Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge. Гюстав Курбе (Jean Desire Gustave Courbet)- жизнь, творчество, картины, факты Гюстав курбе краткая биография и творчество

Курбе Гюстав (1819-1877) - художник, наделенный немалым дарованием, почти самоучка. Он сознательно отказался от академического стиля в живописи и стал родоначальником реализма, перешедшим в позднем творчестве в прямой натурализм.

Умудренный невзгодами Гюстав Курбе, фото которого (выше) было сделано в последние годы жизни, выглядит задумчивым человеком, который не старается казаться лучше, чем он есть.

Детство

Курбе Гюстав родился в маленьком городке (по нашим меркам в деревне) с населением в три тысячи человек, в Орнане, недалеко от Швейцарии. Отец мечтал, что сын будет юристом, поэтому отправил в 1837 г. его учиться в Королевский колледж в г. Безансоне, расположенном неподалеку от родного дома. По собственному усмотрению Курбе Гюстав начинает занятия живописью под руководством ученика Давида.

Париж

В двадцать лет молодой человек отправляется в столицу якобы для углубления знаний в юриспруденции. Но реально он посещает Лувр и художественные мастерские, в которых, как он для себя решил, ему делать нечего. Но в одной из мастерских он задержался: там обучали рисовать обнаженную натуру.

Выставка

На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. В нем уже виден самостоятельный почерк пока еще романтичного художника, который ищет свой путь. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал.

Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. Глаз расположен примерно на линии золотого сечения, так, чтобы зритель не мог от него оторваться. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Но хороши и печальный спокойный спаниель, и золотисто-коричневый праздничный колорит, и еле видимый пейзаж в глубине картины. Остальные работы художника в Салон не приняли.

Живопись и политика

Париж всегда был политизированным городом. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Но на баррикады Гюстав не пошел. К этому времени художник уже побывал в Голландии и привез отчетливое желание полностью разорвать с романтизмом. Создав на основе новой концепции ряд полотен, Гюстав Курбе, произведения которого раньше просто отвергались, в 1849 году выставил в Салоне 7 картин. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.

«Похороны в Орнане» (1849 г.)

Это масштабное полотно размером в длину более трех метров и высотой более полуметра художник Гюстав Курбе посвятил одному из своих дедов. Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Все горожане старались попасть на картину-эпопею. На ней изображены и певчие, и кюре, и мэр города, и жители в черных траурных одеждах.

Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Сюжет весьма прозаичен, но в этом полотне интересны образы людей, которые создал Курбе, поднявшись до обобщений. Сосредоточив все внимание на процессе похорон, а не на деяниях покойного или на посмертном существовании души, живописец проявил себя полным реалистом.

В Париже не поняли, зачем из обычных похорон создавать столь монументальную картину, да еще и с плоскостной композицией. На Всемирную выставку 1855 года ее не принимают, хотя жюри отобрало для нее одиннадцать работ Курбе. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. Тогда полный возмущения художник устраивает свою собственную выставку, которая состоит из 40 полотен. Он печатает «Манифест реализма», и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует Это вызывает в обществе скандал.

«Веяльщицы» (1854 г.)

Известно, что позировали для этой картины Курбе, отображающей тяжелый крестьянский труд, две его сестры и знакомый ребенок.

Картина получила жизнерадостное звучание за счет золотистого колорита и ярко-красного платья девушки, стоящей в центре композиции и сразу привлекающей внимание. Симпатичная рыженькая кошечка спит рядом с дремлющей девушкой в сером, оживляя атмосферу и без того мажорную. Непонятно только, зачем нарисован закрывающий дверь ларь-сундук, возле которого расположился мальчик.

«Пергола» (1862 г.)

Эта картина показывает другого Курбе, способного любоваться женской красотой, сопоставляя ее с пышным цветением вьющихся по перголе роз.

Четко по проходит линия раздела композиции, основную часть которой занимают белые, оранжевые, красные цветы. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Белые полупрозрачные рукава и белый воротник гармонируют с расположенными рядом цветами, а платье по тону совпадает с тенями под левой рукой и затененной листвой в левой части картины. Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист.

«Происхождение мира» (1866 г.)

Не хочется долго останавливаться на этой работе. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. На картине изображен торс женщины без лица. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.

Эта картина доставит удовольствие только вуайеристу, который получает удовлетворение, когда ему показывают половые органы человека другого пола и ничего более. Здоровому человеку это не требуется, и рассматривать не хочется. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.

В этот период Курбе создает много эротических полотен, среди которых выделяются особой откровенностью «Спящие». Этот натурализм вызывает осуждение круга как обывателей, так и людей с именами. Но его ярым приверженцем остается Прудон, чей портрет он написал.

«Волна» (1870 г.)

Этот пейзаж считается шедевром Курбе. Полотно почти пополам отдано небу и морю. Тучи плотно закрыли небеса. Их оттенки переливаются от серовато-зеленых до сиренево-розовых и потрясают своей красотой.

Цвет волн также играет всеми тонами зеленого, создавая разнообразные глубокие цветовые эффекты. Это прекрасно передает мощь природных сил. Художник был захвачен этой темой и написал цикл работ, где изображены различные виды Этрета и его бурного беспокойного моря.

В 1871 году сильно политизированный художник принимает активное участие в действиях После подавления восстания ему инкриминировали низвержение После этого Курбе сидел в тюрьме, и его приговорили к выплате колоссального штрафа. Он бежал в Швейцарию, где и умер в полной нищете.

Вызывает очень неоднозначные реакции как человек и художник Гюстав Курбе, творчество которого и сегодня не оставляет людей безразличными. Это говорит о несомненном таланте и сильной личности этого живописца.

Гюстав Курбе (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Биография Гюстава Курбе

Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 года — в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многу часов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди других Веронезе, Веласкеса, Сурбарана.

Именно в Париже проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре.

В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.

Творчество Курбе

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте:

«Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись - предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре - в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.


Сын состоятельного землевладельца, которому принадлежали необозримые поля и виноградники, питал вполне естественную для сельского жителя любовь к здоровому, ядреному телу. Он до конца жизни не научился грамоте, его неразборчивые каракули содержали массу ошибок даже в простейших словах. И чтение не доставляло ему удовольствия. Но что касается полных женщин с чувственными формами — в этом он отлично разбирался.

До Курбе никто подобного себе не позволял.

У Гюстава было много подруг, связи с ними сводились лишь к простому, не осложненному сердечными привязанностями, физическому удовлетворению: днем натурщица выступала в одной роли, ночью — в другой. А потом они расставались. Однако вакансию тотчас занимали новые избранницы.

Биографы Гюстава Курбе пытались установить фамилии женщин, населивших его картины и, по намекам хороших знакомых, одаривших его более чем благосклонностью. Это оказалось делом непосильным.

За три месяца, проведенных, например, на морском курорте, он принял в мастерской свыше двух тысяч (!) дам, настойчиво желавших заказать ему свой портрет и готовых оплатить его по высшей ставке.

Он и в зрелом возрасте мог по пять часов сидеть в пивной и поглощать в несметных количествах хмельные напитки. Однажды, наведавшись в Мюнхен, где его очень почитали, он включился в четырехдневный марафон поклонников пива. На старте их было шестьдесят, до финиша добрались трое, но лавры победителя достались, конечно же, Курбе.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Жан Дезире Гюстав Курбе

Французский художник и график, основоположник реализма.Обучался в Орнане и Безансоне, позже в Париже в студии Сюиса. В ранний период, отмеченный воздействием романтизма, Курбе писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. На парижском Салоне 1850-51 годов были представлены полотна «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня» и «Послеобеденный отдых в Орнане», которые заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм живописца вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, поскольку он противостоял принятому в обществе академизму и был социально опасен. В зрелые годы ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854). Также он писал жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи. Последние годы живописец провел в Швейцарии и выполнял в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы («Хижина в горах», 1873).

Курбе Гюстав (1819-1877)

Творчество и биография - Курбе Гюстав

Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

«. никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви. ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) - картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

В 1842 году он создал первую свою картину, имевшую настоящий успех,- «Автопортрет с черной собакой». Хотя и написанное в Париже, это полотно изображает Курбе сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен под Орнаном. Топография местности, исхоженной Курбе в мальчишеские годы, так глубоко запечатлелась в его сознании, что он мог без труда воспроизвести любую ее деталь по памяти. На черных, вьющихся, очень длинных волосах Курбе - широкополая шляпа, одет художник в свободную блузу из темной ткани с розовой подкладкой и серые брюки в зеленую полоску. Позади него слева лежат трость и альбом для этюдов; с другой стороны, на фоне виднеющегося вдали залитого солнцем пейзажа, темным силуэтом выделяется черный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством.

Собака была недавним приобретением, о чем Курбе и писал родителям в мае 1842 года: «Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне». Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие.

Для творчества Курбе оказалась очень важной поездка в Голландию (1847), где его привлекла жанровая живопись. Первым по-настоящему значительным произведением художника явилась большая картина «Послеобеденное время в Орнане» (1849), купленная в музей. Важность этого события заключается в признании официальной критикой жанровой картины произведением искусства.

Картина изображает группу людей перед огромным камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке. Под стулом Марле мирно спит крупный бульдог. Комната полна вечерними тенями; позы слушателей, расслабившихся после обильной еды, свидетельствуют о безмятежном наслаждении музыкой.

1850-е - наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» - метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной. на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.

Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» - первой социальной картиной: «Дробильщики камня» - насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины. для выполнения. самых разных работ. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость. проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».

А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы - крестьянку.

Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.

В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.

Его прах был перевезен на родину только в 1919.

Для художников и ценителей галерея картин Artvedia размещает бесплатно информацию о художниках и их работы, как на продажу, так и просто для просмотра.

«От какого чудовища мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником?» , – именно так эмоционально и злобно высказывался об этом мастере Александр Дюма-сын.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) эпатировал утонченную публику XIX века своими своеобразными творческими пристрастиями. Его взгляды на искусство вызывали отвращение, восхищение или негодование, но никого не оставляли равнодушными. К тому же поведение революционного художника тоже было далеким от идеала. А репутацию «шумного проказника» он приобрел в еще 1831 году, когда был школьником.

Интерес к рисованию в юном Курбе проснулся, благодаря «папаше» Боду, учителю мальчика. Но отец видел в сыне успешного юриста, поэтому почтительный сын, вняв родительским советам, усердно изучал право в Королевском колледже в Безансоне. При этом он не забывал уделять внимание искусству, изучая его в местной Академии. Но однажды окончательный выбор был сделан в пользу творчества, и Гюстав Курбе переехал в Париж, где начал осваивать ремесло.

Молодой человек был частым посетителем музеев, где старательно копировал работы известных живописцев. Правда, Гюстава сразу же глубоко разочаровали картины французской школы. Пренебрежительно взглянув на полотна, он дерзко заявил своим товарищам, что не стал бы художником, если бы истинная живопись заключалась только в таких работах.

Мастер хотел систематизировать свои знания и изучал произведения каждой художественной школы в строгой последовательности. Несколько позднее Курбе умело пользовался накопленными знаниями, за что друзья называли его «Курбе-проповедник». Однажды товарищи привели Гюстава в Люксембургский музей, поставили перед картиной и спросили его мнение о полотне. Дерзкий Курбе ответил:

«Я завтра бы сделал так же, если бы посмел»

Он был честолюбив и жаждал признания, для чего искал успешную тему и экспериментировал со стилями. Но результаты его опытов оказывались неудачными, и большинство предлагаемых работ было раскритиковано членами жюри Салона. Более сдержанную оценку судей получил только «Автопортрет с черной собакой», где художник изобразил себя сидящим около входа в грот Плезир-Фонтен. По левую сторону от Курбе лежали альбом для этюдов и трость, а по правую - черный спаниель.



Эту же картину Гюстав использовал в качестве черновика, опробовав на холсте новый инструмент для рисования. На заднем плане заметны несколько небрежных мазков, сделанных мастихином. Но даже «Автопортрет с черной собакой» не укрепил положения Гюстава Курбе, напротив, оно только ухудшилось после заключения брака с Виржинией Бине.

Но вскоре мастеру улыбнулась удача: один голландский торговец приобрел две готовые работы художника и пообещал сделать еще заказы, если Курбе приедет в Голландию. Мастер долго размышлял, принять окончательное решение ему помогли товарищи, среди которых были Шарль Бодлер, Пьер Прудон и другие молодые художники и писатели. Друзья собирались в кабачке, который между собой называли «Храмом реализма». Именно там они обсуждали идеи, которые легли в основу реалистичной манеры письма заносчивого Гюстава Курбе.

Критики откровенно плевали в сторону художника, карикатуристы были не прочь пародировать любые его произведения, а зрители приходили в ярость, когда мастер презентовал свои скандальные полотна. Острая реакция на реализм была обоснована двумя причинами: этот стиль казался опасным, потому что его активно поддерживали социалисты, а его эстетика противостояла академической манере, принятой в Салоне.

Художник относился к мнению общества с насмешкой и не без удовольствия декларировал свою оппозиционность существующему порядку:

«Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Иными словами, я революционер до мозга костей»

Если классицисты изображали античных героев, а романтики отдавали предпочтение исключительным личностям в исключительных обстоятельствах, то реалисты, к которым себя причислял и Курбе, главной темой творчества делали своих современников и их повседневные заботы.



Гюстав изображал все настоящим и не признавал «украшательства». Например, в 1849 году была создана картина «Похороны в Орнане», где простые французы были изображены во весь рост на фоне исторической композиции. Фигуры заполняют собой практически все пространство, а жизненность сюжету придают безразличный вид участников обряда.

Особенно Курбе удавались женские портреты. Именно они вызывали наибольшее негодование высоконравственной части общества, которое было готово закидать камнями нахального художника. Так, в 1853 году немало шума наделала картина «Купальщицы». Эта работа – открытый протест против старых сюжетов и прежних концепций изображения человека «в чем мать родила».



Критики обвинили художника в том, что женщина на картине слишком реалистична, «забыв» о том, что, согласно канонам классицизма, девичьи очертания и формы – «принадлежность» исключительно мифических персонажей. В Салоне высказывались мнения, что даже крокодилы лишились бы аппетита, завидев такую пышную даму. Да и позы героинь картины тоже смущали зрителей. Например, в девушке с поднятой рукой увидели намек на Марию Магдалину, и такая сомнительная трактовка сразу же наложила на картину печать богохульства и кощунственного отношения к вере. В ход пошли даже откровенные и мелочные насмешки и придирки к тому, что на бедрах изображенной женщины не достаточно чистая накидка.

В 1854 году художник закончил реалистичную картину «Здравствуйте, господин Курбе!», которая стала сенсацией на Всемирной парижской выставке 1855 года. Тогда же художник был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, и после этого началось его открытое противостояние официальным кругам.



Отвергнутый Салоном, Гюстав организовал частную выставку в «Павильоне реализма». Курбе надеялся на восхищение публики и поддержку с ее стороны, но демарш едва окупил затраты на строительство помещения.
Но уже через два года была официально представлена картина «Девицы на берегу Сены», которая считается художественным выражением «моральных, психологических и социальных идей».



С этого времени начался творческий подъем Курбе, которого нельзя было сломить ни тюремным заключением, ни насмешками некомпетентной публики, ни проблемами с властями. Художник твердо следовал своей гражданской позиции и ратовал за реальное изображение действительности. Об этом он однажды сказал господину Делакруа:

«Как вы пишете ангелов, когда вы их видели? А если не видели, то как же можно их писать? Вот я пишу только то, что вижу»

Имя Курбе значит для искусства XIX века не меньше, чем Рембрандта и Веласкеса для XVII столетия. Ведь он открыто провозгласил своим творческим методом реализм, являлся членом Парижской коммуны. Художник находился всегда в центре классовых битв, начиная с революции 1848 года. Да мог ли он быть вне этого? Курбе не руководил восстаниями, но его произведения вдохновлены теми, кто участвовал в них, – людьми труда. Он стал изображать их так, как некогда представляли лишь богов, мифологических героев, королей. Все было у него ново. Искусство Курбе ненавидели, как только можно ненавидеть бунтаря, или видели в нем знамя борьбы за лучшее будущее. Так воспринимается его живопись и поныне. Буржуазные критики умаляют значение произведений художника, стараются предать их забвению. Демократически настроенные авторы подчеркивают его новаторство.

Реализм Курбе – отклик на революционные события 1848 года. Нельзя и сравнить созданные им в 1849–1850 годах холсты «Похороны в Орнане» и «Дробильщики камня» с романтическими автопортретами, надуманными композициями, которые он исполнил до 1848 года. Характерно, что современники называли художника «сыном революции». Да и сам он соглашался с подобным мнением.

Демократизм Курбе воспитан с детства, в кругу семьи, среди людей провинции Франш-Конте, трудолюбивых и честных. Через всю жизнь он пронес любовь к родному городу Орнану. Часто возвращался туда, писал окрестности с мощными деревьями, пашнями и виноградниками, создавал портреты жителей. Большое влияние на него оказал дед – участник Великой французской революции, якобинец. Гюстав Курбе воспринял также идеи отца, либерала, сторонника революции 1830 года.

Прибыв в Париж, он зачитывается книгами, излагающими учения социалистов-утопистов, считает себя их последователем. В поздней автобиографической заметке художник прямо отмечает, что в течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал за активную революцию. В социалистической газете «Права человека» появлялись статьи за его подписью. Воспринял выходец из Орнана и идеи известного социалиста Прудона, автора нашумевшей брошюры «Что есть собственность?», с которым впоследствии очень подружился. Воздействие на умонастроение юноши оказывали боевая поэзия Беранже, романы Бальзака и Жорж Санд. Свободолюбивый характер художника, нежелание считаться с нормами буржуазного «приличного» поведения создавали легенды, о «неистовом провинциале» говорили повсюду. Кафе, где бывал Курбе в кругу друзей – поэта Шарля Бодлера, критика Шанфлери и других, – стали называть «храмом реализма».

22 февраля 1848 года во Франции была провозглашена республика, которую художник страстно поддерживал. Вместе с Бодлером и Шанфлери он участвует в издании газеты «Общественное спасение», для которой делает рисунок, представляющий молодого знаменосца на баррикаде. Тогда же основывает социалистический клуб. Курбе суждено было увидеть, как жестоко было подавлено генералом Кавеньяком июльское восстание. Живописец угнетен увиденным. Опасаясь преследования властей, он уезжает в Орнан.


Революция способствовала рождению «нового» Курбе. Появился «мастер из Орнана», как его стали называть. Он воплощает на практике разработанные им принципы реализма.

Редкая работоспособность отличает художника. За краткий срок создан целый ряд произведений, трем из которых суждена мировая слава: «Послеобеденный отдых в Орнане», «Похороны в Орнане» и «Дробильщики камня». Их значение не умаляется даже среди таких шедевров французской школы, как «Клятва Горациев» Давида, «Плот «Медузы» Жерико и «Свобода на баррикадах» Делакруа. Курбе наследует великую традицию прогрессивного искусства Франции. В своих исканиях он опирался и на достижения выдающихся мастеров прошлого – Караваджо, Рембрандта, Веласкеса и Сурбарана. Он выработал совершенно новую манеру, что позволило ему сказать: «Я – курбетист!».

Вот картина «Послеобеденный отдых в Орнане». В темном сумраке кухни люди сидят около обеденного стола и слушают скрипача. Тусклый свет из верхнего, невидимого зрителю окна падает на белую скатерть. Позы сидящих свободны. Отец художника, позировавший для этой картины, изображен ближе к зрителю, со стаканом вина в руке. Напротив расположился сам автор, рядом – друг его детства. Играет на скрипке сын местного органиста. По сути дела, полотно – не только жанровая сцена, но и групповой портрет. Вот где пригодилось мастерство портретиста, приобретенное Курбе в Париже в сороковые годы! Вещь исполнена очень умело, фигуры виртуозно вылеплены цветом. Особенно удачно распределены свет и тень, которые чеканят пластику тел. Курбе близок эпический художественный язык.

Картина была выставлена в Салоне 1849 года, где привлекла всеобщее внимание. Делакруа прямо сказал о ее авторе: «Новатор, революционер!».


В следующем Салоне, открывшемся 30 декабря 1850 года, под номером 661 в каталоге значилась картина «Похороны в Орнане». Это гигантское полотно, соперничающее по размерам с фресковой композицией, было начато Курбе еще в 1849 году. Под серым небом, на фоне унылого плоскогорья движется похоронная процессия. Художник указывал, что это – портрет «светского» общества Орнана, где представлены мэр, кюре, судья, нотариус, сам автор, его отец, сестры, причетники, могильщик. Возможно, сцена представляет погребение деда художника. Об этом говорят и образы двух стариков в костюмах конца XVIII столетия, стоящих в центре картины. Сам Курбе называет их «стариками 1794 года», то есть участниками Великой французской революции, товарищами его деда. У одного из них вопрошающий жест. Он как бы задается вопросом, кто придет на смену уходящему поколению. Все лица в процессии отличает прозаизм выражения. Скорбь некоторых кажется притворной, кюре читает молитву чисто механически. Другие священнослужители, судя по их красным и ухмыляющимся лицам, пьяны. Естественными выглядят только дети.

Наследуя традиции «Ночного дозора» Рембрандта, художник умело создает образ толпы. Хотя люди по-разному реагируют на происходящее, в целом царит равнодушие. С комизмом обрисованы образы священнослужителей, стоит напомнить, что Курбе – атеист.

В сравнении с находящимися в залах Салона картинами полотно «Похороны в Орнане» выглядело крайне неожиданно. С точки зрения академической живописи картина Курбе «антикомпозиционна»: нет главных героев, перспективной глубины. В первоначальном наброске углем процессия вообще проходит мимо зрителя. Но потом художник решает сделать его «участником» происходящего. Поэтому фигуры людей написаны в рост. Процессия разворачивается по направлению к центру картины. Все участники увидены снизу вверх, равновеликими. Равноголовие – прием, знакомый по греческим рельефам, видимо, сознательно использован здесь Курбе. Единству композиционного строя соответствует и колорит – «траурный», выдержанный в оттенках черного и серого. Лишь изредка встречаются всплески красного, белого, синего и зеленого цветов.

Курбе писал картину в трудных условиях. Громадное полотно едва помещалось в небольшой, плохо освещенной мастерской. Был сделан только один набросок углем. Помогли в работе натурные портретные этюды. Возможно, в качестве подсобного материала мастер использовал лубочные гравюры, имевшие хождение в среде простых людей в качестве «изобразительной газеты». Глубоко национальные истоки картины несомненны.


Простота, лаконизм, глубокое раскрытие темы делают холст Курбе заметной вехой в истории искусства. Сам художник называл «Похороны в Орнане» исторической сценой. Он хотел сказать, что сюжет из современной жизни, показанный столь реалистически, достоин того же уважения, как и другие жанры, некогда считавшиеся возвышенными. Это произведение можно рассматривать как художественный документ эпохи. Один из современников, критик Кастаньяри, говорил, что картина показывает буржуазию как она есть – «во весь рост, с ее странностями, уродством и красотой».

Сюжет другого полотна – «Дробильщики камня», созданного в 1849 году, – был подсмотрен художником в действительности. Он отважился сделать темой картины крайнее выражение нищеты, «современное рабство», как скажет его друг Прудон. Старик дробит камень, мальчик с корзиной в руках ссыпает щебень в кучу. Бедна их одежда, изношены ботинки. Кожа лица и рук потемнела и загрубела от солнца и пыли. Унылый и однообразный труд словно усыпил их сознание.

Будущее ничего хорошего им не обещает. Потому Курбе и показывает людей двух возрастов. Колорит картины, как можно судить по репродукциям (произведение погибло в Дрездене в 1945 году), основан на едином коричневом тоне, который ничем не оживлен. Краски столь же унылы, как и среда, и люди.

Картины Курбе прозвучали, по словам современников, как пушечный выстрел. «Художник 1848 года», как он называл себя, поднял в своем искусстве социальный вопрос. В годы реакции казалось необычным, что сюжеты, немыслимые для «большого» искусства, стали излюбленными в его живописи. 2 декабря 1851 года республика пала. И что же? Посетителям Салона напоминают о том, о чем они не хотят знать, не хотят помнить. Это же дерзость! Курбе сознательно шел к этому. Он считал, что его картины должны стать выражением революционных принципов гуманистической живописи. В 1851 году он говорил: «Я социалист, демократ, республиканец, одним словом, сторонник всякой революции, сверх того, еще и реалист, то есть искренний друг подлинной правды».

Париж. Всемирная выставка 1855 года. Близ ее территории Курбе возводит павильон, названный им «Реализм». Дело в том, что жюри художественного отдела Всемирной выставки отказалось принять ряд его работ, делая ставку на таких мастеров, как Энгр и Делакруа, связанных с традициями романтизма. Реализм был чужд жюри, и оно согласилось выставить лишь несколько картин Курбе, отказавшись от произведений, которые он считал наиважнейшими. И вот мастер из Орнана устроил своего рода антивыставку, показав публике сорок старых и новых холстов. Главное внимание привлекло громадное, шесть метров в длину и четыре в высоту, полотно, названное «Мастерская художника». Впрочем, у него было и второе название – «Реальная аллегория». Что хотел сказать этим живописец? Разве аллегории, изображающие отвлеченные понятия, – реальны? Очевидно, он не стремился отказаться от изображения реальности и не хотел уйти в мир условных образов, порожденных мифологией древних. Мастер осмыслил большой жизненный материал, связанный с творческой практикой. Подобное обобщение было названо им аллегорией, смысл которой принципиально отличался от аллегорий классицистической живописи.


Тридцать персонажей картины рассказывают, как пояснил Курбе, «моральную и физическую историю его мастерской». Поэтому второе название этого произведения звучит полнее: «Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей артистической карьеры». Но этот семилетний отрезок жизни художника открывает 1848 год. Революция оказалась решающей в развитии Курбе. Учитывая, что павильон, где демонстрировалось полотно, назывался «Реализм», можно сказать, что он решил обнародовать свое представление о путях создания реалистической картины. В предисловии к каталогу своей выставки живописец отмечал не только важность проявления «индивидуальности в отношении к традициям», но и требования создавать «живое искусство». «Нет других учителей, кроме природы!» – восклицает он.

Композиция полотна делится на три части, каждая из которых в известной степени самостоятельна, но все связаны смысловым единством. Мастерская художника, где стоит мольберт с картиной, видны живописные принадлежности, а на стенах висят произведения самого хозяина, полна людей. Этот интерьер показывает своеобразную автобиографию художника в красках. В центре Курбе изобразил себя, уверенного и гордого. Он пишет пейзаж. Вид местности как будто знаком – это родные места художника в Франш-Конте. А ведь основа его творческого метода – работа непосредственно с натуры. В чем же дело? Пейзаж символизирует природу – ей одной поклонялся художник. Рядом с ним обнаженная фигура натурщицы с красивой розовой драпировкой, волнами спадающей на пол: это своего рода «муза» реализма. За работой следит деревенский мальчуган – олицетворение непосредственного восприятия прекрасного. За мольбертом виден манекен, представляющий святого Себастьяна. То, что он показан в тени, конечно, не случайно: фигура святого со всей очевидностью означает традиции академического искусства.

Курбе решительно против них, и это ясно читается в картине. Рядом с манекеном газета, на которой лежит череп – обычный атрибут мастерских художников, необходимый для изучения анатомии. Но то, что он лежит на газете, не случайно. Буржуазная печать того времени являлась, по меткому выражению О. Бальзака, «кладбищами идей».

По сторонам холста представлены две группы. Это, как говорил сам автор, «мои друзья: труженики и любители искусства». Справа – конкретные образы, большинство из них портретны. Тут зритель может увидеть Бодлера, олицетворяющего поэзию, Прудона – «дух философии», Шанфлери – художественного критика, защищавшего реализм в прессе, коллекционера Брюаса. Виден расположившийся на полу рисующий мальчик. Это будущее искусства. Итак, справа господствует творчество, тишина, мир раздумий.


Иное в противоположной части картины, где даны символы нищеты, богатства, труда, религии. Как подчеркивал сам Курбе, он изобразил эксплуатируемых и эксплуататоров. Все они – охотник, фермер, рабочий с женой, торговец тканями, бедная ирландка с ребенком – представлены в характерных позах. Их жесты разнообразны, характерны. Но фигуры связаны между собой меньше, чем в правой части картины, словно каждый персонаж живет самостоятельной жизнью. Возможно, что у многих были реальные прототипы. Так, в двух образах угадываются черты критика Теофиля Сильвестра и революционера Гарибальди. Они олицетворяют активную жизнь, имеющую социальное значение, судьбой их должен интересоваться художник-реалист.

Картина была написана быстро, за четыре месяца. Внутренне художник готовился к ней дольше. Помогла необходимость уточнить собственные позиции, проложить путь к реализму. Курбе помогли предшествующие работы, портреты Бодлера, Шанфлери, Брюаса, наброски со своих земляков. Как многие художники своего времени, он использовал фотографию. С ее помощью была, например, написана обнаженная натурщица.

Курбе понимал, что холст «Мастерская художника» вызовет много споров, и говорил: «Людям, которые пожелают судить обо всем этом, будет довольно много работы». Мастер смело ввел зрителя в круг своих художественных исканий. Этой композиции, обобщившей так много мыслей и чувств художника, провозгласившей в большой эпической форме новаторский метод, предшествовали и другие работы. В их числе стоит назвать «Купальщиц», вызвавших скандал в Салоне 1853 года, и «Встречу», выставленную через год. В «Купальщицах» Курбе нарочито избегает всякой идеализации, изображая на холсте обнаженную фигуру женщины среди деревьев. Полотно «Встреча» имеет и другое название – «Здравствуйте, господин Курбе!». Оно представляет художника, которого встречает хороший знакомый, коллекционер Брюас. Обе вещи были показаны вместе с «Мастерской» и «Похоронами в Орнане» в 1855 году.

Павильон «Реализм» приковал внимание публики и критики. Отзывы прессы лишь упрочили репутацию художника, представлявшую собой смесь «скандала и славы». Главное же, что реализм стал популярен, о нем говорили, спорили...


После выставки Курбе уехал в Орнан и вскоре написал картину «Девушки на берегу Сены», где показал модно одетых женщин, отдыхающих в тени густых деревьев. В композиции «Возвращение с приходской конференции» мастер критически, почти карикатурно представил нравы священнослужителей, опираясь на традиции народных лубков. Картина эта, конечно, не была принята в Салон за ее острый антиклерикальный характер, впоследствии ее купил ревностный католик специально для того, чтобы уничтожить.

К 1860–м годам ситуация в искусстве Франции решительно меняется. Пришло новое поколение мастеров, во главе которых стояли Мане и Уистлер. В 1863 году жюри Салона отвергло так много картин, что правительство решило показать их на специальной экспозиции. Там выставились многие будущие новаторы.

Курбе внимательно следил за развитием искусства. Имя его – синоним решительного переворота в художественных вкусах. В 1867 году он вновь открывает отдельный павильон. Картины художника экспонируются в разных городах Европы – в Брюсселе, Антверпене, Генте, Мюнхене. У него появляются последователи – немецкий художник Вильгельм Лейбль, венгерский – Михай Мункачи, бельгийский – Шарль де Гру. Искусство мастера заметно меняется, не все смогли понять эти перемены, многие прошлые соратники и друзья отворачивались от Курбе. Но это не удручает его. Он пишет натюрморты, фигуры обнаженных, пейзажи, охотничьи сцены.

Война с Пруссией осложнила политическую обстановку во Франции, в предгрозовом воздухе которой чувствовалась близость революции. 16 марта 1871 года в Париже вспыхнуло восстание. Реакционные министры бежали в Версаль. 28 марта была провозглашена Коммуна. Курбе избран ее членом. Его убеждения несколько расплывчаты: следуя мелкобуржуазному социализму Прудона, он требует свободы развития общества, выступая против влияния государственной власти. Однако наивный «анархизм» не помешал ему активно участвовать в деятельности Коммуны. Вместе с критиком Бюрти он вошел в комиссию, контролировавшую деятельность «морально скомпрометированных» музейных чиновников. Он был против вывоза художественных сокровищ из столицы, призывал оберегать достояние республики. Его активность в то время удивительна. Он трудился на благо общества по двенадцать часов в сутки не только как член Коммуны, но и в качестве делегата в мэрии. По его инициативе создается Федерация парижских художников, объединившая четыреста членов. Курбе – ее президент. Он обращается к немецким солдатам и художникам, призывая их к братству и миру. Художник понимал, что настоящие враги – французские реакционеры, собравшиеся в Версале. Он присутствовал на заседании Коммуны в тот день, когда в город ворвались версальцы. Их террор был ужасен: людей расстреливали во дворах, на улицах.


После поражения Коммуны Курбе некоторое время скрывался у друзей, но был арестован и заключен в тюрьму. Альбом с рисунками показывает страшные сцены, которые он наблюдал. Особенно впечатляет набросок «Расстрел». Когда художника в ожидании суда содержали в тюрьме Сен-Пелажи, он вновь обратился к краскам. Во время семидесяти двух дней Коммуны ему некогда было заниматься живописью. Да и вообще за этот краткий срок мало кто из художников смог откликнуться на события. Были созданы только карикатуры и плакаты. Теперь Курбе берется за кисти. Он пишет автопортрет. Больной, исхудалый художник сидит на подоконнике камеры. За решеткой окна виден двор с чахлыми деревьями. Лицо его печально, темно-коричневая одежда арестанта подчеркивает общее сумрачное настроение. На двери камеры Курбе написал натюрморт с цветами – то, что он мечтал бы увидеть. Вскоре состоялся суд. Курбе был приговорен к шести месяцам заключения и, главное, громадному штрафу, так как его обвинили в организации сноса Вандомской колонны. Таких денег у художника не могло быть. Это был коварный ход его врагов, за неуплату штрафа Курбе подлежал заключению в долговую тюрьму. Картины его конфисковали, мастерская в Орнане погибла, о том, чтобы выставляться, не могло быть и речи.

Разбитый и больной Курбе некоторое время живет у родственников в Орнане. Правительство настаивало, чтобы художник восстановил Вандомскую колонну за свой счет. Перед Курбе оставался один выход – бежать. И он, как некогда Луи Давид, художник Великой французской революции, покидает пределы родины, уезжает в Швейцарию. Живет в кругу бывших коммунаров, принявших его как своего. Силы оставляют мастера: лишь изредка он берется за кисти, пишет пейзажи. Один из них – «Хижина в горах» – хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

31 декабря 1877 года Курбе не стало. Прах художника был перенесен на родину только в 1919 году. Это был запоздалый акт признания. Имя Курбе прочно вошло в историю французской художественной культуры, более того – мирового искусства. Он подготовил почву, на которой выросла новая живопись. Традиции его реализма оплодотворили передовое, демократическое искусство многих стран.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.