Хорваты и сербы: отличие, история конфликта, интересные факты и особенности характера. Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сербов-католиков

Босния и Герцеговина (БиГ) - государство на Балканском полуострове в Европе. На севере и западе граничит с Хорватией, на востоке и юго-востоке – с Сербией и Черногорией. С 1878 входила в состав Австро-Венгрии, с 1918 – Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 – Королевства Югославия, с 1945 до апреля 1992 – Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Столица – Сараево.

Официальные языки: боснийский, сербский, хорватский.

Основные религии: Ислам, православие, католицизм. Административно-территориальное деление: 10 округов Федерации Боснии и Герцеговины (неофициальное название – Мусульманско-хорватская федерация) со столицей Сараево и Республика Сербская со столицей Баня-Лука. Денежная единица – боснийская марка.

По состоянию на 1991 в стране проживало 44% боснийцев-мусульман, 31% сербов, 17% хорватов, 5,5% югославов и 2,5% других национальностей.

В стране представлены три основные национально-религиозные общины: мусульмане-боснийцы, в основном сунниты; преимущественно православные сербы и католики-хорваты. Среди малочисленных групп выделяются протестанты.

В нынешней независимой Боснии-Герцеговине мусульмане составляют по разным оценкам от 58% (данные UNDP за 2002 год) до 40% (данные ЦРУ) всего населения страны, насчитывающего 4,5 млн. человек.

Необычная и малознакомая миру Босния-Герцеговина, соединяет начала тюркские и славянские, исламские и христианские.

Бывшая республика коммунистической Югославии, а ныне самостоятельное государство, Федерация Боснии и Герцеговины является вторым европейским государством после Албании, где значительная часть местного населения (половина и более) традиционно исповедует Ислам, и единственным в мире государством, одной из «титульных» национальных групп которого являются славяне-мусульмане.

Ислам проник на землю современной Боснии вместе с турецким завоеванием в XV веке. Оттоманская Порта установила контроль над этими землями в 1463–1480 , и такое положение сохранялось вплоть до 1878 , когда по решению Берлинского конгресса, Босния и Герцеговина были переданы под управление Австрии.

Долгие годы османского правления наложили отпечаток на культуру Боснии и Герцеговины. Исламские мотивы ярко выражены в архитектуре постоялых дворов, мостов и других сооружений. Сохранились исламские рукописи, украшенные цветными рисунками. Исламские мелодии прослеживаются в боснийской народной музыке, в первую очередь в лирических песнях.

Существует расхожее утверждение, что будто бы балканские народы принимали Ислам исключительно под давлением турецких властей с целью освободиться, например, от уплаты налога-джизьи, взимавшегося со всех немусульманских народов Блистательной Порты. Однако, такой подход до конца не объясняет того, почему всё-таки в большинстве своём эти народы сохранили свою религию и культуру, а там, где был принят Ислам, он был сохранён даже после падения последнего мусульманского халифата. Очевидно, что адаптации к Исламу способствовали и некоторые местные особенности народной духовной культуры.

В годы Османского халифата сюда переселялись из других провинций империи турки, арабы, курды, представители народов Кавказа. Все они участвовали в формировании этнического типа нынешних боснийцев и их культуры.

Так получилось, что боснийские славяне-мусульмане вплоть до начала 1990-х годов не имели собственной полноценной государственности. Сразу после Первой мировой войны и крушения Австрийской империи, мусульмане-босняки оказались в составе Королевства Сербов, хорватов и словенцев под жёстким прессингом великосербского национализма.

Большинство мусульман-боснийцев - сунниты. Исторически в стране играли большую роль суфийские тарикаты.

В стране семь местных муфтиятов.

Почти полвека коммунистического господства привели к значительной секуляризации мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Хотя большинство мусульман не ограничивают религиозную практику хождением в мечеть по большим праздникам, а также исполнением таких обрядов, как обрезание и имянаречение новорожденных, бракосочетание и похороны. В этом смысле Ислам в регионе развивается. Открываются новые мечети и медресе, с каждым годом увеличивается число паломников отправляющихся для совершения Хаджа.

Мусульмане здесь, как и принято, в Исламе, отличаются веротерпимостью по отношению к представителям других вероисповеданий.

Ислам для боснийцев - это также критерий их национальной идентичности. Ведь по сути дела сербы, хорваты и боснийцы различаются между собой только вероисповеданием: соответственно православным, католическим и мусульманским. Так драматически сложилось, что в основе войны 1993–1995 оказался именно религиозный фактор, религиозная принадлежность, как символ принадлежности национальной.

История

Османское правление

В 1463 большая часть раздробленной Боснии попала под власть турок; Герцеговина сопротивлялась дольше, но в 1482 обе провинции были объединены турками под властью единой администрации. Последние боснийские территории (район Яйце) перешли к туркам в 1528. Вся Босния и Герцеговина оставалась под властью османов вплоть до 1718, когда её часть на два десятилетия отошла к Габсбургам.

После завоевания турками, боснийские богомилы в массовом порядке принимали Ислам. Массовое, уникальное по масштабам обращение в другую веру наделило Боснию особым статусом в рамках Османской империи. Территория Боснии была сохранена и расширена за счёт ряда хорватских территорий. Мусульманская элита Боснии получила статус наследуемого дворянства.

В 1839, после нескольких столетий борьбы с землевладельцами-феодалами, правительство объявило равенство всех подданных Османской империи перед законом и отменило феодальную военную систему.

В 1848 губернатор Боснии отменил так называемый корве – бесплатный труд крепостных на своего помещика.

Гражданская война

18 ноября 1990, после проведения в БиГ первых за послевоенный период выборов на многопартийной основе (в составе СФРЮ), коммунисты передали власть коалиционному правительству, состоявшему из представителей трёх партий.

После выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей партий всех трёх боснийских национальных общин. В выборах в Президиум БиГ по мусульманской квоте победили Ф.Абдич и А.Изетбегович, по сербской квоте – Н.Колевич и Б.Плавшич, по хорватской – С.Клюич и Ф.Борас. Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман А.Изетбегович (род. 1925), ещё до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.

В начале 1991 мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете БиГ, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение её в составе Югославии. Так, общегосударственная Сербская демократическая партия под руководством Радована Караджича, ещё до формального объявления независимости республик, провозгласила целью объединение всех сербов в одном государстве. Уже к осени 1991 под впечатлением военных действий в Хорватии мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость БиГ, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались «национальными меньшинствами». Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог – «Скупщину сербского народа». 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики БиГ (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали её президентом Радована Караджича (род. 1945). Эти решения были приняты с учётом результатов плебисцита в сербской части БиГ.

В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля – 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причём 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделённых правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС, хотя не все вопросы о соотношении трёх конституционных составляющих частей (по национальному признаку) единого государства были решены.

С марта 1992 в БиГ начались военные столкновения, а уже в апреле эти события спровоцировали гражданскую войну.

Тогда же хорватское население Боснии провозгласило создание Хорватского содружества Герцег-Босна (с 1993 – Хорватская республика Герцег-Босна) во главе с президентом Крешимиром Зубаком. Обострившаяся внутренняя ситуация в Боснии и Герцеговине потребовала вмешательства международных сил – ООН и ОБСЕ.

12 мая 1992 Скупщина боснийских сербов приняла решение о создании армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича (р. 1943). К этому времени части ЮНА покинули Боснию, хотя многие её военнослужащие в составе новой армии принимали участие в боевых действиях. В 1992–1993 они контролировали около 70% территории страны, в то время как мусульманские вооруженные формирования – около 20%, а остальную часть – хорватские отряды.

Караджич, Радован - бывший президент Республики Сербской (1992-1996), лидер боснийских сербов во время войны в Боснии (1992-1995), председатель Сербской демократической партии (1990-1996).

После первых столкновений на этнической почве, Радован Караджич отдал распоряжение о формировании местных сербских вооружённых сил, основу которых составили военные бывшей Югославской Народной армии (1992).

В 1992–1993 правительство Боснии и Герцеговины искало поддержку у Европейского союза, США и ООН. В стране были размещены небольшие по численности силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры, которыми руководили лорд Д.Оуэн (Великобритания) и С.Вэнс (США), представлявшие соответственно ЕС и ООН. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной федерации со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть её боснийцам-мусульманам. С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые ещё не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против сербских агрессоров.

К осени 1993 Оуэн вместе со сменившим Вэнса норвежским дипломатом Т.Столтенбергом предложили новый план, в соответствии с которым единая БиГ строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в Федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты. Поскольку некоторые районы контролировались сербскими вооружёнными формированиями, их следовало сначала освободить, и с этой целью состав миротворческих сил был увеличен до 35 тысяч военнослужащих при ведущем участии стран НАТО. 27 февраля 1994 ВВС НАТО сбили 4 сербских самолёта, а 10 и 11 апреля нанесли бомбовые удары по позициям сербов.

Первоначально столкновения носили позиционный характер, но в июле войска боснийских сербов захватили анклавы мусульман Сребреницу и Жепу, угрожая Горажде.

В июле 1995 года были убиты почти 8 тысяч мусульман, проживающих в боснийском городе Сребреница. Осада этого города войсками сербских сил во главе с генералом Ратко Младичем считается одним из самых кровавых эпизодов войны в Боснии и Герцеговине.

Около 30 тысяч женщин и детей были депортированы из Сребреницы.

Ещё один страшный эпизод - трёхлетняя блокада Сараево, в результате которой погибли около 12 тысяч человек.

Следы этой трагедии – геноцид 8 000 мусульман в Сребренице, разрушение мечетей Фархадие и Арнаудие в Баня-Луке, внесённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – ещё долго будут незаживающей раной в памяти мусульман Боснии и всего мира. Но именно эта война одновременно и подстегнула значительный всплеск интереса к Исламу в стране, в первую очередь, среди молодёжи. И сегодня заметна тенденция к углублению этого интереса.

В августе – сентябре 1995 авиация НАТО приступила к бомбардировке позиций боснийских сербов. Это привело к форсированию переговоров, которые проводились при посредничестве США. Правительство Боснии и Герцеговины впервые за время войны согласилось признать автономию сербской общины (на 49% территории БиГ). В свою очередь, Сербия и Хорватия признали Боснию и Герцеговину. Переговоры заложили базу для соглашения между этими тремя политическими силами по вопросу об окончательных границах спорных территорий. После гибели 37 человек 20 августа 1995 в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединённые хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей территории БиГ.

Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 на авиабазе близ Дейтона (штат Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединённую делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Ф.Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины А.Изетбеговичем «Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине».

В целом война в БиГ унесла более 200 тысяч человеческих жизней, погибли и более 200 миротворцев. Из восточной части Боснии было изгнано ок. 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей – ок. 600 тыс. сербов, а из центральной – ок. 300 тыс. хорватов.

Современная Босния и Герцеговина

Дейтонские соглашения вступили в силу после их подписания 14 декабря 1995 в Париже. Босния и Герцеговина сохраняла целостность, но разделялась на два образования: Федерацию Боснии и Герцеговины (ФБиГ) (боснийцы и хорваты) и Республику Сербскую (РС) (сербы). К ФБиГ отошли 51% территории, а к РС – 49%. Каждое образование имело свои законодательные органы, правительство, полицию, аппарат управления, вооружённые силы.

После Дейтона целостность страны обеспечивалась выполнением соглашения под контролем НАТО. Парламентские выборы в БиГ, а также выборы президента Республики Сербской проходили 12–13 сентября 1998 под патронажем ОБСЕ и в присутствии 3000 наблюдателей.

22 марта 2001 СБ ООН признал ситуацию в БиГ удовлетворительной, хотя и осудил некоторые проявления национализма. В то же время перспектива возвращения большинства из 400 тыс. беженцев к середине 2001 оставалась неопределенной. К началу 2002 миротворческий контингент в БиГ составлял 17,5 тыс. человек.

Литература

Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

Газета «Медина аль-Ислам», № 53, 2008

Информационный канал «Вести»

  • 5822 просмотра

Основная религия в Хорватии - римский католицизм. Согласно данным последней переписи населения, - 3 897 332 человек исповедуют эту веру. Католики составляют, по одним данным, 77%, а по другим - 88% жителей страны. Католическая религия в Хорватии отличается от православия тем, что запрещает священникам жениться, почитает Римского папу и равнодушно относится к иконам и другим изображениям святых. Православная религия в Хорватии представлена всего 5% (по некоторым данным 12%) жителей. А к мусульманам относят себя менее 1% хорватов. Также в Хорватии есть протестанты (адвентисты, баптисты, кальвинисты, лютеране), свидетели Иеговы и иудеи. Чуть более 5% жителей Хорватии считают себя атеистами. Поскольку католицизм – это основная религия в Хорватии, в этой стране преобладают католические церкви, а в национальном календаре отмечены католические праздники.

Вера в Хорватии и повседневная жизнь

Как вера в Хорватии влияет на повседневную жизнь ее граждан и приезжих туристов? Конституция страны гарантирует свободу веры, а католическая церковь официально не имеет никаких преимуществ перед церквями других конфессий. На деле оказывается, что католические храмы пользуются довольно существенными привилегиями и получает финансирование от государства или общественных организаций, а в школах есть необязательные уроки католицизма. Это означает, что, хоть официально Хорватия и является многоконфессиональной страной, любая другая вера в Хорватии будет в заведомо проигрышном положении. И все же вера в Хорватии имеет большое значение для ее жителей. Хорваты ходят в церковь по воскресеньям, соблюдают обряды и придерживаются правил поведения, предписываемых их религией.

Вероисповедание в Хорватии – отношение к иноверцам

Поскольку вероисповедание в Хорватии имеет существенное влияние на повседневный уклад жизни, человек, исповедующий религию, отличную от католической, может столкнуться с некоторыми трудностями в этой стране. Это не касается туристических поездок, так как людям, приехавшим на отдых, как правило, не предъявляется особых требований. И все же неплохо было бы познакомиться с основными правилами, которые диктует вероисповедание в Хорватии, прежде чем ехать в эту страну. Напомним, что основная религия в Хорватии – это католицизм. Главное, что важно знать отдыхающему – это правила поведения в храмах, которые являются не только частью культурной программы, но и местом поклонения для верующих. Мужчинам при входе в храм положено снимать головные уборы. Женщинам голову покрывать не обязательно. Также не желательно появляться в храме в нескромной или неопрятной одежде. Во всем остальном вероисповедание в Хорватии – личное дело каждого, а католическая религия, как и христианская, предписывает уважительное отношение к иноверцам.

Религия в Хорватии, как и во множестве стран Европы — христианство. Еще с XI века, у самых истоков зарождения республики, основной религией был Римский католицизм. В середине того же века, во времена Реформации, северные территории более чем на 100 лет были обращены в мусульманство.

Религия в современной Хорватии

По Конституции страны, каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания в Хорватии.

На сегодняшний день более 86% хорватов являются католиками. Православных там, чуть более 4%, (в основном это — сербы). Протестантов около 0,34 %, атеистов/нерелигиозных — 3,81%. Ислам исповедуют около 1,47% хорватов, еще 3,66% — это другие религии.

Главное отличие от православия в том, что священникам запрещено жениться. Также, хорваты безразлично относятся к иконам и прочим священным вещам в религии, если это не имеет отношения к католицизму.

Религии в Хорватии по данным переписи 2011 года

Вера в повседневной жизни

Католическая вера играет очень важную роль в жизни и духовном становлении любого местного жителя. Они очень скрупулёзно соблюдают католические обряды и манеру поведения — по воскресеньям с утра, обязательно, ходят в церковь. В каждом маленьком городке Хорватии встречаются минимум две церкви и старинные костёлы. Каждый верующий житель страны почитает Папу Римского.

В хорватских школах часто проводят религиозные лекции. Посещение не принудительное, каждый школьник имеет право отказаться от подобных занятий. Но, как правило, большинство учеников сознательно идут на подобные семинары, ведь в семьях еще с раннего детства прививают веру в Бога. В основном такого плана факультативы координирует католическая церковь.

Представители церкви

Особо почитают в Хорватии монахов и священников. Это главные представители церкви. Отдельно стоит отметить уважение к Папе Римскому.

У других религий имеются свои представители церкви. К примеру, у Свидетелей Иеговы это министры. Небольшие секты имеют своих лидеров.

В православных церквях служителей называют “Otac”. Также, можно обратиться к священнику по имени: “Отец, Александр”. В православии не называют служителя церкви “Святой отец”. Так говорят только католики.

Ритуалы и традиции

Верующие семьи очень трепетно относятся к религиозным традициям и ритуалам. Новорожденные дети обязательно проходят ритуал крещения. Еще одно важное событие — это первое причастие.

Если в некоторых странах Европы браки чаще всего заключают в уполномоченных государственных органах, то в Хорватии принято получать благословение церкви. Кстати, церковные браки считаются вполне законными даже на государственном уровне.

В стране много паломников. Многие из них отправляются в Герцеговину, в Меджугорье. Говорят, что это святилище лечит даже от самых тяжелых заболеваний.

Жители страны очень почитают кладбища. Умершего провожают в последний путь согласно всем католическим канонам. В дальнейшем за могилой ухаживают, постоянно убирают, приносят свечи и цветы.

В последнее время все чаще умерших кремируют. Прах можно похоронить или рассеять в месте, которое выбрал человек еще при жизни. Православные жители страны кремацию, как правило, не одобряют.

Религиозные праздники

На официальном уровне празднуют все католические праздники. Важнейшее религиозное событие в году — это Пасха. В этот день люди массово посещают церкви. Не менее значимый праздник — Рождество. Его отмечают в ночь на 26 декабря. В стране объявляется официальный выходной.

Другие государственные религиозные праздники — День Всех Святых и Трех волхвов, Успение Богородицы и Праздник тела Христово.

Православные люди имеют право не выйти на работу на Рождество (7 января). Почитающие ислам отдыхают во время важных для своей религии праздников. Среди них Рамазан-Байрам и.Курбан-Байрам.

Также, стоит отметить День Мертвых или День всех святых. В это время семьи съезжаются на могилы своих родственников. Принято приносит свечи, цветы и угощения.

Отношение к другим вероисповеданиям

Напомним, что Хорватия — это многоконфессиональная страна, но несмотря на это большинство религий оказываются в проигрышном положении. Большинство жителей страны — католики. В школе факультативно детей знакомят только с католицизмом. В календаре красным цветом будут отмечены официальные католические праздники.

Финансирование церквей на государственном уровне неравномерное. К примеру, на реконструкцию и строительство католических церквей выделяется намного больше денег. Различные благотворительные организации также обычно жертвуют деньги на развитие католицизма в стране. Несмотря на это, в городах можно встретить церкви разных направлениях. Например, в Загребе Вы увидите большую мечеть.

В обществе люди между собой нормально относятся друг к другу, несмотря на разное вероисповедание. К примеру, если по городу будут идти мусульмане, то другие жители страны не будут обращать на них внимание.

Туристы из разных стран будут комфортно себя чувствовать в любом городе Хорватии. Мы рекомендуем с уважением относиться к религии данной страны. Мужчины, которые вошли в католическую церковь, должны снять головные уборы. Женщинам покрывать голову платком не обязательно. Недопустимо приходить в храмы в пляжном одеянии. Если Вы отдыхали на море, то обязательно переоденьтесь перед экскурсией, программа которой включает посещение религиозных мест.

Трудно поверить, но между балканскими славянами никаких чрезвычайных разногласий не было. Вплоть до XIX столетия самыми дружными народами являлись именно хорваты и сербы. Отличие всё же существовало, но только религиозное! Хорваты находились под властным влиянием Италии, Австрии в течение всего периода Средневековья. Первые хорватские поселения возникли на территории Средиземноморья в VII столетии.

Эти события связаны с поиском спасения славянских племён от аваров, германцев и гуннов, рассеявшихся по всей стране. Более всего славяне облюбовали владения сегодняшнего Загреба с его прилегающими территориями. Впрочем, добраться до благоденствующих земель побережья, находившегося под руководством римлян, им так и не удалось. Тогда славяне создали несколько автономных княжеств.

Хорватия в составе Венгрии

Ближе к X столетию хорваты заручились содействием Византии, собрали немалую силу для создания сплочённого государства. Даже по сей день хорватский народ любит заострить внимание на своём христианстве. Первоначальный период подъёма продлился недолго, пока внутренние разногласия не стали угрозой для государственного единства. Тогда дворянское содружество в 1102 году признало своим государем Кальмана I, венгерского короля. В итоге Хорватия вошла в состав королевства Венгрии. При этом стороны договорились, что Кальман оставит без изменений административно-политическую структуру, аристократические привилегии.

Гнёт венгерского королевства

Пребывая под управлением Венгрии, хорватам пришлось разделить немало тяжёлых исторических перемен с этим королевством. Бесспорно, наиболее существенный ущерб нанесли нападения османов. В связи с тем, что эти наступления непрерывно перемещались на север, венгерское правительство в 1553 году военизировало приграничные территории Словении, Хорватии. Напряжённое военное состояние длилось в течение 25 лет. За это время большинство жителей перебрались на более безопасные территории.

Впрочем, турецкая армия под предводительством османского султана Сулеймана Великого пробила оборону. Более того, армия смогла подойти к воротам Вены, но захватить сам город не удалось. В 1593 году битва при Сисаке вынудила османов покинуть завоёванные хорватские земли. В их владении остались только боснийские окрестности.

Единение и распри двух славянских народов

Находясь под влиянием австрийцев и венгров, хорваты незаметно утрачивали свою национальную индивидуальность. Впрочем, чувство единого презрения к турецким захватчикам испытывали одновременно и хорваты, и сербы. Отличие существовало лишь в одном — несоответствие традиций. Однако чувство ненависти к узурпатору было гораздо сильнее, чем несущественные различия в обычаях. Примерам боевого единства хорватских и сербских мятежников нет числа! Они вместе сражались с заклятыми османскими оккупантами, а также с не менее опротивевшими Габсбургами.

В 1918 году возникла благоприятная ситуация — распад Австро-Венгерской империи. Произошедшее событие дало возможность отсоединиться южным землям. Так сформировалось единое королевство Югославия. В принципе, вытеснение турок и образование отдельного королевства должно было ещё больше сблизить славянские народы. Однако всё произошло наоборот…

Причина возникновения первых конфликтов

Первые всплески соперничества появились после окончания второй Тогда-то и началась истинная история конфликта сербов и хорватов! Необходимость реконструкции Балкан превратилась в не затихающую по сей день вражду.

Фактически одновременно появляются, стремительно обретая признание, два идущих вразрез течения. Сербские умы выдвинули концепцию «Великой Югославии». Причём системный центр обязательно должен быть сформирован именно в Сербии. Реакцией на это заявление стало появление националистического издания «Имя серб», написанного лихой рукой Анте Старчевича.

Несомненно, эти события развивались давно. Однако и по сей день существует непреодолимая преграда, которую не могут разрешить между собой хорваты и сербы. Отличие двух братских народностей искаженно проявляется даже в понимании самого насущного для них вопроса. Если для серба гостем является тот, кого кормит хозяин, то для хорвата — это тот, кто кормит хозяина.

Отец хорватской нации

Анте Старчевич первый подал идею, что хорваты не славяне! Мол, они отпрыски германцев, поспешно ставшие славяноязычными, потому что таким образом хотят лучше руководить балканскими рабами. Какая ужасная ирония судьбы! Мать «отца хорватской нации» была православной, а отец - католиком.

Несмотря на то что родители были сербы, сын стал идейным вождём Хорватии, распространявшим концепцию геноцида сербов у себя в стране. Примечательно, что его ближайшим другом был еврей Иосиф Франк. Хотя Анте Старчевич питал глубокое отвращение и к этой нации. Сам же Иосиф также стал националистом хорватов, приняв католичество.

Как видим, авторская фантазия развилась у парня безгранично. Грустно в этой истории одно. Бредовые напутствия Старчевича откликнулись в сердцах хорватской молодёжи. В результате по Далмации, Славонии в начале столетия прокатилась череда сербских погромов. На тот момент никому даже в голову бы не пришло, что хорваты — это искусственно переделанные сербы!

К примеру, под предводительством «отца нации» с 1 по 3 сентября в 1902 году совместно с его другом Франком хорваты в Карловце, Славонском Броду, Загребе разрушали сербские магазины и мастерские. Они незванно вторгались в дома, выбрасывали личное имущество, избивали.

Зыбкий мир единого королевства

Одним из результатов Первой мировой войны стало возникновение объединённого королевства. Многие исторические сведения подтверждают причастность сербов к яростному неприятию находящихся внутри королевства словенцев и хорватов.

Экономика в Словении, Хорватии была более развитой. Поэтому они, в свою очередь, задавались справедливым вопросом. Почему нужно кормить убогую метрополию? Куда лучше сформировать своё автономное государство, живя припеваючи. К тому же для серба каждый православный славянин всегда был и останется чуждым!

Хорватский геноцид

Существование королевства Югославии продлилось недолго — началась Вторая мировая война. В 1941 году, 6 апреля немецкие самолёты напали на Белград. Спустя всего два дня нацистская армия уже захватила эту территорию. Во время войны набрало фанатичную популярность объединение усташей Анте Павелича. Хорватия стала немецким наёмником.

Белградские историки уверены, что примерное число убитых усташами - 800 тыс. цыган, евреев и сербов. Только 400 человек смогли убежать в Сербию. Сами же хорваты это количество не опровергают, но утверждают, что большинство из них - партизаны, погибавшие с оружием в руках. Сербы, в свою очередь, уверены, что 90 % пострадавших — мирное население.

Если сегодня турист невзначай окажется на сербской земле, не исключено, что хозяева проявят лояльную заинтересованность к гостю. Хорватская же сторона - наоборот! Даже несмотря на отсутствие громоздких азиатских заграждений, калиток любое нелегальное появление в их личном пространстве воспринимается как проявление хамства. Основываясь на этих сведениях, можно чётко себе представить, кто такие хорваты, сербы. Особенности характеров наиболее ярко выражены в менталитете этих двух народов.

Нацисты и мученики

После окончания войны Югославия оказалась под влиянием СССР. Новое государство возглавил Иосип правивший железной рукой до своей смерти. При этом Тито не воспринял совет своего ближайшего товарища Моше Пьяде, сознательно смешав коренное население Словении и Хорватии с сербами. После 1980 года из-за политических и территориальных конфликтов в Югославии стал постепенно происходить раскол, в котором больше всего пострадали хорваты и сербы. Отличие между двумя когда-то братскими народами снова свелось к непримиримой вражде.

Сражавшиеся за федерализм хорваты ещё при Габсбургах не хотели приспосабливаться к сербам. Также хорваты не хотели признать, что само рождение южного обязано исключительно страданиям и военным победам сербов. Сербы, в свою очередь, не собирались идти на компромиссы с теми, кто только недавно снял свой австрийский мундир. Вдобавок решительно, а временами даже безжалостно воюющие на стороне Австрии хорваты никогда не переходили на сербскую сторону. В отличие от словаков, чехов.

Война внутри страны

Позднее, в начале 1990 года, произошёл распад СССР, во время которого последовал окончательный раскол Югославии. В итоге Хорватия, провозгласив независимость, отсоединилась от страны. Впрочем, сербы в Хорватии сами разжигали межтерриториальные столкновения внутри страны. Спустя непродолжительное время это привело к жестокой гражданской войне. Сербская и югославская армии вторглись на территорию Хорватии, захватив Дубровник и Вуковар.

Всё же постараемся беспристрастно посмотреть на разразившийся конфликт, без разделения на «левых» и «правых». Хорваты и сербы. В чём отличие? Если говорить о религиозных мотивах, можно с уверенностью утверждать, что одни — католики, а другие — православные. Однако это удел межцерковных конфликтов, основной целью которых является исключительно процветание конфессий. Поэтому не стоит забывать, что хорваты с сербами в первую очередь два братских народа, которых стравливали на протяжении всего XX столетия их общие враги.

Термин "Отечественная война" в Хорватии

У хорватов гражданская война носит название Отечественной. К тому же они крайне обижаются, если кто-то назовёт её иначе. На фоне этого не столь давно разразился даже международный скандал со Швейцарией. Страна запретила въезжать на её территорию хорватскому певцу Марко Перковичу Томпсону. Утверждалось, что Марко своими выступлениями разжигает межрасовую, религиозную вражду.

Когда швейцарцы опрометчиво использовали в тексте название «Гражданская война», этим они вызвали шквал эмоций у хорватского министерства. В ответ хорватская сторона отправила протестное письмо в обход своего президента Степана Месича. Естественно, подобный поступок у него вызвал справедливое возмущение. К тому же президенту не понравилось, что хорватские чиновники защищали ненавистного Томпсона, который действительно был неоднократно замечен в разжигании конфликтов. Впрочем, когда вопрос касается точных формулировок, на остальное можно закрыть глаза.

Виновник новой войны — югославская армия

Несомненно, война была во многом именно гражданской. Во-первых, начало положили разразившиеся ещё в объединённой Югославии междоусобные конфликты. К тому же сербы, поднявшие восстание против хорватского руководства, являлись фактическими гражданами этой страны.

Во-вторых, война за хорватскую автономию велась только в первое время. Когда Хорватия получила международный статус независимости, война всё равно продолжилась. Впрочем, на этот раз решался вопрос возобновления территориального единства Хорватии. Вдобавок ко всему эта война носила явный религиозный оттенок. Впрочем, нет ли в этой истории одного но, не дающего назвать гражданской войну, в которой участвовали только хорваты и сербы?

История, как известно, строится исключительно на неопровержимых фактах! А они говорят о том, что в роли подлинного агрессора Хорватии выступала южная народная армия (ЮНА). К тому же Хорватия по-прежнему пребывала в составе Югославии, где формально главенствовали два хорватских деятеля — президент Степан Месич совместно с премьер-министром Анте Марковичем. К началу наступления на Вуковар югославская армия уже законно находилась на территории Хорватии. Поэтому произошедшее вторжение невозможно назвать агрессией извне.

Впрочем, хорватская сторона совершенно не хочет признавать, что ЮНА никогда не представляла интересы Сербии. До нападения на Вуковар, которое произошло 25 августа 1991 года, ЮНА выступала в роли противоборствующей стороны. В дальнейшем югославская армия стала представлять только своих генералов, а также незначительную часть коммунистического руководства.

Виновна ли Хорватия?

Даже после вывода югославских войск из Восточной Славонии, Западного Сриема и Бараньи ЮНА всё равно продолжала свои нападения на Хорватию. В частности, на Дубровник. Причём ярко выраженная агрессия проявлялась со стороны Черногории. Немаловажно знать, что в нападении также участвовали и Хорватия, в свою очередь, также воевала против Армии на территории Герцеговины, Боснии.

По подсчётам специалистов, на балканском полуострове жертвами войны, продолжавшейся целых четыре года, стало не менее 20 тыс. человек. Благодаря содействию ООН совместно с другими международными организациями в 1995 году война в Хорватии была прекращена. Сегодня все разговоры сводятся к возвращению беженцев, которые, в свою очередь, больше говорят о возвращении, чем собираются это сделать.

Бесспорно, сербско-хорватские отношения на сегодняшний день далеки от безоблачных. А взаимные столкновения происходят и по сей день. Особенно в тех местностях, которые наиболее пострадали от военных действий. Однако нездоровая демонизация хорватского народа, проводившаяся все 90-е и продолжаемая некоторыми сейчас, совершенно не совпадает с реальностью!

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.