980), американские психологи Ульрик Найсер (р. 1928) и Джеро

Неофрейдизм
Его представители – Австрийский психолог Альфред Адлер (1870 – 1937), швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875 – 1961), американский психолог Карен Хорни (1885 – 1952), немецкий социальный психол

Генетическая психология
Её основатель – швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже, который изучал психическое развитие ребёнка, главным образом его интеллект, поэтому, отчасти его можно рассматривать и как представителя ког

Основные этапы становления психологии как науки
Этапы становления психологии Предмет психологии Что включает в себя Психология как наука о душе Такое о

Развитие психики в животном мире
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Для её понимания следует иметь в виду такое свойство материи как отражение.

Возникновение и развитие психики человека
По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Челов


1.3.1. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия

Психологическая структура личности
Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности. 1. Первый компонент структуры характеризует направленность ли

Основные подструктуры как уровни личности
№ п/п Название подструктуры Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического Специфические виды формиро-

Общественная сущность личности
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к ж

Ощущение, его виды, свойства и закономерности, сенсорная организация личности
Определение: Ощущение– это важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со

Зрительные ощущения
Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в вид

Слуховые ощущения
Это дистантное ощущение. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуж

Вкусовые ощущения
Это контактные ощущения, поскольку возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Основным органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кис

Кожные ощущения
Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: 1.

Интероцептивные (органические) ощущения
Это ощущения, возникающие от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о работе последних. Эти ощущения образуют органическое чувство. Закономерности ощущений это:

Восприятие и его виды, свойства восприятия
Определение: Восприятие– это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредств

Наблюдение и наблюдательность, индивидуальные различия восприятия и наблюдения
Определение Наблюдение – это целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Для наблюдения характерны

Внимание, его виды и свойства, внимательность как свойство личности
Среди психических явлений внимание занимает особое место. Его можно рассматривать как: 1. Самостоятельный психический процесс. 2. Сторона многих психических процессов. По

Различия между восприятиями и представлениями
Восприятия Представления - Непосредственное отражение предмета - Ясные, чёткие - Образы единичных предметов - Устойчивость и постоянство об

Мышление, его формы и виды
Проблема мышления долгое время изучалась философией и лишь впоследствии стала предметом психологии. Кроме этих двух наук, проблемы мышления в настоящее время изучаются логи

Содержательные и операционные компоненты мышления, процесс решения мыслительной задачи
Человек познает объективный мир двумя основными способами: 1. Через органы чувств, 2. Логическим путем. Знания, полученные в результате чувственного позна

Речь и язык, формы речи и речевые свойства личности
Слово и речь – важнейшие содержательные и структурные компоненты психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека, а именно: - выделение предмета из ф

Темперамент, его типы и их психологическая характеристика
Определение: Темперамент – это природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные в

Типы высшей нервной деятельности как основа темперамента. Взаимосвязь темперамента и других свойств личности
Основные свойства нервных процессов это: 1. Сила. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная н

Соотношение типов нервной системы и темперамента
Типы нервной системы (высшей нервной деятельности) → Сильные Слабые Безудержный Живой Инертный

Характер и его структура, типология характеров
В переводе с греческого «характер» это «чеканка», «примета». И действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Определение: Ха

Способности и теории их происхождения, структура способностей
Способности, как и характернее самостоятельная, рядоположенная с другими подструктура личности, а определённое сочетание её различных свойств. В отличие от характера, который также учитывае

Теория наследственности способностей
По мнению представителей этой концепции способности – это биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерж

Теория приобретенных способностей
Согласно данной концепции способности полностью определяются средой и воспитанием, приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у ч

Задатки и способности и их взаимосвязь с другими свойствами личности, развитие и формирование способностей
Глубокий анализ проблемы способностей был дан советским психологом Б. М. Тепловым (1896 – 1965). Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врождёнными могут быть лишь ан

Интересы
Определение: Интерес– это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. или

Потребности
Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им не

Мотив и мотивация
Мотив – одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым (1903 – 1979) и С. Л. Рубинштейном (1889 – 1

Понятие о деятельности
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Активность человека выражается в деятельности. Определение:

Виды деятельности
Различают четыре генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1. Общение 2. Игра. 3. Учение.

Эмоции, чувства и их физиологическая основа и разновидности
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах чело

Эмоциональные состояния, особенности и свойства личности
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и других

Воля и волевые свойства личности, волевое взаимодействие
Различные виды человеческой деятельности, включают разнообразные действия (мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные). Каждое из этих действий определяется каким-то конкретным побуждением (

Общение, его значение, цели, средства и функции
Общение нельзя рассматривать как строго психологическое явление – это междисциплинарное понятие. Его надо рассматривать как с двух точек зрения: 1. Как реальность обществен

Коммуникативная сторона общения
Определение: Коммуникация– это процесс передачи информации от её отправителя получателю. Модель коммуникативного процесса (ситуации) может быть пред

Интерактивная сторона общения
Определение: Интеракция – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственн

Перцептивная сторона общения
Термин «социальная перцепция» впервые был введён в научный оборот в 1947 г. американским психологом и педагогом Дж. Брунером. Нас, в большей степени интересует межличностная перцепц

Понятие социализации
Определенный период времени новорожденный обучается и приспосабливается к окружающей среде. Чем сложнее организация вида, тем длительнее период приспособления. У человека, этот проц

Понятие группы и коллектива
Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни. Социальная среда, взаимоотношения в труде явились решающим фактором становления и развития психики, поя

Семья как малая группа
Семья, как любая другая группа имеет свой жизненный цикл. Выделяется несколько стадий её существования: 1. Первая стадия включает в себя два периода: А) Существова

Уровни развития коллектива
Частично, мы уже касались этого вопроса в предыдущей лекции. Однако следует осветить его несколько подробнее. Динамические процессы, характеризуют ситуацию в группе в каждый конкрет

Личность и коллектив, руководство и лидерство, совместимость и срабатываемость
Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в

Сравнительная характеристика руководителя и лидера
Руководитель Лидер - Возникает в коллективе официально - Возникает в коллективе неофициально - Отвечает за э

Конфликты в группе и способы их преодоления
Конфликты и межличностные отношения. Определение: Конфликт– это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов соци

Именной указатель
Августин блаженный (Аврелий Августин) (354 – 430) – епископ Гиппонский, философ, проповедник, христианский богослов и политик. Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина) (980-1037) –

Личность человека формируется на протяжении многих лет. В раннем возрасте ее формируют воспитатели, в школе - учителя, в вузе - преподаватели. И даже в пору зрелости личность не перестает развиваться благодаря профессиональной деятельности , а результатом такого развития являются приобретенные качества, знания, умения и навыки.

Видеть различия между этими понятиями необходимо любому успешному юристу - ведь зная и понимая их сущность можно менять свою личность в лучшую сторону и без чьей-либо помощи. К тому же, в наше время существует достаточно много методик, позволяющих работать с этими параметрами (например, «Дневник саморазвития »). Поэтому приведем базовые определения качеств, знаний, умений и навыков:

Качества - это стабильные внутренние особенности человека, характеризующие его как индивида при осуществлении деятельности.

Знания - это определенная научно достоверная информация о мире.

Умения - это способность делать что-то, основанное на знание и навыки.

Навыки - это действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений. Не зря восточные мудрецы утверждали, что навык приходит только после тысячи повторений одного и того же упражнений - это так и есть. Юрист становится мастером в выполнении какого-либо действия (формулирование условия договора, подготовка правового заключения, написание служебной записки и пр.) только тысячу раз повторив его.

Компетенция - способность применять качества, знания, умения и навыки в соответствии с принятыми стандартами деятельности.

Отметим, что качества - параметр с более стабильными характеристиками , чем навыки. Но и они могут быть изменены в ходе столкновения с жизнью, как сознательно, так и на бессознательном уровне. При этом навыки и умения могут перерасти в свойство характера. Не зря говорят, что «привычка - вторая натура». Поэтому мы говорим о качестве в широком смысле, как об общем термине, объединяющем все вышеуказанные.

Качества, необходимые для работы в юридических профессиях , были определены еще в советские времена. Однако их представление актуально и в наши дни. В целом их можно разделить на две большие группы: общие качества, такие как социальная зрелость, культура мышления , навыки публичных выступлений и профессиональные качества, связанные со знанием законодательства, науки юриспруденции , юридической техники .

На данный момент качества юриста, которым он должен соответствовать после окончания вуза, прописаны в нормативном документе - Стандарте образования бакалавра , где компетенции прямо разделены на

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследова­тели считают, что навыки предшествуют умениям, другие пола­гают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова “умение”.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими “умениями” лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Рассмотрим соотношение элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя. Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий “контраст ощущений”, “отношение фигуры и фона”, “распреде­ление и концентрация внимания ”обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя - вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую деятельность.

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания.

Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде всего знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании инструкции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно приобрести с специальной литературы и использовать их, работая с устройством.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний.

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности являются умения и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие считают, что умение возникают раньше навыков.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умения. Так, умение иногда сводят к знанию конкретного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не является умение, а только предпосылка для его возникновения. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельность.

Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по меньшей мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели.

Существование большого количества видов деятельности обуславливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, планировать и контролировать деятельность и т.п.), так и отличные особенности, обусловлены содержанием того или иного вида деятельности.

Поскольку деятельность состоит из различных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем более совершенными механизмы и устройства, которыми необходимо управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человека.

Навык - это действие, сформированная путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для нее способы ее выполнения, а не сосредоточивая специально внимания на выполнении отдельных операций.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а направляется на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их преобразования в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, называемый умением (например, сложная система движений человека, который пишет текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читает лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивная. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировок.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал Н.А. Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, относящихся к одной навыки, соответствует системе движений, относящихся к другой навыки; б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец одной навыки является фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, которые относятся к одной навыки, противоречит, не согласуется с системой движений, которые составляют структуру другой навыки; б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, относящихся к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для нового навыка) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или совсем исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их переноса, то есть распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизма.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки содержания карандаша в руке и выполнения элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-нибудь своими руками означает, что человек, имеющий такие умения, всегда будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда при любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, которые входят в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль это главное, что отличает умение от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, которые требуют оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющих внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивные), целиком построенные на почве двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего оказываются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирования и проявление умений в чистом виде.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка является негибкой (часто и неразумной) частью выполняемой деятельности человеком механически и не имеет сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывают положительное влияние на формирование личности в целом.

Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.

Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально .

Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.

Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.

· хранятся (запоминаются);

· воспроизводятся;

· проверяются;

· обновляются, в том числе переструктурируются;

· преобразуются;

· интерпретируются.

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .

Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?

Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.

Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное .

Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.

Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.

Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.

Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.

Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.

Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.

Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.