Психология. Всё о психологии человека Сообщение на тему психология человека

20 психологических фактов, которые вы не знали о себе

Человеческая психика остается одной из самых больших загадок в мире.

Хотя исследователи узнали много интересных фактов о психологических особенностях человека, и даже могут предсказывать наше поведение, исходя из некоторых правил, многое еще остается непознанным.

Знали ли вы, насколько ошибочны ваши воспоминания, как долго формируются ваши привычки или количество друзей, которое вы можете приобрести?

Вот эти и другие психологические факты, которые помогут вам лучше узнать самого себя.

Психологические процессы человека

1. Вы страдаете от "слепоты невнимания"

Если вы ничего не слышали об эксперименте "невидимая горилла", посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках (посмотрите видео до того, как читать текст дальше).
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=IGQmdoK_ZfY

Это пример того, что называют "слепотой невнимания". Идея состоит в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально "под носом", если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те, кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения (как например, изменение цвета занавесок, уход одной девушки).

2. Вы можете запомнить только 3-4 элемента одновременно

Существует правило "магического числа 7 плюс минус 2 ", согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать в уме 10 цифр.

Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3-4 блоков информации одновременно. И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память все же остается достаточно ограниченной.

Так например телефонный номер разбит на несколько наборов чисел, для того чтобы мы могли его легче запомнить.

3. Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета



Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.

Это происходит из-за эффекта, называемого хромостереопсис, который приводит к тому, что некоторые цвета выступают, а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз.

Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.

4. Вы видите вещи иначе, чем их воспринимаете

Согласно исследованию Кембриджского университета, нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах".

Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом. Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).

5. Вы способны удерживать пристальное внимание около 10 минут

Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема, и человек интересно излагает предмет, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнет слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы дальше удерживать свой интерес.

Психологические особенности человека

6. Способность откладывать удовольствие появляется с детства


Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает еще в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.

7. Мы предаемся мечтам 30 процентов времени


Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.

8. Привычка формируется в течение 66 дней

Ученые, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычку, выяснили, что нам в среднем для этого нужно около 66 дней.

Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно. Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день иди два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.

9. Вы переоцениваете вашу реакцию на будущие события


Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь то приятные или негативные. Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.

10. Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)

Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).

В психологии это называется "фундаментальная ошибка атрибуции" - то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами ("у меня не было выбора", "мне не повезло"). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.

11. Количество друзей, которое у вас может быть, ограничено

Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили "число Данбара" - то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.

12. Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и на опасность


Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: "Могу я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?".

Еда, секс и опасность - это все о чем он заботится. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.

13. Вы знаете, как делать вещи, которые никогда раньше не делали


Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.

Другими словами у вас есть "мысленная модель" чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Ваша мысленная модель будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad.

Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.

14. Вам хочется больше выбора, чем вы сможете осилить


Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор.

В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема.

Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.

15. Вы счастливее, когда чем-то заняты

Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете?

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными.

Мозг и психика

16. Большинство решений вы принимаете подсознательно

Хотя нам нравится думать, что все наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными, и у этого есть причина.

Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, наше подсознание нам помогает принимать решение.

17. Вы переделываете свои воспоминания


Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие "фильмы", которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так.

Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете, так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить ее в ваше воспоминание.

18. Вы не можете выполнять сразу несколько дел одновременно

Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь. Ученые доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу. Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Это говорит о том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.

19. Ваши самые яркие воспоминания ошибочны

Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии "воспоминания- вспышки", и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания.

20. Ваш мозг также активен во сне, как во время бодрствования


Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть. Наверняка вы часто слышали совет "хорошо выспаться" перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.

Оригинал взят у

Личности для многих остается неведомым. А эта внутренняя жизнь во многом более важна для человека, чем внешняя, поскольку травмы, нанесенные психике, не заживают десятилетиями, в отличие от ран тела. Это хорошо знают психологи — люди, чья жизнь посвящена изучению тайн души. И, конечно, ценно стремление понимать другого.

Кто ступил на путь самообучения, должен пройти нелегкий путь. В чем основные сложности изучения, почему так непросто освоить науку психология; с чего начать изучение? Попробуем разобраться.

Методология

Когда человек решает заняться изучением такой науки, как психология, стоит основательно ознакомиться с методологией науки. И посвятить достаточно много времени чтению различной литературы.

Но с чего начать изучение психологии самостоятельно? Как найти ту базу знаний, на которую можно опереться далее и изучать науку уже углубленно? Без основополагающих упорядоченных концепций не существует ни одна настоящая наука. Сначала изучается предмет науки и методология. Методология — систематичный анализ тех методов, которые применяются в данной науке для получения знаний.

Начать с себя. Зачем и для чего

Начало изучения психологии человека - осмысление личных мотивов. В первую очередь нужно понять, для чего делается первый шаг к изучению поведения людей: чтобы хорошо разбираться в развитии детей и помогать им расти гармоничными либо для собственного личностного роста, либо хочется стать профессионалом и получить возможность помогать посторонним.

Важно также определиться заранее, какую сторону науки вы будете изучать досконально: теоретическую или практическую. Ведь сложно найти, не зная, что именно. Особенно в океане информации.

Книги по психологии. Какие нужны новичку

С каких книг начать изучение психологии? Задаваясь целью изучить основы любой науки, надо начинать с азов: самые основные категории, термины и понятия — все это можно найти в любом учебнике первого курса. Такие учебники есть во всех городских библиотеках. Хотя они не очень красноречиво написаны, и пестрят определениями и таблицами, их нужно освоить. Далее будет проще. После прочтения этой первой книги необходимо найти классиков психологии: К. Юнга, К. Хорни, А. Адлера, Э. Фромма и, конечно, нужно ознакомиться с работами Фрейда.

Более легкая и интересная книга И. Ялома «Когда Ницше плакал». Можно поискать затем какую-либо авторскую книгу в том направлении, которое в данный момент более интересно.

Не нужно забывать о том, что для психолога важно знать основы философии и социологии. Важно сформировать гуманитарное мышление, наука — не только теории и тезисы.

Художественная литература также содержит много полезной информации для будущего психолога. Писатели-классики четко анализировали природу внутреннего мира и поступки своих придуманных героев. Особенно глубокий анализ можно найти в книгах Ф. Достоевского.

Журналы и публикации

В современном невероятно обширном пространстве информации найти доступный и интересный журнал по психологии - не проблема. Многие университеты выпускают свой журнал и выкладывают в сеть интернет бесплатные версии вполне свободно. Нужно просто найти тот журнал, который будет для вас познавательным и полезным в выбранной области науки.

  • "Российский психологический журнал".
  • Журнал ВАК «Вестник ВлГУ».
  • "Экспериментальная психология".
  • "Экзистенциальная и гуманистическая психология".
  • Онлайн-журнал psychologies.ru.
  • Другие.

Онлайн-журнал psychologies.ru создан для широкого круга читателей. Если нужны научные публикации, написанные квалифицированными сотрудниками институтов, лучше читать официальные издания. Такие как: "Российский психологический журнал".

Мир психологии. Основные направления

В каких направлениях развивается современная психология? С чего начать изучение тенденций развития основных направлений этой науки? Нельзя преуспеть во всем сразу, и требуется определиться с тем направлением, в котором человек будет чувствовать себя наиболее уверенно, что ему ближе познавать и применять.

Классические направления таковы:

  • когнитивное направление;
  • гештальтпсихология;
  • ассоциативная психология;
  • гуманистическая;
  • глубинная.

А еще существуют новые направления: психодрама, коучинг, трансперсональная психология и нейролингвистическое программирование.

Невербальное общение как основа

Без чего не мыслится С чего начать изучение? Новичку нужно изучать и теорию и практику. А практику соответственно, сразу отрабатывать: учиться слушать, учиться обращать внимание на невербальные знаки. Такая практика важна так же, как для изучения иностранного языка необходимо сразу проговаривать предложения.

Невербальные сообщения — это подсказка собеседнику; теория невербального общения гласит, что жесты мимика и позы личности говорят о гораздо больше чем, слова. Хороший психолог сразу "вычисляет" состояние рядом находящегося человека по его внешнему виду. Даже если вы не собираетесь профессионально изучать психологию, а только интересуетесь ею, невербальные знаки нужно научиться определять. Это упростит общение и с близкими, и с коллегами.

Какие качества характера надо развивать

Работа с людьми абсолютно невозможна без работы над собой. Психолог — тот, кто изучает души. Так трактуется психология. С чего начать изучение поведения и проблем других? С работы над своими качествами характера. Поскольку, не познав себя, других познать невозможно.

Психея — была богиней-душой, соответственно, наука о душе не может быть изучена без любви к душам людей. Необходимо уметь ставить себя на место другого и представлять его чувства и эмоции. Психологу также нужны хорошие способности к самоанализу и саморефлексии — то есть умению понимать собственное эмоциональное состояние и поведение. Умение налаживать вербальный контакт с любым человеком.

И вправду, не так легко дается изучение психологии человека. С чего начать? Развивать осознанность. Для новичка-психолога это ключевой момент. Если перед новичком стоит вопрос: с чего начать изучение психологии самостоятельно, то лучше его переформулировать — с кого начать изучение. С самого себя. Психолог не сможет решить чужие проблемы, если не научиться решать свои комплексы, проблемы, страхи и тревоги.

Проксемика

Дистанция и необходимость ее соблюдения при ведении беседы изучается такой наукой, как проксемика. Понятие введено в науку Эдвардом Холлом.

Эдвард Холл ввел в научный мир психологов 4 зоны, которые должны соблюдаться при общении:

  • интимная;
  • личная;
  • социальная зона;
  • публичная.

Понимать внутреннее состояние людей не так просто. Читать книги нет смысла, если новичок не умеет распознавать внутренний настрой собеседника.

Психолог не может давить на человека. Когда он не соблюдает дистанцию, человек закроется и не допустит в свой внутренний мир.

Невероятные факты

Человеческая психика остается одной из самых больших загадок в мире.

Хотя исследователи узнали много интересных фактов о психологических особенностях человека , и даже могут предсказывать наше поведение, исходя из некоторых правил, многое еще остается непознанным.

Знали ли вы, насколько ошибочны ваши воспоминания, как долго формируются ваши привычки или количество друзей, которое вы можете приобрести?

Вот эти и другие психологические факты, которые помогут вам лучше узнать самого себя.


Психологические процессы человека

1. Вы страдаете от "слепоты невнимания"

Если вы ничего не слышали об эксперименте "невидимая горилла" , посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках (посмотрите видео до того, как читать текст дальше).

Это пример того, что называют "слепотой невнимания ". Идея состоит в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально "под носом", если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те, кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения (как например, изменение цвета занавесок, уход одной девушки).

2. Вы можете запомнить только 3-4 элемента одновременно


Существует правило "магического числа 7 плюс минус 2" , согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать в уме 10 цифр.

Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3-4 блоков информации одновременно . И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память все же остается достаточно ограниченной.

Так например телефонный номер разбит на несколько наборов чисел, для того чтобы мы могли его легче запомнить.

3. Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета


Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.

Это происходит из-за эффекта, называемого "хромостереопсис", который приводит к тому, что некоторые цвета "выступают", а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз .

Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.

4. Вы видите вещи иначе, чем их воспринимаете

Согласно исследованию Кембриджского университета, "нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах".

Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом . Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).

5. Вы способны удерживать пристальное внимание около 10 минут


Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема, и человек интересно излагает предмет, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнет слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы дальше удерживать свой интерес.

Психологические особенности человека

6. Способность откладывать удовольствие появляется с детства


Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает еще в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.

7. Мы предаемся мечтам 30 процентов времени


Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.

8. Привычка формируется в течение 66 дней


Ученые, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычку, выяснили, что нам в среднем для этого нужно около 66 дней.

Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно . Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день или два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.

9. Вы переоцениваете вашу реакцию на будущие события


Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь то приятные или негативные.

Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.

10. Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)


Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).

В психологии это называется "фундаментальная ошибка атрибуции " – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами ("у меня не было выбора", "мне не повезло"). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.

11. Количество друзей, которое у вас может быть, ограничено


Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили "число Данбара" – то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.

12. Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и на опасность


Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: "Могу я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?".

Еда, секс и опасность – это все, о чем он заботится. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.

13. Вы знаете, как делать вещи, которые никогда раньше не делали


Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.

Другими словами у вас есть "мысленная модель" чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Ваша мысленная модель будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad.

Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.

14. Вам хочется больше выбора, чем вы сможете осилить


Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор .

В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема.

Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.

15. Вы счастливее, когда чем-то заняты


Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете?

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными .

Мозг и психика

16. Большинство решений вы принимаете подсознательно


Хотя нам нравится думать, что все наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными , и у этого есть причина.

Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, наше подсознание нам помогает принимать решение.

17. Вы переделываете свои воспоминания


Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие "фильмы", которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так.

Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете , так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить ее в ваше воспоминание.

18. Вы не можете выполнять сразу несколько дел одновременно


Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь.

Ученые доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу . Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Это говорит о том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.

19. Ваши самые яркие воспоминания ошибочны

Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии "воспоминания- вспышки ", и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания .

20. Ваш мозг также активен во сне, как во время бодрствования


Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть.

Наверняка, вы часто слышали совет "хорошо выспаться" перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.

С чего начать изучение психологии: 5 советов начинающим + 5 книг, которые пригодятся по изучению психологии.

Прекрасным летним вечером я распивала традиционный коктейль с моей лучшей подругой Алисой. Алиска – невероятная личность. Она увлекается всем и вся. Каждую неделю у нее новая любовь, новая бизнес-идея и запись на очередные курсы.

В тот вечер я смотрела, как она феерично размахивает руками, рассказывая об очередном любовном увлечении. Затем, ее интонация изменилась. Алиса понизила голос и торжественно заявила: «А вообще, я наконец-то нашла себя».

«Ну, сейчас она объявит, что записалась на курсы макраме», — почти закатила глаза я.

Но подруга удивила: «Я . Как думаешь, с чего начать изучение психологии?».

Безусловно, психология сейчас пользуется все большей популярностью. Но никогда не думала, что «ты ж психолог» я буду называть свою Алиску!

Вразумительного ответа на вопрос: «Почему ты хочешь стать психологом?» от подружки я так и не услышала. Придется разбираться самой. И помогать.. куда же я денусь-то.

Так все же, почему так стремительно увеличился интерес к человеческому сознанию? И с чего начать изучение психологии ?

После встречи с Алиской я была озадачена. Дома я, конечно же, потрясла мужа с вопросом «почему же так много людей хочет изучать психологию?». В итоге только испугала и его, и кота.

Заварив чашечку кофе, я углубилась в Интернет. Ночь предстояла бессонная, а предмет изучения – глубокий.

Чем я могу помочь моей горе-подружке? С чего каких шагов начать погружаться в пучины психологии?

Первая истина, которую я усвоила, стара, как мир. Прежде чем начать изучать психологию, нужно четко определить: для чего тебе нужны эти знания?

Моя приятельница Лола пользуется огромной популярностью у мужчин. Она красива, умна и невероятно привлекательна. Но даже женщины очарованы ею и хотят вытащить на «еще одну» чашечку кофе! Секрета нет. Лола – , и давно уже нашла ключик к человеческому сознанию.

Как-то она поведала мне, что каждый человек – это ребенок. Стоит найти ключ к внутреннему ребенку, и барьер между вами исчезнет. Для этого достаточно внимательно слушать и анализировать.

Мотивы для того, чтобы начать изучение психологии могут быть разными:

  • налаживание контакта с окружающими,
  • построение бизнес-отношений,
  • достойное воспитание ребенка,
  • улучшение качества брака и еще 100 и 1 причина.

Ведь наше поведение, образ нашего мышления, наши поступки – все это наша психология. Начать изучать эту науку – значит, начать погружение вглубь, в мотивы и следствия.

Сделав глоток кофе, я задумалась. Ведь вряд ли влиятельнейшие мира сего – специалисты только в одной «своей отрасли»? Не построив качественных отношений с окружающими людьми, не поднимешься слишком высоко.

Вывод делай сама.

Второй шаг, который стоит сделать в начале пути по изучению психологии – наблюдать. Начать вникать в эту науку невозможно без наблюдения за поведением человека.

Следить можно за любимым, свекровью или друзьями. Коллеги – тоже очень интересные подопытные кролики. Хотя бы потому, что они представляют собой скооперированную группу людей, а там уже свои приколы и иерархии.

Приступить к изучению с интуитивного наблюдения – отличная идея.

Чтобы повысить эффективность этого совета, заведи отдельный дневник. Там ты будешь писать свои открытия о людях, которые сделала только с помощью наблюдения.

Воспользуемся советом Лолы: анализировать и наблюдать, стараться выстроить причинно-следственные связи, понять мотивы поступков. Задавать вопросы.

Таким образом, ты будешь для себя вести изучение людей с разных сторон. И когда в твои руки попадет первая книга по психологии, ты будешь интуитивно понимать, о чем идет речь.

Безусловно, начать изучение этой науки без литературы невозможно. Даже я, стараясь помочь Алиске, нырнула в гугл – искать необходимую информацию.

Тонны литературы посвящены человеческому сознанию. И еще тонны – разбору этого сознания до мельчайших винтиков и шпунтиков.

Списочек книг, которые должны быть прочитаны на одном дыхании, ты найдешь ниже.

Если твоей целью является помогать людям – этот совет для тебя.

Ведь естественно в этом случае стоит начать изучение науки с выбора подходящего учебного заведения.

Ну не верю я в специалистов-самоучек! Квалифицированные преподаватели, практика и многое другое сделают из тебя специалиста. При условии самостоятельной работы и влюбленности в предмет, который изучаешь, конечно.

Погуглив, я поняла, что психология охватывает практически все сферы жизни. Посмотри, разве не потрясающе?

Начать изучение психологии человека стоит с…осознания человеческих пороков.

Ты должна понимать что:

  • Ты не имеешь права осуждать и давать оценочное суждение о человеке, его проблеме.
  • Ты должна хранить всю информацию, которую тебе доверил человек, углядев в тебе специалиста.
  • Ты должна быть бескорыстной. Ни в коем случае не используй свои знания в психологии для манипуляции людьми и их решениями в своих корыстных целях. Никогда не используй полученную информацию для шантажа.
  • Ты не должна навязываться. Всегда помни, что если ты и приблизилась к пониманию человеческой души, нельзя требовать откровенности, лезть не в свое дело. Если человек захочет с тобой обсудить свою проблему, он сделает это.
  • Не берись помогать человеку, только начав изучение психологии. Помни, что человеческая психика очень хрупкая. Если нанести ей урон, это может остаться травмой на всю жизнь.

Не знаете, с чего начать изучение психологии?

1.1. Психология как наука

Каждая наука имеет конкретный предмет своего изучения. Рассмотрим, что же является предметом изучения психологии. С давних времен человек замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, миром предметов и явлений (люди, природа, различные предметы) существует внутренний мир человека, который обычно называют духовным миром.

Психика, представляя внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и воздействует на окружающий мир.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психику, внутренний мир человека и изучает психология.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Термин «психология» происходит от двух греческих слов: «псюхе» – душа и «логос» – учение, наука. Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем в трактате «О душе». Название же «психология» появилось в конце XVI в., общеупотребительным оно стало с середины XVIII в.

Крупнейшими представителями античной философии, определившими развитие психологии являются Гераклит (530–470 гг. до н. э.). Демокрит (460–370 г г. до н. э.), Сократ (470–399 гг. до н. э.), Платон (428–348 гг. до н. э.). Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Согласно учению Гераклита, первоначалом сущего является огонь, стихия. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Огненное начало в организме и есть душа – психея. Дальнейшее развитие этой идеи позволяет древнегреческим философам сделать вывод о всеобщей одушевленности материи (гилогизм) – своеобразной форме материализма. Демокрит разработал атомистическую модель мира, воплотившую принцип причинности. Он толковал душу как материально оживотворяющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом (или, иначе, разумом), который определяет весь жизненный процесс. Так как дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются из мелких шаровидных и поэтому наиболее подвижных атомов. Прогрессивным в этом взгляде при всей его наивности было утверждение о том, что все свойства живого (от низших функций тела и до психики) являются свойствами самой материи. Сократ – греческий философ-идеалист – мыслил под термином «душа» прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу.

Ярким представителем идеалистических взглядов на психику был Платон, который трактовал материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала (дуализм).

Ученик Платона Аристотель подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не мог.

Психика, сознание неотделимы от материи, но сами материальными не являются. Во второй половине XIX в. вульгарные материалисты (Бюхнер, Фогт, Молешотт) отождествляли сознание с материей: они утверждали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь.

Органом психики у человека является высший отдел центральной нервной системы – головной мозг. Выдающиеся русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли и научно обосновали закономерности физиологических изменений, которые происходят в мозгу при возникновении психических процессов. Их идеи нашли дальнейшее развитие в трудах А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и другие.

Современное представление о психике основывается на признании того, что психика как свойство мозга обладает способностью отражать окружающую действительность. Согласно теории отражения, объективная реальность, материальный мир существует вне человека, независимо от его сознания.

Отражение человеком действительности есть единство объективного и субъективного. То есть оно является объективным, поскольку отражает реальную действительность и обусловлено ее воздействиями. Кроме того, отражение есть сам по себе реальный процесс, который выражается в определенном отношении человека к действительности, в его действиях и поступках. Вместе с тем оно субъективно, так как реальный мир отражается в сознании конкретного человека, субъекта и преломляется через его знание, опыт, через все индивидуальные особенности его личности. Субъективность отражения обусловливается конкретными целями и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, отражение действительности является субъективным образом объективного мира.

Отражение человеком всего многообразия предметов и явлений окружающего мира и представляет собой познание объективной действительности. Посредством отражения человек узнает о различных свойствах окружающих предметов и явлениях – их форме, величине, пространственном расположении, цветовой окрашенности и так далее. В результате постоянного отражения объективного мира у человека развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер, взгляды на действительность.

Психические процессы, являющиеся своеобразными формами отражения, проявляются в активном общении человека с действительностью, в процессе его активной деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения психикой человека окружающего мира, достигается познание объективной истины.

Практика – основной критерий истинности психического отражения действительности.

1.2. Научная и житейская психология

Понятие «психология используется как в научном, так и в житейском смысле. Как научное понятие термин «психология» обозначает научную дисциплину, в житейском понимании – применяется для описания психических особенностей отдельных людей и групп.

Каждый человек на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, изучает свой внутренний мир. Так как человек является социальным существом, познание себя необходимо для построения отношений с окружающими, для эффективности взаимодействия с другими людьми.

Существует несколько признаков, отличающих научную психологию от житейской:

1. Житейские психологические знания конкретны, связаны с определенными ситуациями и конкретными людьми. Научные психологические знания носят обобщенный характер.

2. Житейская психологическая информация приобретается стихийно, интуитивным путем, мало осознается. Научные знания формируются планомерно, целенаправленно с помощью экспериментальных методов, осознаются и анализируются.

3. Житейские психологические знания передаются другим людям с большим трудом. Научные психологические знания накапливаются и передаются значительно легче.

4. Житейская психология имеет дела с ограниченным числом фактов. Научная психология оперирует обширным, разнообразным, даже уникальным фактическим материалом.

1.3. Классификация психических явлений

Психика, отражение действительности проявляются по-разному. Наши ощущения, восприятия, чувства, способности, характер – все это формы отражения, различные проявления психического. Все многообразие форм отражения можноразделить на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью – ощущения, восприятия, мышление, речь, память, воображение.

Ощущение – это наиболее простая форма отражения действительности, которая заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений (цвет, запах, температура и т. п.), действующих на органы чувств в данный момент.

Более высокая ступень познания – это восприятие, представляющее собой отражение предмета, явления в целом, в совокупности их свойств и качеств.

Внимание выражается в сосредоточенности сознания на чем-либо конкретном с одновременным отвлечением от всего остального. Внимание характеризует собой активность любого познавательного процесса и является важнейшим условием успеха познания.

Самый высокий уровень отражения, познания представлен мышлением – высшим познавательным процессом. Основываясь на данных, полученных посредством ощущений и восприятий, мышление раскрывает внутренние связи и закономерности предметов и явлений, которые недоступны простому созерцанию, но которые являются важными и составляют сущность предметов, явлений и их взаимоотношений. Мышление осуществляется посредством речи, языка. Являясь формой протекания мысли, речь служит основным, важнейшим средством общения между людьми.

Образы, знания, полученные при непосредственном общении с предметами, явлениями действительности, могут сохраняться длительное время и в отсутствие этих предметов и явлений. Отражение того, что было в прежнем опыте, то есть запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо, называется памятью.

В практической деятельности человека знания, полученные в процессе ощущений, восприятий, мышления, как правило, в дальнейшем перерабатываются и на основе нового сочетания, комбинации элементов ранее воспринятого, усвоенного, создаются новые образы, идеи. Этот активный процесс создания новых образов, которые ранее человек не воспринимал, создание новых представлений, идей – называется воображением.

Отражение внешнего мира своеобразно преломляется в чувствах и в воле человека. Чувства – это то или иное отношение человека к действительности, к тому, что он познает и делает. Сознательное регулирование человеком своего поведения, способность преодолевать препятствия в процессе целенаправленных действий называется волей. Чувства и воля, являясь выражением особенностей психического отражения действительности, проявляются как психические процессы.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов). К психическим состояниям относится, например, бодрость, скука.

Занимаясь той или иной деятельностью (игровой, учебной, трудовой), человек овладевает знаниями, умениями и навыками, у него формируются привычки.

Различные психические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания, умения и навыки, служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психических свойствах: направленности, темпераменте, характере, способностях.

Рассмотренные стороны психического отражения, все психические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Поэтому вычленение отдельного процесса, состояния, свойства личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.

1.4. Место психологии в системе научного знания

Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта – природа и человек, причем грань между ними условна. В системе современного научного знания, как отмечает Б. Ф. Ломов, проблема человека становится наиболее актуальной. Уникальность феномена Человека, в котором проявляется единство закономерностей природы и общества, создает его особое положение как объекта научного исследования. В комплексе наук о человеке важнейшая роль отводится психологии. Место психологии в системе наук определяет возможность применения психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере психология может использовать их результаты.

В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация наук, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Б. М. Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол – философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она является интегратором всех научных дисциплин, изучающих человека.

Психические явления долгое время изучались в рамках философии, но, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Например, к числу общих проблем философии и психологии относятся проблемы личностного смысла, моральных ценностей.

На стыке психологии и общественных наук рассматриваются, например, проблемы социализации, обучения и воспитания. Связь психологии с техническими науками объясняется тем, что человек является непосредственным участником производственных и технологических процессов.

Связь психологии и естественных наук обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологическую основу, поэтому знания, полученные в естественных науках, используются для объяснения психических явлений.

Современная психология тесно связана с наукой и практикой и благодаря этим связям возникают современные отрасли психологии.

1.5. Структура современной психологии

В настоящее время роль психологии как науки значительно возрастает. Психология широко используется в самых различных сферах теоретической и практической деятельности человека, во многих областях науки, искусства, современного производства.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. Отрасль психологии, изучающая общие закономерности психики человека, называется общей психологией.

Изучением общих закономерностей отражательной деятельности мозга занимается зоопсихология и сравнительная психология, предметом исследования которых является психика животных, начиная с простейших (инфузории, амебы) и заканчивая человекообразными обезьянами.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности развития психики человека. Особое внимание из всех возрастов (младенчество, раннее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый и старческий) уделяется дошкольному и школьному возрасту.

Закономерности психической деятельности субъектов образовательного процесса изучает педагогическая психология. Особой задачей педагогической психологии являемся выяснение психологических закономерностей наиболее успешного и глубокого овладения школьникам системы знаний, умений и навыков в процессе обучения, выяснение наиболее рациональных путей развития у них мышления, воображения, памяти, способностей, чувств. Большое значение приобретает изучение взаимоотношения обучения и психического развития ребенка.

На основе положений педагогической психологии составляются научно обоснованные методики обучения и воспитания детей в процессе преподавания того или иного общеобразовательного предмета.

Изучением личности, межличностных отношений в социальных группах, коллективах занимается социальная психология.

Проблемы, связанные с психологическими сторонами следствия, допроса, анализа свидетельских показаний и т. п., изучает юридическая психология. В задачи данной отрасли психологии входят и исследование психологических особенностей личности преступника, мотивы преступления, психологическое воздействие условий заключения и результативность воспитательных средств, используемых в исправительно-трудовой колонии.

Предметом исследования психологии труда являются психологические особенности трудовой деятельности человека. Научно-технический прогресс в нашей стране, все более тесное сближение науки с производством определяют актуальность этой отрасли психологии.

Инженерная психология изучает систему взаимодействия человека и машины, деятельность оператора в автоматизированных системах управления. Внимание при этом уделяется психологическому обоснованию конструирования машин и технических конструкций, исследованию психологии восприятия и усвоения человеком технической информации, изучению психологических особенностей управления автоматизированным производством.

Психология искусства изучает психологические закономерности создания произведений искусства, психологические компоненты творческой деятельности художников, писателей, музыкантов, артистов. Она исследует особенности художественного мышления, развитие художественного восприятия, а также ставит задачу раскрыть закономерности воздействия произведений искусства на возникновение и формирование различных чувств.

Одной из основных задач психологии искусства является психологическое обоснование художественного, эстетического воспитания средствами искусства, раскрытие психологических компонентов литературных, музыкальных и художественных способностей. В задачу психологии искусства входит и изучение психологического воздействия искусства на формирование личности, мировоззрения, убеждений, идеалов личности.

Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Анализ психологии творчества дает возможность раскрыть психологические компоненты творческого отношения конкретной личности к той или иной деятельности, наметить основные этапы творческого процесса.

Вопросами исследования психологии обучения и воспитания спортсменов занимается психология спорта. В круг задач психологии спорта входит и раскрытие психологических закономерностей формирования волевых и нравственных качеств личности спортсмена, необходимых для завоевания побед на спортивных соревнованиях, изучение психологических основ овладения спортивными навыками и умениями.

Относительно новой отраслью психологии является космическая психология, изучающая вопросы психологической подготовки космонавтов. Особое внимание уделяется психологическому раскрытию моральной и волевой подготовки космонавтов, изучению их психологического состояния в моменты невесомости и максимальных нагрузок (на старте и при посадке). На основе этого изучения составляются психологически обоснованные методики тренировки космонавтов в земных условиях.

Военная психология исследует психологию человека в условиях военного времени, во время боя. Важнейшая задача военной психологии – разработка психологических обоснований военного обучения и воспитания.

Большой вклад в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Н. Узнадзе, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Д.Б Эльконин, Н. А. Менчинская, А. А. Люблинская, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский и многие другие.

1.6. Методологические принципы и методы исследования в психологии

Психология опирается на ряд методологических принципов. Выдающимся отечественным психологом С. Л. Рубинштейном были обобщен обширный материал и выделены методологические принципы:

1. Принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается.

2. Принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивные изменений образа жизни обусловливают изменения как строения нервной системы, так и ее психических функций в их единстве и взаимосвязи.

3. Принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни.

4. Принцип единства теории и практики, то есть, теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее.

5. Принцип единства сознания и деятельности – единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего. Психика представляет собой ориентировочные компоненты действия, результатом которого выступает совершенствующийся образ окружающего мира, что в последствие выступает основой планирования и организации поведения и деятельности.

6. Единство знания и переживания – всякое переживание субъекта всегда является переживанием чего-то.

7. Принцип детерминизма – все в мире, включая психические явления, взаимосвязано и подчиняется причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены в научных исследованиях.

Психология, изучая психические процессы, закономерности формирования психологии личности, применяет различные методы исследования. Используя конкретные способы и приемы изучения, психологическая наука постоянно обогащается новыми фактами. Для того чтобы любая наука развивалась успешно, необходимо применение научно обоснованных методов. Научность обоснования методов психологии требует, чтобы они отвечали ряду условий.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.