Яначек композитор. Леош яначек. Ранний период жизни

Яначек (Janáček) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, ‒ 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865‒72 у П. Кржижковского в Брно и у Ф. З. Скугерского в Органной школе в Праге (1875), в Лейпцигской и Венской консерваториях (1879‒80). Основал (1881) и возглавлял Органную школу в Брно (с 1919 филиал Пражской консерватории). В 1881‒88 был дирижёром оркестра Чешской филармонии, одновременно редактором музыкальной газеты «Гудебни листы».С 90-х гг. собирал и обрабатывал моравский музыкальный фольклор (опубликовал около 2500 народных песен), написал статью «О музыкальной стороне моравских народных песен» (1889; труд ныне признан классическим). Основоположник национальной композиторской школы 20 в., Я. освоил неизвестный ранее древний моравский музыкальный фольклор, но в зрелых сочинениях не использовал народные мелодии цитатно. Оригинально претворил специфические черты чешско-моравской речевой интонационности (записывал нотами «речевые полевки»); синтезировал ладогармонические, метроритмические, колористические особенности народного музыкального искусства с элементами современного музыкального языка, создал свой индивидуальный музыкальный стиль, вобравший в себя достижения искусства 20 в. и отличающийся ярким национальным своеобразием. Борясь против влияния немецкого позднего романтизма на чешскую музыку, Я. опирался на русское реалистическое музыкальное искусство, франко-итальянский веризм, французскую музыку рубежа 19‒20 вв. Он положил начало широкому обращению чешских композиторов в операх и программных сочинениях к русской литературе. Руководил в Брно «Русским кружком» (1896‒1915). Посетил Россию в 1896 и 1902. Его фортепианное трио (1909) и струнный квартет (1923) навеяны «Крейцеровой сонатой» Л. Н. Толстого (называл его «учителем жизни»); сохранились эскизы к операм «Анна Каренина» и «Живой труп». На русских сюжетах основана симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» (1918, по Н. В. Гоголю), опера «Катя Кабанова» (1921, по «Грозе» А. Н. Островского), опера «Из мёртвого дома» (1928, пост. 1930, Брно; по «Запискам из мёртвого дома» Ф. М. Достоевского). Среди его 9 опер выделяются «Её падчерица» («Йенуфа», 1904, Брно; пост. в Праге в 1916 и Вене в 1918 принесли Я. мировую известность) и «Приключения лисички-плутовки» (1924, Брно). В числе других сочинений ‒ оратория «Глаголическая месса» (1926), симфониетта (1926), камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни и вокальные циклы, фортепианные сонаты и др. После создания независимой Чехословацкой республики творчество Я. получило широкое признание. Я. был председателем Клуба моравских композиторов (1919), представлял чешское музыкальное искусство на международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге (1923), Венеции (1925), Франкфурте-на-Майне (1927). Его имя носят оперный театр и Академия изящных искусств (1947) в Брно. В 1948, 1958, 1965 и 1978 в Брно проводились фестивали, на которых исполнялись произведения Я.

Когда речь заходит о чешской музыке, сразу вспоминаются три великих имени. Первым в этом блистательном ряду был , вторым – , а те основы, которые заложили они, суждено было укрепить и развить Леошу Яначеку.

Подобно двум своим предшественникам, Леош Яначек появился на свет в ту пору, когда Чехия находилась под австрийским владычеством. Родился он в большой семье школьного учителя, человека далеко не богатого, у Леоша было тринадцать братьев и сестер (сам он среди них был девятым ребенком). В горном селении, именуемом Гуквальды, один учитель вынужден был преподавать несколько предметов, включая и музыку. Отец будущего композитора справлялся с этой обязанностью прекрасно – он играл на скрипке и органе, а преподавание в школе совмещал с руководством хоровым обществом и работой в качестве церковного органиста. После его смерти эту должность заняла жена (мать Леоша Яначека), которая кроме органа владела гитарой, а также прекрасно пела. Таким образом, будущий композитор в детстве познал сполна, что такое недостаток материальных благ, но никогда не испытывал недостатка в музыкальных впечатлениях, как и в общении с природой, детство его проходило среди живописных гор и лесов. Через всю жизнь пронес он любовь к родной земле, сочувствие к бедным и угнетенным, почтительное отношение к моравским крестьянам.

Музыкальные способности Леоша проявились рано, к тому же, мальчик обладал великолепным дискантом – и в одиннадцатилетнем возрасте он стал певчим в Старобрненском августинском монастыре в городе Брно. Здесь он не только участвует в богослужениях в качестве певчего, но и получает музыкальное образование. Композиции его обучает Павел Кржижковский – композитор и исследователь моравского музыкального фольклора. Память о пребывании в монастыре отразилась впоследствии во многих его творениях, в том числе и в «Глаголической мессе» – одном из лучших творений Яначека.

В 1873 г. Яначек возглавил хоровое общество «Святоплук», но он задумывается о продолжении образования, и предел мечтаний – обучение у Антона Григорьевича Рубинштейна в Санкт-Петербурге, но реальность вносит свои коррективы. Два года, начиная с 1876, он учится в Пражской органной школе, с 1878 г. получает образование в консерваториях – в Лейпциге, затем в Вене. Но здесь его не могут научить главному, к чему он стремится – творчеству на национальной основе, к этому приходится идти самостоятельно. Черты национальной самобытности в сочетании с общеромантическими чертами проявляются уже в самых ранних его сочинениях – «Зденкиных вариациях» для фортепиано, «Идиллии» и Сюите для струнного оркестра.

Важную роль в творческой судьбе Яначека сыграл Франтишек Бартош – педагог, лингвист и этнограф. Вместе с ним, начиная с 1886 г., Яначек совершил несколько фольклорных экспедиций, результатом явилась симфоническая сюита «Лашские танцы» и множество концертных обработок народных песен.

Интерес Яначека к фольклору проявляется и в оперном жанре. В 1887 г. он создает оперу «Шарка», основанную на средневековой легенде чехов о воинственной деве. В этой типичной романтической опере чешские мелодии присутствуют в изобилии. То же самое относится и ко второй опере – «Начало романа», и к балету «Ракош Ракочи». Однако композитор стремится воплощать на сцене не «седую древность», в которой так много вымысла и условности, а «живую кровь» современности, представлять в своих произведениях не великих героев, а обычных людей с их страстями и страданиями. Такова опера «Ее падчерица» («Енуфа»). В ней композитор избегает фольклорных цитат, но основывает музыкальный язык на интонациях моравских песен и разговорной речи, стремясь не столько к сладкозвучию, сколько к правдивости. Столь новаторскому сочинению долго пришлось ждать постановки.

Социально-обличительные мотивы присутствуют и в иных произведениях Яначека – например, соната «С улицы» помечена датой разгона демонстрации в Брно (1 октября 1905 г.), а хоры на стихи Петра Безруча вызывали такую бурную реакцию у публики, что концерты, на которых они исполнялись, сравнивали с митингами социалистов.

Последние годы жизни Яначека было удивительно плодотворным. В это время Чехия обрела свободу, а творчество его получило признание. Композитор создает множество камерно-инструментальных сочинений, вокальные циклы, несколько опер, причем две из них – «Катя Кабанова» и «Из мертвого дома» – основаны на произведениях русских писателей (соответственно Александра Николаевича Островского и Федора Михайловича Достоевского). Несколько раньше он обратился к творчеству Николая Васильевича Гоголя, создав симфоническую поэму «Тарас Бульба».

Леош Яначек ушел из жизни в 1928 г., простудившись во время посещения родной деревни. Композитор похоронен в Брно, где начинался его путь в музыкальное искусство.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Известен во всём мире, как знаменитый чешский композитор, но только сам он считал себя, в первую очередь, мораваком. Ведь родился Яначек в самом центре моравского региона Лашско – в .

В его биографии нет белых пятен, о нём можно прочитать на многих сайтах, посвящённых композиторам. Но есть в его жизни нюансы, о которых в официальных биографиях не пишут, но именно они помогают понять Яначека, как композитора и человека.

Здание бывшей школы в Хуквалдах, где родился Леош Яначек.

3 июня 1854 года в небольшой деревеньке Хуквалды в комнатке при простенькой сельской школе родился будущий композитор . Он был девятым ребёнком в семье, при этом не последним. Отец его Иржи Яначек был школьным учителем и регентом в сельском храме св. Максимилиана. Жизнь школьного учителя не была устлана розами, хлопот хватало и с учениками, и с хозяйством. Единственным утешением были пчёлы и музыка. В качестве дирижёра церковного хора Иржи Яначек не мог проявить себя в полной мере, так как для исполнения какой-нибудь торжественной мессы с инструментальным сопровождением клирос местного костёла был слишком тесен. И тогда он искал какой-нибудь другой ближайший храм. Чаще всего это был костёл в Рыхалтице, где регентом был его приятель, с которым его связывала не только любовь к музыке, но и увлечение пчеловодством. Для придания блеска своим выступлениям Иржи Яначек часто приводил с собой дочку Леонору, игравшую на альте, и сына, обладавшего красивым дискантом. Этим маленьким сыном был .

Леош рос в общении с музыкой, природой. Семья была бедной, но всё-таки фрукты из школьного сада, мёд с отцовской пасеки и домашние гуси, куры, утки всегда были в наличии. А после торжественной литургии в рыхалтицком храме для музыкантов организовывали не менее торжественный обед. К сожалению, дружба двух регентов неожиданно закончилась, а с ней и походы в Рыхалтице на торжественные мессы. Дети очень переживали, и чтобы не остаться на Пасхальной мессе без литавров (в Хуквалдском костёле литавров не было), отправились ночью в Рыхалтице литавры «одолжить». Благополучно дотащив литавры до Хуквалд, они столкнулись с непониманием отца, и были побиты палочками от литавр. Этот разбойничий налёт на костёл в Рыхалтице, ночной поход с литаврами вблизи кладбища стал для Леоша Яначека самым романтическим воспоминаем детства, а любовь к литаврам осталась на всю жизнь. «В каждом моём сочинении литавры получают особое соло», – писал он.


Старобрненский августианский монастырь.

1865 год стал переломным в судьбе Леоша Яначека. Ему было одиннадцать лет, и отец, видя его необыкновенную музыкальную одарённость, решил отправить его учиться в профессиональную школу. Выбор был из двух школ: архиепископская хоровая школа в Кромнержиже, где Иржи Яначек также регентовал и был в хороших отношениях с архиепископом, или августианский монастырь в Брно, где руководителем хора в музыкальной школе при монастыре был Павел Кржижковский. Когда-то Кржижковского, рано лишившегося отца, взял под своё покровительство Иржи Яначек, выучил его музыке и помог встать на ноги. Кржижковского считают основоположником хоровой музыки на Моравии. К тому времени, когда Иржи Яначек думал, куда отправить сына учиться, Кржижковский был уже известным композитором. И отец сделал выбор в пользу Брно и Кржижковского.

Школа при августианском монастыре в Старом Брно была основана в 1648 году графиней Сибилой Поликсеной Монтани и была создана по подобию типичных итальянских консерваторий. Напомню, что консерватории изначально имели совсем не те функции, к которым мы привыкли. Это была школа для бедных детей или вообще сиротский приют, где детям давали разностороннее образование, в том числе и музыкальное.

Учеников в школе было немного, не более 13 человек. Они должны были быть безукоризненных нравов, получали бесплатное образование, питание, жильё и медицинское обслуживание. По праздникам их наряжали в торжественные красные, расшитые золотом, одежды, а обычная форма была голубой с синим, за что в Брно их прозвали «голубочками».

Учились там только особо одарённые дети, которые уже при поступлении умели играть на нескольких музыкальных инструментах. Детей принимали от 9 до 12 лет. За плату брали на обучение детей свыше нормы, но тоже только одарённых. «Голубочки» были известны всему городу. Ни один концерт, церковный хор или музыкальное представление не обходилось без них. Существовал учебный оркестр, а хор был просто уникальным. Самую крупную Коронационную мессу Керубини они разучивали 5 дней. Увертюру к опере «Оберон» Вебера и квинтет Моцарта играли с листа.

В школе давали очень серьёзную музыкальную подготовку. Занятия вокалом, хор, игра на музыкальных инструментах, причём каждый должен был уметь играть на всех духовых инструментах. Но при этом в программу школы входила философия, логика, грамматика, языки, математика и другие предметы. Выпускники школы становились потом успешными музыкантами в оркестрах, оперных театрах, а также многие стали композиторами, учителями музыки и руководителями музыкальных коллективов.

Требования в школе были суровыми. Каждый день подъём в 5 утра, молитва и занятия, в 7 – месса, потом завтрак и уроки в школе, в 12 часов – обед, небольшая прогулка и занятия, с 6 до 7 вечера – репетиция хора, потом опять занятия и молитва перед сном.

В 1866 году популярность в западных странах стала набирать так называемая цецилианская реформа, которая пересматривала подход к церковной музыке. Проще говоря, торжественные инструментальные мессы с литаврами отходили в прошлое, в католические храмы возвращались грегорианские хоры. Так и в школе при августианском монастыре перестали изучать духовые инструменты, делая всё больше упор на хоровое пение.


Монастырь в Велеграде, где проходили торжества, посвящённые 1000-летию прихода св.Кирилла и Мефодия на Моравию.

Не только получил в школе прекрасное образование и основы самодисциплины, но и смог выработать свою жизненную позицию, в первую очередь, обусловленную его моравским происхождением, позицию принадлежности с славянским корням. Он стал сторонником кирилло-мефодиевской идеи, символа возрождения Моравии. Для Моравии, где культ святого Вацлава не был никогда так силён, как в Чехии, именно стали символами патриотического, религиозного и культурного возрождения. «Голубочки» должны были петь в Велеграде на торжествах, посвященных тысячелетию прихода святых братьев на Моравию, и Яначек с таким трепетом ожидал поездки в Велеград, что даже попросил своего дядю купить ему славянский национальный костюм.

После окончания школы, повинуясь желанию своего отца стать учителем, Яначек заканчивает Славянский институт в Брно. А когда Кржижковский по просьбе архиепископа уезжает в Оломоуц руководить хором кафедрального собора, регентом в школе августианского монастыря он оставляет восемнадцатилетнего Леоша. Перед Яначеком открылась дорога к концертной деятельности в Брно.

В то время на всплеске патриотизма на Моравии стали в большом количестве создаваться различные общества рабочих, ремесленников, где изучали чешский язык, историю Моравии и обязательно пели. Так в 1873 году сообщество ремесленников, преимущественно ткачей, «Святополк» приглашает Яначека в качестве хормейстера. Конечно же, хор «Святополка» сразу поднялся на более высокий исполнительский уровень. Регулярно Яначек дополнял хор мальчиками из хоровой школы. Кроме приобретённого опыта хормейстера, в это время он пишет свои первые произведения для хора на основе моравских народных песен. Но чувствуя нехватку теоретических знаний, в 1874 году Яначек решил отправиться в Пражскую органную школу.

У него был всего один год отпуска, который дали ему в Славянском институте. За этот год Яначек хотел закончить сразу два курса. Учился он с утра до ночи, не было времени подрабатывать, давать уроки, чем всегда зарабатывали студенты. Поэтому денег катастрофически не было ни на еду, ни на дрова, чтобы отапливать свою коморку, которую он снимал у дворника, не было денег, чтобы взять в прокате пианино. Он играл на столе по нарисованным клавишам. Но через год, сдав экзамены, он вернулся в Славянский институт в Брно уже настоящим учителем музыки. Опять началась хормейстерская деятельность в «Святополке» и в хоровой школе, а также появились новые произведения для хора. Через некоторое время Яначека пригласили руководить хором в другое городское общество «Беседа». Общество было более богатое, поэтому Яначек озаботился созданием оркестра, выступив даже с инициативой создать специальную школу, но пока заключил договор только с несколькими музыкантами. Для своего оркестра Яначек начинает писать инструментальную музыку.

Почувствовав, что ему опять не хватает знаний, Яначек опять решил оставить свою хормейстеркую деятельность и отправиться учиться. Более всего ему в то время нравился Антон Рубенштейн , и Яначек написал ему письмо. Вот только письмо не нашло адресата и через несколько месяцев вернулось нераспечатанным. И в 1879 году он решает отправиться в Лейпцигскую консерваторию. Но к этому времени в его жизнь вошла любовь. Её звали Зденка Шульцова, дочь Эмиля Шульца, начальника Яначека в Славянском институте.

В Лейпциге Яначек хотел за год закончить сразу три курса, но уже за первые полгода он так разочаровался в учителях, что в январе сбежал оттуда. И отправился доучиваться в Вену. Но и там он не нашёл с учителями общего языка. В Вене его творчества попросту не замечали. В отчаянии он уехал в июне из Вены, даже не получив диплом. И отправился к своему дяде в Моравскую Словакию. Только Моравия давала ему жизненные силы и желание творить.

Леош Яначек и Зденка Шульцова

После возвращения в Брно Яначек приступил к своим обычным обязанностям учителя и хормейстера. В это же время должна была состояться его свадьба. Надо сказать, что хотя отец его будущей жены был директором Славянского университета, а вот мать была немкой, поэтому родным языком её был немецкий, дома говорили на немецком, училась Зденка тоже на немецком. Мало того, мать Зденки вообще придерживалась мнения, принятого во всех немецких кругах того времени, что чешский язык годится только для служанок. Ну можете себе представить, с какой силой столкнулись здесь два мировоззрения – матери Зденки и Яначека, который не переносил всё немецкое, потому что для славян немцы были поработителями.

В Брно Яначек принципиально не посещал немецкие концерты и оперы, а так как городским транспортом управляли немцы, то он даже не пользовался трамваем. Родители Зденки были против этого брака, но девушка была непреклонна, отвечая, что «лучше она будет несчастлива с Яначеком, чем счастлива с кем-то другим».

Свадьба состоялась, и молодожёны отправились в путешествие по Чехии и Моравии. А через два года Зденка родила дочь Ольгу. У Яначека был в ту пору кризис, он ждал сына, и расстроился из-за дочери. Да ещё решил взять в их маленькую квартирку свою мать, чтобы Зденка за ней ухаживала. Зденка обиделась и ушла к родителям. Два года длился их разрыв, но потом Яначек решил всё начать сначала, начал ухаживать за женой, видеться с ребёнком, и в конце концов супруги примирились.

Через несколько лет в 1888 году у супругов родился долгожданный сын Владимир, тоже получивший русское имя. Радости Яначека не было предела, Владимир был красивым весёлым ребёнком и подавал надежды музыкальной одарённости. Но в октябре 1890 года Ольга заболела скарлатиной. Её организм справился, но заразился маленький Владимир, болезнь дала осложнение, начался менингит, и в два с половиной года ребёнок умер. Вместе с этим рухнули мечты Зденки о семейном счастье. Яначек замкнулся, и с головой ушёл в работу.


Леош Яначек на фестивале Моравский год в Брно.

К тому времени он уже инициировал открытие в Брно органной школы, которая базировалась тогда в помещении Славянского института, а когда в Брно открылся первый Чешский национальный театр, начал издавать газету «Музыкальные страницы», которая пропагандировала чешскую музыку и драматургию. Ну и не переставал, конечно, писать музыку. Появилось у него и ещё одно увлечение. Яначек всегда проявлял интерес к моравским народным песням, но после знакомства с этнографом Франтишком Бартошом, начались их совместные этнографические экспедиции по различным регионам Моравии. Дело в том, что Чехия всегда испытывала на себе большее влияние немецкой культуры, и чешский фольклор практически не существовал, а вот Моравия смогла сохранить свой национальный славянский колорит.

Благодаря этим экспедициям были написаны «Лашские танцы», да и все последующие произведения Яначека всегда носили ярко выраженный национальный моравский колорит. Яначек основал этнографический союз музыкантов Моравии, и к 1995 году подготовил выступление моравских фольклорных коллективов на этнографической выставке в Праге.

В 1896 году Леош Яначек решил отправиться в Россию, в Нижний Новгород на художественно-промышленную выставку. Эта поездка так укрепила его в идеях панславизма, что он решил основать в Брно «Русский кружок», выучить русский язык, и позже множество своих произведений создал на основе русской литературы, например, оперу «Катя Кабанова» по драме А.Н. Островского «Гроза».

Дочь Леоша Яначека Ольга.

Русским языком Яначек занимался и со своей дочерью Ольгой. Она не имела большого музыкального дарования, но обладала прекрасной памятью, и родители хотели, чтобы она стала учительницей русского языка. Ольга в результате перенесённых в детстве ангин, имела очень слабое здоровье. Ангины дали осложнение, и у девочки развился ревматизм суставов и порок сердца. Её берегли, не разрешали кататься на коньках, плавать, всё время кутали. Она выросла красивой изящной девушкой, и однажды на балу познакомилась со студентом-медиком Ворелем. Девушка им увлеклась, но родители не одобрили её выбора. А чтобы Ольга отвлеклась, решили отправить её в Петербург, где жил брат Яначека Франтишек. Он был инженер, и переехал в Петербург, так как ему предложили там неплохие условия на заводе. Ольга должна была не только отвлечься, но и попрактиковаться в русском языке. Поездка оказалась для девушки роковой. Она заболела там тифом. И хотя уже шла на выздоровление, и родители смогли перевезти её на Моравию, но слабое здоровье оказалось окончательно подорвано, и на пороге своей двадцать первой весны Ольга умерла.

Здоровье самого Яначека тоже оставляло желать лучшего, и он часто проводит время на своём любимом курорте Лугачовице. Летом 1903 года там знакомиться с Камиллой Урвалковой, молодой женой лесника. До конца своей жизни он испытывал к ней платонические чувства, посвятил оперу и многие произведения. А Зденка продолжала его любить и всегда поддерживать.


Лисичка- Быстроушка в Хуквалдах

К 1920 году Яначек завершает обустройство собственного дома в Хуквалдах. По состоянию здоровья ему нужен был покой, который Хуквалды могли обеспечить. Была у него здесь небольшая вилла с садом, а вокруг горы и хуквалдский лес. Именно здесь появилась задумка написать оперу про лисичку. Тогда в газете выходила повесть Рудольфа Тесноглидка «Лисичка-Быстроушка». Сначала она была, правда «Быстроножка», но наборщик в типографии ошибся, а автору понравилось, он не стал исправлять, так лисичка в повести и стала называться Быстроушкой. На основе этой повести Яначек написал либретто и музыку. Появилась опера из жизни обитателей хуквалдского леса. Кстати, если вы отправитесь к крепости Хуквалды, то по дороге встретите памятник хуквалдской лисичке, которую прославил Яначек.

Конечно, жить постоянно в Хуквалдах не мог, он приезжал сюда отдыхать, продолжая свою преподавательскую, композиторскую и концертную деятельность. Летом 1928 года он отправился в Хуквалды вместе с Камиллой Урвалковой, её супругом и ребёнком. Он показывал своим гостям окрестности, рассказывал об этнографических особенностях моравских регионов, а ребёнок Камиллы заблудился в лесу. Забыв свой возраст Яначек бегал по лесу, а потом уставший и разогретый уселся на скамейке несмотря на то, что дул сильный ветер. Мальчик через некоторое время благополучно вернулся, а вот маэстро заболел, но первые дни пытался скрывать простуду от своих гостей. Только когда ему стало совсем плохо, Яначек пригласил врача, который констатировал начало воспаления лёгких. В Остраву его привезли уже с температурой 40. Через два дня 12 августа 1928 года Леоша Яначека не стало.

Вся Моравия оплакивала своего «великого моравака» и подлинного моравского композитора Леоша Яначека . И сейчас почти в каждом городе есть улицы и площади, названные его именем, в Брно его имя носит музыкальное училище, Академия музыки, театр, Международный музыкальный конкурс и многое другое. А в Хуквалдах каждый год проходит Международный фестиваль классической музыки «Яначковы Хуквалды».

Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке

ЯНАЧЕК Леош

(3 VII 1854, Гуквальды, Моравия - 12 VIII 1928, Моравска Острава, ныне Острава)

Л. Яначек занимает в истории чешской музыки XX в. такое же почетное место, как в XIX в. - его соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели искусство этого музыкальнейшего народа на мировую арену. Чешский музыковед Я. Шеда набросал следующий портрет Яначека, каким он сохранился в памяти соотечественников: ..."Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой".

Яначек принадлежал к поколению, жившему в угнетенной стране (долго находившейся в зависимости от Австрийской империи) в реакционную эпоху - вскоре после подавления национально-освободительной революции 1848 г. Не с этим ли связано его постоянное глубокое сочувствие угнетенным и страждущим, его страстное, неуемное бунтарство? Композитор родился в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной деревушке Гуквальды. Он был девятым из 14 детей учителя средней школы. Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию Органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых лет.

Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует, определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковекому - моравскому композитору и собирателю фольклора. Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих наставников-монахов. Композицией с Леошем занимался сам Кржижковский. Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих сочинениях Яначека (кантаты "Амарус" и "Вечное Евангелие"; секстет "Юность"; фортепианные циклы "Во мгле, По заросшей тропе" и др.). Атмосфера высокой и древней моравской культуры, осознанная в те годы, воплотилась в одной из вершин творчества композитора - "Глаголической мессе" (1926). Впоследствии Яначек закончил курс пражской Органной школы, совершенствовался в Лейпцигской и Венской консерваториях, но при всем глубоком профессиональном фундаменте, в главном деле своей жизни-творчестве - настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг, было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а совершенно самостоятельно, путем трудных исканий, подчас методом ^проб и ошибок. С первых шагов на самостоятельном поприще Яначек - не просто музыкант, но и учитель, фольклорист, дирижер, музыкальный критик, теоретик, организатор филармонических концертов и Органной школы в Брно, музыкальной газеты и кружка по изучению русского языка. Долгие годы композитор трудился и боролся в провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда его долго не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное творчество и на интонации живой звучащей речи. С 1886 г. композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшим достижением здесь были симфонические "Лашские танцы" (1889). Одновременно с ними вышел знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека "О музыкальной стороне моравских народных песен", ныне считающимся классическим трудом в фольклористике.

В области оперы становление Яначека было более долгим и трудным. После одной-единственной попытки сочинения позднеромантической оперы на сюжет из чешского эпоса ("Шарка" - 1887) он решил написать этнографические балет "Ракош Ракочи" (1890) и оперу ("Начало романа" - 1891), в которых обильно цитировались народные песни и танцы. Балет даже ставился в Праге во время Этнографической выставки 1895 г. Этнографизм этих произведений был временным этапом в творчестве Яначека. Композитор шел по пути создания большого правдивого искусства. Им двигало стремление противопоставить отвлеченности - жизненность, древности - сегодняшний день, выдуманной легендарной обстановке - конкретность народного быта, обобщенным героям-символам - простых людей с горячей человеческой кровью. Этого удалось достигнуть лишь в третьей опере "Ее падчерица" ("Енуфа" по драме Г. Прейссовой, 1894-1903). В этой опере уже нет прямых цитат, хотя вся она - сгусток стилистических черт и признаков, ритмов и интонаций моравских песен, народной речи. Опера была отвергнута Пражским национальным театром, и понадобилось 13 лет борьбы, чтобы великолепное произведение, сегодня идущее в театрах всего мира, проникло наконец на столичную сцену. В 1916 г. опера имела оглушительный успех в Праге, а в 1918 г. в Вене, что открыло безвестному 64-летнему моравскому мастеру путь к мировой славе. К моменту завершения "Ее падчерицы" Яначек вступает в пору полной творческой зрелости. В начале XX в. у Яначека отчетливо проявляются социально-критические тенденции. Он испытывает сильное влияние русской литературы - Гоголя, Толстого, Островского. Он пишет фортепианную сонату "С улицы" и помечает ее датой 1 октября 1905 г., когда австрийские солдаты разгоняли в Брно молодежную демонстрацию, а затем - трагические хоры на ст. рабочего поэта Петра Безруча "Кантор Гальфар, Маричка Магдонова, 70000" (1906). Особенно драматичен хор "Маричка Магдонова" о гибнущей, но не покорившейся девушке, вызывавший всегда бурную реакцию зала. Когда композитору после одного из исполнений этого сочинения сказали: "Да это же настоящий митинг социалистов"! - он ответил: "Именно этого я и хотел".

К тому же времени относятся первые наброски симфонической рапсодии "Тарас Бульба", полностью завершенной композитором в разгар первой мировой войны, когда правительство Австро-Венгрии гнало чешских солдат воевать против русских. Знаменательно, что в своей отечественной литературе Яначек находит материал для социальной критики (от хоров на ст. П. Безруча до сатирической оперы "Приключения пана Броучека" по рассказам С. Чеха), а в тоске по героическому образу обращается к Гоголю.

Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918-28) четко ограничено историческим рубежом 1918 г. (конец войны, конец трехсотлетнего австрийского ига) и одновременно поворотом в личной судьбе Яначека, началом его мировой славы. В этот период его творчества, который можно назвать лирико-филосафским, созданы самая лирическая из его опер "Катя Кабанова" (по "Грозе" Островского, 1919-21). поэтичная философская сказка для взрослых - "Приключения лисички-плутовки" (по новелле Р. Тесноглидека, 1921-23), а также оперы "Средство Макропулоса" (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925) и "Из мертвого дома" (по "Запискам из мертвого дома" Ф. Достоевского, 1927-28). В то же невероятно плодотворное десятилетие возникли великолепная "Глаголическая месса", 2 оригинальных вокальных цикла ("Дневник исчезнувшего" и "Прибаутки"), замечательный хор "Безумный бродяга" (ст. Р. Тагора) и широко популярная Симфониетта для духового оркестра. Кроме этого - многочисленные хоровые и камерно-инструментальные сочинения, в т. ч. 2 квартета. Как сказал в свое время об этих сочинениях Б. Асафьев, Яначек словно молодел с каждым из них.

Смерть настигла Яначека неожиданно: во время отдыха летом в Гуквальдах он простудился и умер от воспаления легких. Хоронили его в Брно. Собор Старобрненского монастыря, где он учился и мальчиком пел в хоре, был переполнен толпами взволнованных людей. Казалось невероятным, что ушел тот, над кем словно были не властны годы и старческие недуги.

Современники не до конца поняли, что Яначек - один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX в. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур дерзкой для эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь новый опыт современного человека к концу столетия открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки. Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ЯНАЧЕК Леош" в других словарях:

    Леош Яначек, барельеф Леош ЯНАЧЕК (чешск. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австрия – 12 августа 1928, Острава, Чехословакия) – чешский композитор, музыковед этнограф и педагог. Леош Яначек с женой, 1881 … Википедия

    Леош Яначек, барельеф Леош Яначек (чеш. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австр … Википедия

    Яначек, Леош - Леош Яначек. ЯНАЧЕК (Janacek) Леош (1854 1928), чешский композитор, музыкальный фольклорист, дирижер. Один из основоположников национальной композиторской школы. Оперы, в том числе “Ее падчерица” (1903), “Катя Кабанова” (1921; по “Грозе” А.Н.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Janaček) (1854 1928), чешский композитор, фольклорист, дирижёр. Один из основоположников национальной композиторской школы, создатель чешской оперной драмы. Оперы, в том числе «Её падчерица» (1903), «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Н. Островского … Энциклопедический словарь

    Яначек (Janáček) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, ‒ 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865‒72 у П.… … Большая советская энциклопедия

    Яначек, Леош Леош Яначек, барельеф Леош ЯНАЧЕК (чеш. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австрия – 12 августа 1928, Острава … Википедия

    - (1854 1928) чешский композитор, фольклорист и дирижер. Оперы, в т. ч. Ее падчерица (1903), Катя Кабанова (по Грозе А. Н. Островского, 1921), Приключения лисички плутовки (1923), вокально симфонические сочинения, произведения для оркестра,… … Большой Энциклопедический словарь

С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначека все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории. Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.

Композитор родился 3 августа 1854 года в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной моравской деревушке Гуквальды. Он был девятым из четырнадцати детей учителя средней школы. Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых лет.

Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковскому - моравскому композитору и собирателю фольклора Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих наставников-монахов. Композицией с Леошем занимался сам Кржижковский.

Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих сочинениях Яначека (кантаты «Амарус» и «Вечное Евангелие»; секстет «Юность»; фортепианные циклы «Во мгле», «По заросшей тропе» и др.). Атмосфера древней моравской культуры, осознанная в те годы, воплотилась в одном из шедевров композитора - «Глаголической мессе» (1926).

Здесь, в центре Моравии, в городе Брно, Яначек начинает и свою служебную деятельность по окончании педагогического учебного заведения: он становится учителем, продолжая традиции деда, отца и матери. В 1873–1876 годах Яначек стал хормейстером хорового общества ремесленников «Святоплук». Мечты о дальнейшем музыкальном образовании остаются мечтами на долгие годы. Только в 1878 году ему удается вырваться в мир «большой музыки», в Лейпциг и Вену. До этого он за один год прошел двухлетний курс игры на органе в Пражской школе органистов В воображении он видел себя в Петербурге в классе Антона Рубинштейна. В реальности же он постигает тайны «композиторской кухни» в немецких консерваториях.

Но все же в главном деле своей жизни - творчестве - настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг, было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а совершенно самостоятельно, путем трудных исканий, подчас методом проб и ошибок.

С конца 1870-х годов Яначек руководит Моравским певческим обществом. В 1881 году он создает Органную школу в Брно. Около сорока лет он бессменно руководил ею, воспитывал здесь не только органистов, но и музыкантов более широкого профиля дирижеров, регентов, композиторов. На базе школы Яначека в 1919 году выросла Консерватория, в 1947 году реорганизованная в Академию искусств имени Яначека.

Огромная занятость могла только затруднить процесс творчества, но не убить потребность создавать музыку. Яначек был прирожденным композитором.

Наиболее ранние из известных сочинений датированы концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, «Идиллия» для того же состава; «Зденкины вариации» для фортепиано, очевидно, связанные, как показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора. В этих сочинениях, как и в хоровой «Осенней песне» на стихи Ярослава Вархлицкого, в «Думке» для скрипки и фортепиано заметны типичные черты композитора-романтика, идущего стезей, проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом сохраняющего черты национальной самобытности.

Долгие годы композитор трудился и боролся в провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда его долго не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное творчество и на интонации живой звучащей речи. С 1886 года композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшим достижением были симфонические «Лашские танцы» (1889). Одновременно с ними вышел знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека «О музыкальной стороне моравских народных песен», ныне считающимся классическим трудом в фольклористике. Его оперные опыты были более трудными.

Сюжет его первой оперы - «Шарка» корнями уходит в народные легенды о чешских девах-воительницах, хранящих обычаи матриархата, унаследованные от княгини Либуше, первой правительницы Чехии. Написанная в традициях романтической оперы, с эмоциональной приподнятостью, обилием хоровых и ансамблевых эпизодов, «Шарка» целиком базируется на мелодической основе чешского фольклора. Увы, с «Шарки» начинается список сочинений Яначка, на десятилетия заточенных в его рабочей комнате.

Следом Яначек написал этнографические балет «Ракош Ракочи» (1890) и оперу «Начало романа» (1891), в которых обильно цитировались народные песни и танцы. Балет даже ставился в Праге во время Этнографической выставки в 1895 году. Эти произведения были временным этапом в творчестве Яначека. Композитор шел по пути создания большого правдивого искусства. Им двигало стремление противопоставить отвлеченности, жизненность, древности - сегодняшний день, выдуманной легендарной обстановке - конкретность народного быта, обобщенным героям-символам - простых людей с горячей человеческой кровью.

Этого удалось достигнуть лишь в третьей опере «Йенуфа» (по драме Г Прейссовой, 1894–1903 годы) «Йенуфа», или «Ее падчерица», - социальная драма. Она написана горячо, в ней страстно обличается зло. Но Прейссова не избежала множества натуралистических деталей в обрисовке быта, в раскрытии душевного мира героев Яначек вторгается в работу Прейссовой и добивается создания выразительного либретто с четкой драматургической структурой.

Композитор убежденно следовал основной идее не допустить в музыке сентиментальности и мелодраматизма Ему, свободно владеющему тайнами мелодического письма, легко было бы наполнить музыку «сладкозвучием», создать, как любил выражаться Даргомыжский, «льстивые для уха мелодии» Именно этого он избегал

Из-под пера непризнанного композитора, нарушившего к тому же привычные нормы «оперности», обратившегося к острой манере письма, родилось произведение огромной силы социального обличения и одновременно - огромной силы художественного воздействия, произведение, в полном смысле слова новаторское Именно потому оно произвело отрицательное впечатление на благодушно-либеральное руководство Пражского театра, в результате отклонившего «Йенуфу». Понадобилось 13 лет борьбы, чтобы великолепное произведение, сегодня идущее в театрах всего мира, попало наконец на столичную сцену. В 1916 году опера имела оглушительный успех в Праге, а в 1918 году в Вене, что открыло безвестному 64-летнему моравскому мастеру путь к мировой славе.

В период творческой катастрофы Яначек пережил жесточайший удар судьбы - смерть дочери, девушки редкой красоты и редких душевных достоинств. До этого Яначек потерял горячо любимого сына. Дети были названы русскими или, как говорил Яначек, «пушкинскими именами» - Ольга и Владимир. Только необоримая воля к жизни, к творчеству, участие в борьбе за национальное освобождение Чехии от габсбургского орла не дали талантливому музыканту склонить голову и предаться отчаянию. Отголоски события этих черных лет слышны в фортепианном цикле «По заросшей тропе».

В начале XX века у Яначека отчетливо проявляются социально-критические тенденции. Композитор пишет фортепианную сонату «С улицы» и помечает ее датой 1 октября 1905 года, когда австрийские солдаты разгоняли в Брно молодежную демонстрацию, а затем - трагические хоры на стихи рабочего поэта Петра Безруча - «Кантор Гальфар», «Маричка Магдонова», «70 000» (1906). Особенно драматичен хор «Маричка Магдонова» о гибнущей, но не покорившейся девушке, вызывавший всегда бурную реакцию зала. Когда композитору после одного исполнения этого сочинения сказали «Да это же настоящий митинг социалистов!» - он ответил «Именно этого я и хотел». К тому же времени относятся первые наброски великолепной симфонической рапсодии «Тарас Бульба», полностью завершенной композитором в разгар Первой мировой войны, когда правительство Австро-Венгрии гнало чешских солдат воевать против русских.

Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918–1928) можно назвать лирико-философским, им созданы самая лирическая из его опер «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского, 1921 год), поэтичная философская сказка для взрослых - «Приключения лисички-плутовки» (по новелле Р. Тесноглидека, 1924 год), а также оперы «Средство Макропулоса» (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925 год) и «Из мертвого дома» (по «Запискам из мертвого дома» Ф. Достоевского, 1928 год).

В «Кате Кабановой» нерушимым осталось темное царство Кабанихи и Дикого, хотя много бытовых подробностей не вошло в оперу. Сохранив зловещий фон царства изуверской жестокости и тьмы, композитор выткал на нем пленительный образ Катерины. Основной мелодический рисунок он поручил флейте с ее чистым, пасторальным тембром Большой монолог Катерины и две сцены с Борисом могут быть отнесены к лучшим страницам оперной лирики нашего века.

Интересно, что две оконченные и две неоконченные оперы Яначка непосредственно связаны с русской литературой. Первые две - «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского) и «Из мертвого дома» (по Достоевскому), вторые две - «Анна Каренина» и «Живой труп». В обращении Леоша Яначека к русской литературе нет ничего удивительного. Это - одно из выражений его любви к России, к русской культуре, к русскому языку, который он изучил Леош Яначек дважды ездил в Россию, с восторгом вслушивался в музыку русской речи, наслаждался звенящими потоками русского хорового пения Музыка Глинки, Даргомыжского, «кучкистов», Чайковского постоянно питала творческое воображение композитора.

В то же плодотворное десятилетие возникли великолепная «Глаголическая месса», два оригинальных вокальных цикла («Дневник исчезнувшего и Прибаутки»), замечательный хор «Безумный бродяга» (ст. Р. Тагора) и Симфониетта для духового оркестра. Симфониетта, длящаяся около 25 минут, стала самым популярным из сочинений Яначека в репертуаре большинства оркестров мира.

Последние десять лет жизни Яначек провел в Праге, куда переехал в 1918 году, заняв место профессора консерватории. До конца дней своих, а он скончался 12 августа 1928 года, Яначек не выпускал из рук карандаша, оставаясь человеком, которому, по выражению Б. В. Асафьева, «до самой смерти удалось быть в числе молодых».

Смерть настигла Яначека неожиданно: во время отдыха летом в Гуквальдах он простудился и умер от воспаления легких. Хоронили его в Брно. Собор Старобгженского монастыря, где он учился и мальчиком пел в хоре, был переполнен толпами взволнованных людей. Казалось невероятным, что ушел тот, над кем годы и старческие недуги словно были не властны. Современники не до конца поняли, что Яначек - один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX века. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур резкой для эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь новый опыт современного человека к концу столетия открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки. Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.