Кареев николай иванович. Труды Н. И. Кареева

Николай Иванович Кареев входит в число наиболее известных русских историков конца XIX – начала XX века. Он родился 24 ноября (старого стиля) 1850 г., в Москве. Родители Кареева были дворянами, но не отличались большим богатством. Дед будущего историка, Василий Елисеевич, получил на военной службе генеральское звание. Отец – Иван Васильевич – тоже начинал карьеру в армейских рядах, однако, получив ранение во время Крымской войны, был вынужден перейти на гражданское поприще и позже служил городничим в ряде городов Смоленской губернии. Мать Н. И. Кареева, Екатерина Осиповна, в девичестве носила фамилию Герасимова.

Родители очень заботились о сыне, дав ему уже дома первоначальное образование, которое состояло из чтения, письма основ математики, французского языка и азов географии. Для продолжения обучения Кареев был отдан в одну из московских гимназий. Чтобы устроить его туда, матери и отцу пришлось продать часть своего имущества. Юный Николай немедленно выделился дарованиями среди однокашников, стал первым учеником, а в конце курса получил золотую медаль.

В той же гимназии вместе с Кареевым учился Владимир Соловьёв, сын великого русского историка Сергея Соловьёва. Позже Владимир Соловьёв прославился как один из самых крупных и оригинальных русских философов. Завершив гимназический курс, Кареев поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции отца Владимира Соловьёва, Сергея Михайловича, и других выдающихся учёных – например, М. Куторги и В. Герье. Уже в 1868 18-летний Кареев издал свой первый печатный труд «Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка».

В университете Кареев поначалу поступил на славяно-русское отделение, однако, увлекшись лекциями Герье, спустя три года перешёл на историческое. Там Кареев особенно увлёкся темой великой французской революции. Одной из главных её причин было тяжкое положение французского крестьянства. Молодой историк стал собирать материалы по этому вопросу, надолго оставшемуся одной из центральных тем его научных изысканий. Будучи студентом Кареев сотрудничал в ряде журналов: в воронежских «Филологических записках», «Знании» и некоторых других.

Кареев завершил учёбу в университете в 1873 и был оставлен на кафедре для приготовления к профессорскому званию. Попутно он работал учителем истории в Третьей московской гимназии. В 1876 Кареев представил на магистерский экзамен работу о французских крестьянах XVIII столетия – и защитился с блеском. Этот его ранний труд удостоился высокой оценки даже во Франции. Кареев получил заграничную командировку с целью составления магистерской диссертации. Она получила название «Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII века» и была защищена автором в 1879. Материал для диссертации Кареев собирал в Национальной библиотеке и Национальном архиве Франции.

В 1878-79 Кареев как приглашённый, сторонний преподаватель читал на историко-филологическом факультете Московского университета курс истории XIX века. Осенью 1879 он перебрался в принадлежавшую тогда Российской империи Польшу и до конца 1884 числился экстраординарным профессором Варшавского университета. Оттуда Кареев вновь получил заграничную командировку – для написания теперь уже не магистерской, а докторской диссертации. Проявляя всё большую наклонность к социологическим исследованиям, Кареев дал ей название «Основные вопросы философии истории». Эта работа была защищена им в Московском университете в 1884, но по новизне высказанных идей ещё ранее вызвала целый ряд полемических замечаний. Парируя возражения, Кареев издал книгу «Моим критикам» (Варшава, 1883).

В начале 1885 Кареев вернулся в Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а чуть позже – в университете и на Высших женских курсах. В 1889 он выступил одним из основателей Исторического общества петербургского университета. Вскоре Кареев был избран его председателем и главным редактором учёного органа общества – «Исторического обозрения».

Пребывание в Варшаве возбудило у Кареева долголетний интерес к польской истории. Он посвятил ей немало работ: «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше» (1886), «Исторический очерк польского сейма» (1888), «Падение Польши в исторической литературе» (1889), «Польские реформы XVIII века» (1890), «Причины падения Польши» (1893). Наряду с исследованиями по теме французской революции, польская история стала второй из основных тем научных изысканий Кареева.

Третьей темой стали историософские и социологические теории. Им посвящены работы Кареева «Основные вопросы философии истории», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1890), «Философия культурной и социальной истории нового времени» (1893), «Историко-философские и социологические этюды» 1895) и ряд других.

До революции Николай Иванович Кареев славился как автор образцовых гимназических и университетских курсов по истории. Его «Учебные книги» по истории древности, Средних веков и Нового времени опубликованы на нашем сайте. До революции «Учебная книга древней истории» Кареев издавалась девять раз, «Учебная книга истории Средних веков» – десять, а «Учебная книга Новой истории» – шестнадцать. Они были переведены на болгарский, польский, отчасти и на сербский языки. Учебники Кареева не устарели до сей поры, заметно превосходя качеством и количеством материала советские и современные российские школьные пособия.

Многотомные университетские лекции Кареева вышли в свет под названием «История Западной Европы в новое время». Это издание завоевало высокий научный авторитет. Часть его опубликована на нашем сайте – причём, впервые в формате распознанного текста с современной орфографией. Остальное предполагается опубликовать в самом скором времени.

Вышедшие осенью 1894 г. письма Кареева к учащейся молодежи о самообразовании выдержали несколько изданий. В известной дореволюционной энциклопедии Брокгауз-Ефрон Кареев выступал редактором исторического отдела. Помимо научной работы, он принимал активное участие и в общественной деятельности: являлся одним из руководителей Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым и Общества пособия студентам Санкт-Петербургского университета.

Обложка книги Николая Ивановича Кареева "Письма к учащейся молодёжи о самообразовании"

Являясь профессором этого университета, Кареев во время студенческих волнений 1899 потребовал отставки его ректора. По этой причине в сентябре 1899 правительство отстранило его от преподавательской деятельности в университете и на Высших женских курсах. Однако Кареев продолжал читать лекции в Александровском лицее, а с 1902 – и в Петербургском политехническом институте. В 1904 он был избран в Петербургскую городскую думу.

С началом революции 1905-1907 Кареев, уже давно зарекомендовавший себя либералом, примкнул к интеллигентам-конституционалистам. 8 января 1905, за день до намеченной в столице гапоновской манифестации, депутация ряда известных общественных фигур (М. Горького, А. Пешехонова, В. Мякотина, И. Гессена и др.), просила приёма у виднейшего члена российского правительства П. Святополка-Мирского, пытаясь предотвратить возможную стычку народа с войсками. В эту депутацию входил и Н. И. Кареев. Святополк-Мирский её не принял, а другой известный министр, С. Ю. Витте, заявил, что дело его не касается. После Кровавого воскресенья 9 января 1905 Кареев подвергся 11-дневному аресту в Петропавловской крепости. Являясь сторонником либеральной конституции, он вступил в партию кадетов, одно время даже был председателем её городского комитета и депутатом Первой Государственной Думы. В Думе Кареев, по его собственным словам, надеялся «защищать права и достоинства попранной человеческой личности». Но от активной политики он вскоре отошёл, поняв, что «не рожден для политической карьеры». В 1906 Кареев вернулся в Петербургский университет и вновь целиком отдался научной работе.

В начале Первой Мировой войны, летом 1914, Кареев попал в немецкий плен, пробыв в нём пять недель.

Отношение Кареева к событиям 1917 было противоречивым. Русские либералы начала XX века, и в частности, многие кадеты, отличались большой левизной и ещё в думский период легко шли на сотрудничество с социалистами и радикалами. В Первой и Второй Думах кадеты часто поддерживали социалистические проекты обобществления земли и выступали с резкой оппозицией правому государственнику Столыпину. Подобно многим другим кадетам, Кареев не переменил своих чрезмерно либеральных взглядов даже перед лицом той страшной анархии, которая открылась в России после февральской революции 1917. Характерный эпизод в этом смысле ввёл в свой «Март Семнадцатого» А. И. Солженицын . Революционные впечатления одной из главных героинь эпопеи, Ольды Андозерской, передаются Солженицыным так (глава 619):

«…революционный ажиотаж охватил и ведущих профессоров. Профессор Гримм стал товарищем министра просвещения и ведал делами высшей школы. Теперь огулом – и в трёхдневный срок – увольнялись все профессора, занявшие пост назначением, а не выборами, – хотя бы были и талантливые специалисты. Так уволили известного глазника профессора Филатова… Профессор Булич уговаривал коллег искать новые формы общения со слушательницами, сам же с профессором Гревсом спешил отдать визит бывшему довольно вздорному, зато либеральному министру Игнатьеву. Карсавин и Бердяев уже записались составлять Историю Освобождения России – ещё и освобождения не видели, а уже составлять! Да бердяйствовали, скоропалительно, безответственно, едва не все светила кряду. По Достоевскому: «им сперва республика, а потом отечество». В библиотеке Академии Художеств открывалось общество памяти декабристов – и вместе с революционерами там заседали Репин, Беклемишев, Горький, начинали всенародную подписку на памятник и звали профессоров шире ознакомлять народные массы с идеями декабристов. До чего это всё было противно, и до чего не в ту сторону беспокойств кидались все!

Но что ещё отдельно проницала Андозерская в иных своих коллегах-демократах: они на самом деле несли только тонкий налёт эгалитарных идей, – а в тайниках сознания сохраняли девиз умственной гордости, интеллектуального аристократизма, и – на самом деле – презрение к черни. А вот – выслуживались.

В перерыве одного заседания Ольда Орестовна надеялась отвести душу с . Знала она, как он всегда терпеть не мог эти студенческие политические забастовки, отмены занятий, неперечислимые революционные годовщины… Заговорила – и сразу же не нашла языка: не революцию винил, а, якобы извечную, русскую праздность, изобилие религиозных праздников прежде, которые всегда и мешали нам накоплять культурные и материальные ценности. И вот эти навыки рабских времён России теперь мол механически переносятся в Россию новую.

Ольда Орестовна оледенела. И этот – был из лучших наших профессоров и лучших знатоков западных революций…»

После октября 1917 Кареев, в отличие от многих других видных русских ученых, не эмигрировал за границу, а остался в советском государстве. В середине сентября 1918 он вместе со всей семьёй подвергался большевицкому аресту в имении родственника, Зайцеве (Смоленская губерния), но через пять дней был освобождён.

В коммунистическую эпоху Кареев продолжал научную деятельность, хотя новая власть с годами всё сильнее препятствовала ей. В 1923 коммунисты прекратили переиздавать работы учёного. У Кареева отняли возможность читать лекции. Его положение ещё ухудшилось в преддверии сталинского «великого перелома» 1929–1932. Наряду с судами над «буржуазными» техническими специалистами («Шахтинское дело и др.»), была развернута травля живших в СССР старых учёных-гуманитариев. В это время пострадал крупнейший исследователь русской истории С. Ф. Платонов . В 1928 году был арестован и затем выслан из Ленинграда сын Н. И. Кареева, Константин. 18 октября 1930 сам Кареев подвергся надуманной «критике» на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов». От более тяжких репрессий его спасла смерть. 18 февраля 1931 Кареев скончался в Ленинграде в возрасте 80 лет.

Обложка книги Николая Ивановича Кареева "История Западной Европы в Новое время. Том 2"

Николай Иванович Кареев (24 ноября 1850, Москва - 18 февраля 1931, Ленинград) - русский историк и социолог. С 1910 - член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1917 г. - Российской Академии наук), с 1929 - почётный член Академии наук СССР.

Биография

Николай Кареев родился в Москве

«Мой дед со стороны отца (звали его Василий Елисеевич) был генералом и занимал должность полкового командира, когда умер ещё в сороковых годах в Москве, где и поселилась его жена и где в её доме 24 ноября 1850 года я увидел свет в день именин матери».

Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.48

Детские годы Н. И. Кареев провел в деревне Аносово Смоленской губернии. Учился в 5-й московской гимназии (до 1869), а в 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета, причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и академика Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века». M., 1879), защищенной им в 1879 году. В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета Н. И. Кареев читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета, откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», М., 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам». Варшава, 1883.

В начале 1885 года Кареев переехал в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом в университете и на Высших женских курсах. В 1889 году участвовал в основании Исторического общества при Петербургском университете, позже став его председателем (18901917), а также редактором издаваемого обществом «Исторического обозрения».

Первый печатный труд Кареева - «Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка» - вышел в свет в 1868 году.

С 1896 года преподавал историю на Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования возглавляемых Петром Францевичем Лесгафтом.

В сентябре 1899 года уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах, но продолжил преподавать в Александровском лицее. С 1902 года читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901 гг.); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете литературного фонда (в 1909 г. - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем. С 1904 года состоял гласным Петербургской городской думы.

8 января 1905 года участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский, И. В. Гессен, В. А. Мякотин, В. И. Семевский, К. К. Арсеньев, Е. И. Кедрин, Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте, убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.

Николай Иванович Кареев

(1850 – 1931)

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (
особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/

КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Кареев, Николай Иванович - историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских "Филологических Записках" и в "Знании"; первый его печатный труд "Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка" вышел в 1868 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получил заграничную командировку, во время которой написал магистерскую диссертацию "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (Москва, 1879). За ней последовал "Очерк истории французского крестьянства" (1881). В 1878 - 79 годах читал в Московском университете курс истории XIX в. в качестве "стороннего преподавателя". В 1879 - 84 годах состоял профессором Варшавского университета. Его докторская диссертация "Основные вопросы философии истории" (Москва, 1883) вызвала большую полемику, по поводу которой Кареев издал книгу: "Моим критикам" (Варшава, 1883). В 1885 г. Кареев перешел в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на высших женских курсах. В 1889 г. участвовал в основании при Санкт-Петербургском университете исторического общества, председателем которого состоит и в настоящее время, редактируя издаваемое обществом "Историческое Обозрение". Во время пребывания в Варшаве Кареев занялся польской историей и написал несколько книг и статей по этому предмету ("Падение Польши в исторической литературе", 1889; "Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше", 1886; "Исторический очерк польского сейма", 1888; "Польские реформы XVIII в.", 1890; "Causes de la chute de la Pologne", 1893 и другие); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Его "Основные вопросы философии истории" появились третьим изданием в 1897 г.; третий том этого сочинения вышел под заглавием: "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1890; 2-е изд., 1914). Аналогичным темам посвящен целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей Кареева; часть их собрана в "Историко-философских и социологических этюдах" (1895; 2-е изд., 1898), а позже в двух первых томах "Собрания сочинений" (1911 и 1912). Выпустив раньше, отдельными книжками, несколько "Введений" в свои курсы по истории Востока, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, Кареев предпринял "Историю Западной Европы в новое время", вышедшую в шести томах (шестой том в двух частях) в течение 1892 - 1910 годов; первые тома выдержали по 5 и 4 изданий. С ней связан "Общий курс истории XIX в.". Вышедшие в 1894 г. "Письма к учащейся молодежи о самообразовании" и последовавшие за ними "Беседы о выработке миросозерцания", "Мысли о основах нравственности" и другие также имели по несколько изданий. Во второй половине 90-х годов. Кареев издал "Введение в изучение социологии" (3 издания) и "Старые и новые этюды об экономическом материализме" (2 издания). В сентябре 1899 г. Кареев был уволен без прошении от должности профессора в Санкт-Петербургском университете и на высших женских курсах, но в Александровском лицее продолжал преподавать до 1907 г. Невольным досугом Кареев воспользовался для составления учебных книг по древней, средней и новой истории, вошедших в употребление в средней школе. С 1902 г. он начал читать лекции на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института и издал потом пять своих курсов под общим заглавием: "Типологические курсы по истории государственного быта" ("Государство-город античного мира", "Монархии древнего Востока и греко-римского мира", "Поместье-государство и сословная монархия средних веков", "Западноевропейская абсолютная монархия XVI - XVIII веков" и "Происхождение современного народно-правового государства"); некоторые из них вышли в трех изданиях. Кареев принимал деятельное участие в комитете Литературного фонда (одно время был его председателем) и в обществе для пособия студентам Санкт-Петербургского университета, а также в отделе для содействия самообразованию (где был фактическим председателем) и в союзе взаимопомощи русских писателей (1897 - 1901). В 1904 - 06 годах был гласным Санкт-Петербургской городской думы. В основанном в 1905 г. союзе деятелей высшей школы состоял председателем "академической комиссии", разрабатывавшей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Во время приготовления к выборам в I Государственную думу был председателем Петербургского городского комитета партии конституционно-демократической, как кандидат которой и был выбран от Санкт-Петербурга в депутаты. С 1906 г. снова состоит профессором Санкт-Петербургского университета и высших женских курсов. В последнее время Кареев возвратился к занятиям историей французской революции, по которой опубликовал ряд неизданных документов (между прочим, в "Западной" Академии Наук, членом-корреспондентом которой он состоит) и небольших работ о парижских секциях ("Парижские секции времен французской революции", 1911, и другие), по экономической истории эпохи и т. п. В первом издании настоящего "Энциклопедического Словаря" редактировал (с буквы В) весь исторический отдел; в настоящем издании редактирует отдел новой западноевропейской истории. Полный список трудов Кареева помещен в изданном в честь его юбилейном Сборнике (Санкт-Петербург, 1914).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и …
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    (1850-1931) российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР …
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Иванович , русский историк. В 1879-84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член-корреспондент Российской …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • КАРЕЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николай Иванович (1856-1931). Русский историк, известный представитель социалистической школы народников (субъективный метод в социологии). Его многолетняя полемика с Плехановым и …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • КАРЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    Н. И. — см. «Метод …
  • КАРЕЕВ
    Николай Иванович (1850- 1931), историк, педагог и методист, ч.-к. Петербургской АН (1910), поч. ч. АН СССР (1929). Преподавал в гимназиях …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • КАРЕЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (Николай Иванович) — историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • КАРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАР́ЕЕВ Ник. Ив. (1850-1931), историк, ч.-к. Петерб. АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), поч. ч. АН СССР (1929). Тр. …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • КАРЕЕВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Николай Иванович) ? историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …

Николай Иванович Кареев (1850-1931) - видный русский историк и социолог. Он преподавал в Варшавском, а затем в Пе-тербургском университете, позже стал членом-корреспондентом Российской Академии наук (с 1910 г.) и почетным академиком Академии наук СССР (с 1929 г.).
Перу Кареева принадлежит большое число разнообразных исторических работ, в том числе семитомная «История Западной Европы в Новое время» (1892-1917). «Историки французской революции» (ч. 1-3, 1924-1925). Труд Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879)-первое русское исследование, посвященное аграрному вопросу накануне французской революции, - К. Маркс назвал превосходным. Во многих работах Кареева развиты достаточно полно социологические стороны подхода к историческому процессу.
По своим политическим взглядам Кареев является типичным буржуазным либералом, стронником крайне скромных социальных реформ. Однако при всей умеренности Кареев был в 1899 г. уволен из Петербургского университета за «неблагонадежность» в связи со студенческим движением. Вернулся он в Университет только после 1905 г. Начиная с первой русской революции и вплоть до Октября 1917 г. он активный деятель партии кадетов, член I Государственной думы.
В конце 90-х годов Кареев вместе с либеральными народниками выступил с нападками на учение Маркса вообще и особенно на исторический материализм, имея о нем крайне узкое и превратное представление. Вся критика строилась на отождествлении исторического материализма с экономическим материализмом, марксистской социологии приписывалась «односторонность» и «ограниченность». В социологии марксизма, которая упорно именуется экономическим материализмом, по утверждению Кареева, все общественные явления зависят исключительно от экономики, что показывает ее «неразработанность» и «догматизм». Приписывалось марксистам и «понимание исторического процесса в духе философии Гегеля, хотя бы и с заменой идеализма материализмом».
Г. В. Плеханов, защищая марксизм, подверг критике наряду с Михайловским и Кареева. Он вскрыл полнейшую беспочвенность и антинаучность попыток русских субъективистов опровергнуть социологию марксизма. В. И. Ленин отмечал, что Плеханов достаточно осмеял неудачных интерпретаторов марксизма.
В первой половине 80-х годов складывается основная социологическая теория Кареева, которой он придерживался с незначи-тельными изменениями до конца своих дней. Наибольшее выражение она получила в докторской диссертации «Основные вопросы философии истории». Работа вышла в двух томах в 1883 г. и была защищена через год в Московском университете. Продолжением и развитием ее основных положений явилось его другое большое сочинение «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889). Сам автор, спустя много лет, отмечал, что эта работа «остается наиболее значительным его трудом в области теории истории». К социологическим работам Кареева, кроме названных, относятся также «Историко-философские и социологические этюды» (1895), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Историка. Теория исторического знания» (1913), «Историология. Теория исторического процесса» (1915), «Общие основы социологии» (1919) и множество журнальных статей. К 1912 г. Кареев написал 80 книг и статей по философии истории и социологии.
Основной идейный источник социологии Кареева - позитивизм, особенно контизм. Кареев часто подчеркивал свою идейную близость с теоретиками французского позитивизма. Признавал он и большое воздействие на него Бокля. Что же касается идейного родства с неокантианством, то оно наиболее отчетливо прояви-лось как в рассмотрении явлений общественной жизни в духе Риккерта в виде абсолютно индивидуальных и неповторяемых, так и в делении всех наук на две группы: науки о явлениях - феноменологические и науки о законах - номологические.24 К первой группе Кареев относит науки, которые должны описывать явления и показывать их взаимную связь, в том числе историю и философию истории, последняя отличается от первой только большей абстрактностью. Во вторую группу - номологи- ческих наук - входит социология, задача которой «открывать законы, управляющие общественными явлениями».
Подобное деление позднее мы видим в неокантианстве. Кареев считал, что он предвосхитил идеи Виндельбанда, Риккерта и Зим- меля, поскольку лишь «много времени спустя в немецкой философской литературе сделано было аналогичное различие между двумя категориями наук, из которых одна при этом получила название наук „номотетических", т. е. устанавливающих законы, другая - наук „идеографических", т. е. описывающих отдельные, единичные предметы».
Таким образом, у Кареева произошел отрыв истории от социологии, явления от сущности, конкретное противопоставлялось абстрактному, действительный ход истории - неким идеальным формулам. Критикуя в лице Кареева русских субъективных социологов, Г. В. Плеханов справедливо указывал, что их отличи-тельная черта заключается в том, что «„мир должного, мир истинного и справедливого" стоит у них вне всякой связи с объективным ходом исторического развития: здесь - „должное", там - „действительное", и эти две области отделены одна от другой целой пропастью - той пропастью, которая отделяет у дуалистов мир материальный от мира духовного».
Кареев выступал с критикой контовской классификации, считая ее неполной. Конт, по утверждению Кареева, сделал ничем не оправданный скачок от биологии к социологии через психологию. «Между биологией и социологией мы ставим, - писал Кареев, - психологию, но не индивидуальную, а коллективную». Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.
В социологии Кареева можно выделить следующие проблемы: 1) метод социального познания; 2) коллективная психология как основа общества; 3) исторический процесс.
В историю социологии Кареев вошел как последний крупный исследователь, который использовал в своих работах субъектив-ный метод. После работ Кареева социология уже никогда всерьез не обращалась к теоретической разработке и обоснованию субъективного метода. На рубеже XX в. он изжил сам себя.
Метод социологии Кареев выводит из характера номологиче- ских наук. Историческое и сравнительное изучение, говорит он, подготовляет только материал для социологического мышления, в котором «ведущую роль играют идеальные принципы», с последним связан субъективный метод. Отдельные события, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения опреде-ленного идеала. Субъективизм является необходимым методологическим принципом исследования общества.
Кареев различал субъективизм случайный и субъективизм закономерный. Случайный субъективизм зависит от личных особен-ностей ученого (темперамента, склада ума, вкуса) и его положения в обществе (принадлежность к определенному союзу, партии, группе). Все эти моменты воздействуют на суждения исследователя, искажают истину, поэтому, считал Кареев, для ее достижения необходимо устранить влияние характера отдельной личности и окружающей социальной среды. Сделать это возможно, если ученый преодолеет узкие национальные, религиозные или классовые интересы и поднимется до интересов всего человечества, «со степени существа, выполняющего ту или другую функцию в социальной жизни, на степень разносторонне развитой личности». Но историк и социолог не могут и не должны избегать «законного субъективизма», заключенного в самом характере процесса познания, при котором «явление не может быть понято без субъективного к нему отношения». Однако личность вообще, как носитель «законного субъективизма», фактически оказывается поверенной определенного класса, определенных социальных сил. Кареев прикладывает к происходящему мерку своих абстрактных представлений о справедливости, праве, идеале и т. п., которые по существу являлись представлением об идеализированном царстве буржуазии.
Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Социолог, руководствуясь идеалами, конструирует «нормальные формы общественного бытия», что упрощает слишком сложные реальные отношения и облегчает изучение действительности. Однако такое выделение «нормальных форм» имеет только внешнее сходство с процессом научной абстракции. Здесь абстрактность становится признаком оторванности от жизни, выражением пустых категорий и понятий. Кареев дает чисто догматическое построение общества согласно определенному идеалу, без малейших попыток объективного анализа общественных отношений.
Общество, или, по Карееву, «надорганическая среда», есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Эту среду Кареев подразделяет на культурные группы и социальную организацию.
Первые есть предмет индивидуальной психологии, так как предполагают общее взаимодействие индивидов и сводятся к представлениям, настроениям и стремлениям членов общества.
Отличительные признаки культурных групп зависят, по мнению Кареева, не от природных свойств людей, они складываются под воздействием привычки, подражания и воспитания.
Вторая сторона надорганической среды -социальная организация - есть результат коллективной психологии и изучается социологией. Но надо помнить, что для Кареева надорганическая среда в целом, т. е. и культурные группы, и социальная организация, есть плод психического взаимодействия людей. Вторая сторона надорганического связана с рассмотрением социальных форм и институтов, в которых воплотились психологические отношения людей. Показательно, что Кареев видел связь этих двух сторон общества в сфере «общих принципов», «общих начал».
Согласно Карееву, социальная организация есть совокупность среды экономической, юридической и политической. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: или ее место в самой социальной организации (политический строй), или защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право, юридический строй), или ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация есть показатель предела личной свободы. Как видим, сам принцип его подхода к социальной структуре пронизан субъективизмом и психологизмом.
Определяющим фактором в развитии общества является духовная культура. Она сказывается на поведении отдельных членов общества, от чего зависят и их практические отношения, лежащие в основе общественных форм.
Представление о подобной структуре общества определяло интерпретацию исторического (социального) закона и закономерности. В истории, говорит Кареев, мы не видим главного признака закона повторяемости явлений или фактов. Исторический факт единичен и индивидуален. Иное в социологии, как науке номоло- гической, призванной открывать законы, управляющие общественными явлениями. Социология предусматривает аналитическое исследование элементов исторической жизни, устраняет все случайное и индивидуальное из них. В то же время она определяет содержание социального закона. Последний понимается Каре- евым не как отражение устойчивых и существенных связей социальных явлений, которые не зависят от людей, а как результат воли и разума человека. В соответствии с субъективистским взглядом на историю Кареев утверждал, что в хаос исторических событий и явлений сознание людей вносит закономерность и по-рядок.
Кареев различал социологию и теорию исторического процесса: для первой общество является предметом, для второй оно есть процесс, но та и другая наука изучают его абстрактно. Социология больше интересуется тем, что получилось нового в жизни общества; теория исторического процесса - тем, как получились эти результаты, рассматривает изменения строения и формы общества. Социология, таким образом, превращается в контовскую статику, лишается всякой возможности изучать общество в процессе и взаимосвязи, поэтому Кареев дополняет ее теорией исторического прогресса.
Центральной проблемой в социологии Кареева стал вопрос о взаимоотношении личности и исторического процесса, рассмотренный с различных сторон: во-первых, в плане выяснения содер-жания исторического процесса, во-вторых, в плане раскрытия роли личности как двигателя прогресса и соответственно создания классификации личностей, в-третьих, через определение существа исторического прогресса.
Личность и общество, согласно Карееву, находятся в непрерывном взаимодействии, одно другим обусловливается, определяется, создается. Но это положение приобретало на деле одностороннее освещение и сводилось Кареевым к влиянию личности на общество, без учета обратного процесса.
Проблему влияния личности на общество Кареев рассматривал в двух аспектах: один - личность в «прагматической истории», су-щество которой состоит в описании поступков людей, и другой - личность в культурной истории.
По утверждению Кареева, всех людей можно разместить как бы на разных ступенях воображаемой лестницы в соответствии с их ролью в истории. «На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли». Хотя
209
Кареев и пытался отгородить себя от теорий, разделяющих людей на массу и «героя», но вся его аргументация показывает антинародную, буржуазно-либеральную сущность его социологии. Согласно Карееву, историю вершат те, у кого наиболее полно про-явилось личное начало.
Аналогично рассуждал Кареев и о роли личности в культурной истории. Культурная эволюция требует для своего осуществления деятелей, инициаторов движения, остальная масса лишь подражает им.
Наряду с теорией исторического процесса Кареев разрабатывал и теорию исторического прогресса, составляющую предмет философии истории.
Кареев считал, что прогресс как общее понятие включает в себя пять более частных: прогресс умственный - воспитание способностей к духовным интересам; прогресс нравственный; прогресс политический - развитие свободы и улучшение государства; прогресс юридический - развитие равенства; прогресс экономический - развитие солидарности и кооперации. «Прогрессивный процесс есть нечто весьма сложное, состоящее из отдельных процессов, взаимно один другой обусловливающих». Кареев стремился охватить понятием прогресса все стороны жизни общества, и в этом его сходство с Де Роберти. По сравнению с народнической социологией Кареев сделал шаг вперед в своей попытке избежать узкого понимания социального прогресса, включив в его содержание важнейшие области человеческой деятельности. Вместе с тем общая направленность его социологии не позволила сделать реалистических выводов, и широкий взгляд на развитие свелся к тощей и крайне субъективной формуле прогресса.
Формула прогресса выводится Кареевым априорным путем и имеет абстрактный характер. В этом он видел залог ее всеобщности. Предлагаемая Кареевым формула заключала в себе три элемента, которые он подчинял главной цели прогресса - развитой и развивающейся личности.
Первый элемент - идеал. Им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности. Второй элемент состоит в определении путей достижения идеала. Его осуществление заключается в переделке посредством критической мысли культуры, быта и социальной организации, «той над- органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека». Третий элемент - выражение закона самого прогресса. Состоит он в самоосвобождении личности, в том, что личность подчиняет себе надорганическую среду.
Понятие прогресса, его целей и компонентов, пронизано субъективизмом, представлено через личность и ее идеалы. К прог
рессу Кареев подходил с меркой лучшего и худшего, истинного и ложного, для него движение общества становится только аксиоло-гическим фактом. Здесь ярко видно его смыкание с субъективным направлением.
Кареев различал эволюцию и прогресс, считая, что между ними существует разница. Эволюция имеет объективный характер и не зависит от оценки субъекта, в отличие от нее социальный прогресс связан с субъективной оценкой происходящих событий. Не всякую эволюцию можно считать прогрессивной. Эволюция означает постепенность, плавность развития, ее законы познаются анализом и сравнением исторических фактов, формула прогресса устанавливается согласно идеалу.
Кареев систематизировал основные положения субъективного направления, обнаружив эклектичность составляющих его положений. В этом Кареев увидел условие для сближения с другими направлениями и создание «синтетической» теории, соединившей материализм и идеализм. Такой синтез, по его мнению, достигается в социологии, которая помещает в основу общества индивид, поскольку человек одновременно и тело и дух. По поводу подобного «синтеза» Г. В. Плеханов саркастически заметил: Кареев, «несмотря на свою склонность к „синтезу", остается дуалистом чистейшей воды. У него - тут экономия, там - психология; в одном кармане - душа, в другом - тело. Между этими субстанциями есть взаимодействие, но каждая из них ведет свое самостоятельное существование, происхождение которого покрыто мраком неизвестности».
Кареев создал социологическую теорию на основе коллективной психологии, которая составляла главное содержание предмета социологии. Личность и коллективная психология были для Кареева отправными моментами при формировании концепции со-циального прогресса и при конструировании структуры социальной организации общества. Такой подход делал всю социологию Кареева субъективистской, в ней смыкались два течения русской социологии - одно, идущее от Лаврова, и другое, связанное с психологическим направлением.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.