Николай сипягин герой советского союза. Герой Советского Союза Сипягин Николай Иванович. Великая Отечественная война


Р одился в 1911 году в городе Ставрополе. Русский. Член КПСС с 1943 года. Герой Советского Союза (18.9.1943). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени.

О море он мечтал с детства. И хотя его рядом с родным городом не было, мысленно юноша бороздил моря и океаны, читая книги о морских путешествиях.

С 18 лет Николай Сипягин уже наяву бороздил морские просторы в качестве штурманского практиканта. В 25 лет Сипягин – помощник капитана на теплоходе «Абхазия», лучшем из судов советского гражданского флота. Затем он был штурманом и капитаном на других судах дальнего плавания, повидал порты многих континентов, узнал важнейшие морские и океанские дороги земного шара.

В 1939 году Сипягина призвали на службу в Военно-Морской Флот, и попал он на Черноморский флот, в первые дни Великой Отечественной войны он – командир тральщика «Каховка», затем тральщика «Ост», а в октябре 1942-го Н. И. Сипягин принял прославленный в боях 4-й дивизион сторожевых катеров. Вскоре ему было приказано эвакуировать советских воинов из района Станички и перебросить их на поддержку войск, занявших оборону у цементных заводов Новороссийска. В это время гитлеровцы уже вошли в Новороссийск и взяли под прицел своей артиллерии всю Цемесскую бухту. Командир 4-го дивизиона старший лейтенант Сипягин успешно выполнил боевую задачу. Под обстрелом врага корабли дивизиона переправили всех морских пехотинцев с их техникой и боеприпасами из района Станички на восточный берег бухты. Ни один человек не остался на западном берегу и ни один катер в ходе этой операции не вышел из строя.

Под Новороссийском фронт стабилизировался. Новые задачи вставали и перед катерниками.

В боевой биографии Н. И. Сипягина особое место занимают три десантные операции.

В ночь на 4 февраля 1943 года катера под командованием Сипягина высадили десантный отряд майора Куникова на западный берег Цемесской бухты. Накануне десанта сам командир дивизиона на двух катерах провел тщательную разведку Суджукской косы: оттуда противник мог огнем помешать высадке десанта. Разведка показала, что огневых средств на этой косе противник не имеет.

Замечательные качества морского офицера Н. И. Сипягин особенно ярко проявил во время дерзкой по замыслу и искусно осуществленной высадки десанта в Новороссийск 10 сентября 1943 года.

Почти год сидели гитлеровцы в Новороссийске. Они превратили город и окрестные высоты в крупные узлы сопротивления. В черте города и порта было построено свыше 500 оборонительных сооружений, Установлено около 30 тысяч мин и фугасов. На всех пристанях и молах, в портовых постройках были установлены орудия и пулеметы, прикрывавшие бухту многослойным огнем. Вход в порт был закрыт боносетевыми заграждениями и минами.

4-й дивизион катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Сипягина высаживал десант непосредственно в Новороссийский порт. Ему удалось прорвать линию боковых ворот и высадить в порту 304 бойца с боевой техникой. За этот подвиг Н. И. Сипягин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Последний десант, в котором принял участие капитан 3 ранга Сипягин, был десант в Крым, вошедший в историю как «Эльтигенский десант». В ночь на 1 ноября 1943 года при обеспечении высадки десантников на крымскую землю Николай Иванович Сипягин погиб.

Он навечно зачислен в списки одной из частей Краснознаменного Черноморского флота.

Имя Героя носят поселок в Крыму, улицы в Новороссийске и Владивостоке, рыбный завод и Дворец пионеров в Новороссийске, пограничный корабль, судно Министерства рыбного хозяйства СССР.

Литература:

Герои боев за Крым. Симферополь, 1972. С. 228.

Герои Советского Союза Военно-Морского Флота 1937 – 1945. М., 1977. С. 432.

Их имена никогда не забудутся. Ставрополь, 1969. Кн. 2. С. 115-116.

Навечно в строю. М., 1961. Кн. 3. С. 167–183.

Подвиги Героев Советского Союза. М., 1981. С. 23–27.

Фелировский Г. А. Их именами названы... Симферополь, 1972. С. 35–36.

Памятник в Керчи
Аннотационная доска во Владивостоке
Надгробный памятник
Надгробный памятник (фрагмент)
Доска памяти в музее Севастополя


С ипягин Николай Иванович - командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флота, капитан-лейтенант.

Родился 23 июня (по новому стилю 6 июля) 1911 года в городе Ставрополь. Русский. Его отец погиб во время Гражданской войны, мать-педагог вынуждена была воспитывать детей одна. Окончил 7 классов, поступил в Ставропольский педагогический техникум. Но тяга к морю вынуждает Николая бросить техникум, и он едет во Владивосток. Там он в 1929 году поступил в морской техникум, который окончил в 1933 году. С 1934 года - помощник капитана грузового судна "Шахтер", с 1937 года - штурман и старший помощник теплохода "Абхазия" на Чёрном море.

В морских частях Порганичных войск НКВД СССР с 1939 года. Окончил курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, назначен помощником командира сторожевого катера.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лейтенант Сипягин вступил в войну командиром сторожевого катера в 26-м Одесском морском пограничном отряде Черноморского пограничного округа. В июле 1941 года отряд был зачислен в состав Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы. С августа 1941 года командовал тральщиком «Каховка». С октября 1941 года - в охране водного района Новороссийской военно-морской базы, на её кораблях совершил несколько походов в осаждённый Севастополь и участвовал в обороне Новороссийска. С сентября 1942 года - командир 4-го дивизиона сторожевых катеров. Член ВКП(б) с 1943 года.

Командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района (Новороссийская Военно-морская база (ВМБ), Черноморский флот) капитан-лейтенант Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты, в феврале 1943 года отважно действовал при высадке морского десанта на "Малой земле" под Новороссийском.

В период Новороссийской десантной операции в ночь на 10 сентября 1943 года под сильным огнём противника первым прорвал линию боковых ворот и высадил в порту 304 бойца с боевой техникой и боезапасом.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Но не суждено было Герою получить высшие награды Родины: орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»... 1 ноября 1943 года в ходе высадки десанта на Керченский полуостров капитан 3-го ранга Н.И. Сипягин погиб в командирской рубке катера от осколка разорвавшегося снаряда... Похоронен на площади Героев в городе-герое Новороссийске.

Капитан 3-го ранга (1943). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

Имя Героя носят посёлок в Автономной Республике Крым (Украина), улицы в Новороссийске,Ставрополе и Владивостоке, рыбоперерабатывающий завод и Дворец пионеров в Новороссийске, проффесионально-техническое училище в Керчи, с 1975 года - пограничный сторожевой корабль Тихоокеанского (с 1989 года - Камчатского) пограничного округа, судно Министерства рыбного хозяйства, океанский танкер Новороссийского порта. В городе-герое Керчи Н.И. Сипягину установлен памятник. Герой Советского Союза Н.И. Сипягин навечно зачислен в списки корабля. Имя Героя - на Доске памяти в Музее Черноморского флота в Севастополе.

Фото Героя предоставлено
Владимиром Примаченко (город Днепропетровск).

Источники
Герои боёв за Крым. - Симферополь: Таврия, 1972.
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Золотые Звезды Приморья. Владивосток, 1983
Их имена никогда не забудутся. Книга 2. Ставрополь, 1969
Навечно в строю. Книга 3. М.: Воениздат, 1961
Пограничная служба России. Энциклопедия. Биографии. – Москва, 2008.
Подвиги Героев Советского Союза. М., 1981
Фелировский Г.А. Их именами названы... - Симферополь: Таврия, 1972

Прекрасный уголок Геленджика для летнего отдыха: песчаный, галечные и дикие пляжи, возможность купаться и в бухте и в открытом море, развитая инфраструктура. А кроме этого, Тонкий мыс Геленджика — это район, улицы которого в большинстве своем носят имена Героев Советского Союза. Не стала исключением и улица, названная именем Николая Сипягина .

Улица имени Николая Сипягина (Геленджик, Тонкий мыс)

Сипя́гин Никола́й Ива́нович родился 6 июля (23 июня) 1911 года в Ставрополе в многодетной семье. Его отец был офицером царской армии, он погиб во время Гражданской войны; мать работала учительницей начальных классов и после смерти мужа в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.

Николай Сипягин начал свое обучение в семилетней школе при Ставропольском педагогическом техникуме. После школы он был зачислен в Ставропольский педагогический техникум.

Но уже с детства Николая влекло море и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум, который и окончил в 1933 году. По окончании техникума Сипягин устроился помощником капитана грузового судна «Шахтер», а с 1937 года - стал штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.

За время работы в гражданском флоте Сипягин получил неоценимый опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю, что в дальнейшем пригодилось ему во время Великой Отечественной войны.

В преддверье предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на военную службу и в 1939 году поступает на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР. Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа.

Следом за Николаем в Одессе переселилась и его семья. Однако незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.

Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.

С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. На разных катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне .

В сентября 1942 года грамотному, авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. Черноморский флот в те годы базировался именно на Тонком мысе. Командир дивизиона сторожевых катеров Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты.

....

В начале 1943 года Сипягин был принят в члены ВКП(б).

В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии « Малой землёй » (). Как выяснилось позже - десантникам сильно повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта.

Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно - оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении уже было 870 бойцов и командиров.

В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника всем необходимым. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в . В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.

За успешное проведение десантной операции многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант».

Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция , целью которой было освобождение Новороссийска . Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска . Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.

В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвались через боно-сетевые заграждения в Новороссийский порт и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.

16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска . В Приказе Верховного Главнокомандующего , посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.

В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза , а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».

Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.

По предложению командования Черноморского флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был похоронен с воинскими почестями.

.

Нет похожих статей.

СИПЯГИН НИК0ЛАЙ ИВАНОВИЧ.

Герой Советского Союза, Капитан-лейтенант, командир дивизиона сторожевых катеров(СКА).

        В ночь с 3 на 4 Февраля 1943 г. дивизион сторожевых катеров под командованием Сипягина высадил десант майора Цезаря Львовича Куникова на небольшой участок земли, что юго-западнее занятого фашистами Новороссийска.

        Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин родился в 1911 году в Ставрополе. В шесть лет лишился отца. Без кормильца осталась большая семья: кроме Коли, еще два брата и сестренка. Мать работала учительницей начальных классов. Учился будущий герой в школе при Ставропольском педтехникуме и всегда был первым. С детства мечтая о море, Николай поступает во Владивостокское мореходное училище, которое оканчивает на год раньше положенного срока. Наконец, сбылась его мечта: он отправляется помощником капитана на одном из судов в дальнее плавание. В его мореходной книжке были перечислены гавани почти всех материков. Довелось побывать и в тропиках, и в заполярных походах. Всей душой полюбил Н. Сипягин Чёрное море, которое избороздил на судах вдоль и поперек.
        На Черноморском побережье, в красавице Одессе, поселилась его семья. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.
        Война уже бушевала в мире. Чувствовалось, что ее не избежать и нашей стране. Н. Сипягин сменил мостик торгового парохода на боевую рубку военного корабля. В первые месяцы войны во время обороны Одессы он командовал тральщиком. Затем грамотному, авторитетному в морской среде капитану 3-го ранга предложили возглавить дивизион сторожевых кораблей. Дивизион относился к пограничным морским силам, но во время войны это уже были условности.
        Дивизион сторожевых катеров капитана 3-го ранга Сипягина отконвоировал не одну сотню судов с войсками и военными грузами, высадил в тыл противника тысячи десантников, разведывательных и партизанских групп. А сколько проведено операций по уничтожению мин противника, по несению дозорной службы! Были и опасные столкновения с вражескими самолетами и торпедными катерами. Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь - неполный список боевых походов дивизиона Сипягина.
        Примечательный факт: в боевые походы капитан ходил на разных катерах. Присутствие командира на борту вдохновляло команду, было для нее особой боевой школой. На корабле ничто не могло ускользнуть от пытливого взгляда Сипягина. Он осматривал все: машины и кубрики, оружие и койки, интересовался тем, как питаются краснофлотцы, как отдыхают, словом, по-отечески заботился о них.
        В ночь на 4 февраля 1943 г. дивизион катеров капитан-лейтенанта Сипягина высаживал десант на необорудованные берега Цемесской бухты. Как потом выяснилось десантникам очень повезло. В послевоенные годы были найдены документы о суде над артеллерийским немецким офицером, который прозевал рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При этом дивизион потерял один катер, а его экипаж присоединился к десанту. Но это был только первый десант, а потом советские катера под огнём ходили на плацдарм бесчисленное количество раз. Снабжению десанта пытались помешать торпедные катера противника из Анапы, авиация и артиллерия. В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.
        225 дней держался плацдарм на Малой земле и всё это время моряки бесперебойно снабжали его под огнём противника.
        Осенью 1943 года командование решило отбить у врага Новороссийск. Новороссийск решили штурмовать с трёх направлений. Одно направление от линии фронта у цементного завода, вдоль восточного берега Цемесской бухты. Второе направление с плацдарма на Малой земле. Третье направление - молниеносный десант с моря в порт Новороссийска. Доставить этот десант должны были катерники.
        В ночь на 10 сентября корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из минометов, пулеметов, перекрывающие огнем подходы с моря, надеясь, что такую оборону прорвать невозможно. И сквозь эти "ворота смерти" катерникам предстояло обеспечить высадку десанта морских пехотинцев. Над бухтой висели осветительные ракеты. Противник яростно сопротивлялся и бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера обеспечивали десант в порту Новороссийска. 16 сентября считается днём освобождения Новороссийска.
        В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся, отмечены моряки Сипягина. 18 сентября 1943 г. Н.И. Сипягин удостоен звания Герой Советского Союза, а дивизион получил орден Красного Знамени и почетное наименование Новороссийский.
        Война продолжалась. Следующая важная операция с участием дивизиона катеров Сипягина - высадка десанта в Крыму. Уже капитан III ранга Сипягин на самом опасном участке - высадке десанта. При взятии Керчи 1-го ноября 1943 г. Николай Иванович погиб от осколка, разорвавшегося снаряда. Похоронен Сипягин Николай Иванович на площади Героев в городе-герое Новороссийске.
        Капитан 3-го ранга (1943). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

        26 марта 1944 года газета "На страже" опубликовала слова песни моряков 4-го дивизиона сторожевых катеров. (Слова про катера-охотники связаны с первоначальным наименованием кораблей этого проекта МО - морские охотники)

В голубом сверкающем просторе
Моряки отважные живут,
День и ночь в широком синем море
Катера-охотники идут.
Не забыть красавицу Одессу,
Обошли с боями весь Кавказ,
Сквозь огня смертельную завесу
В Севастополь мчались мы не раз.
Не нарушим флотского закона,
Носим с честью синий свой мундир,
Не умрет в делах дивизиона
Наш герой Сипягин, командир.

        23 февраля 1979 года состоялся торжественный подъем Военно-морского флага пограничных войск на пограничном корабле снабжения 2 ранга «Николай Сипягин», который был заложен в 1977 году на судостроительном заводе в Николаевске-на-Амуре.
        В составе 10-й отдельной бригады сторожевых кораблей Краснознаменного Тихоокеанского округа с апреля 1979 года по май 1989 года корабль выполнял задачи по охране Государственной границы СССР и перевозке грузов. После чего корабль был передан в 1-ю Краснознаменную дивизию пограничных сторожевых кораблей СВПУ БО ФСБ РФ, где стал выполнять задачи по охране Государственной границы и перевозке грузов в интересах Северо-Восточного пограничного округа.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true }">

В голубом сверкающем просторе
Моряки отважные живут,
День и ночь в широком синем море
Катера-охотники идут.
Не забыть красавицу Одессу,
Обошли с боями весь Кавказ,
Сквозь огня смертельную завесу
В Севастополь мчались мы не раз.
Не нарушим флотского закона,
Носим с честью синий свой мундир,
Не умрет в делах дивизиона
Наш герой Сипягин, командир.

Эти слова из « Песни сипягинцев» (4-го Новороссийского дивизиона сторожевых катеров) были опубликованы во фронтовой газете « На страже» 26 марта 1944 года.

Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин – наш земляк, родился в 1911 году в Ставрополе. Местные старожилы вспоминают, что происходил он из семьи офицера царской армии (факт, долгое время мешавший увековечению имени героя на родине). В шесть лет лишился отца. Без кормильца осталась большая семья: кроме Коли, еще два брата и сестренка. Мать работала учительницей начальных классов. Часть забот легла на плечи старших братьев Александра и Николая. Учился будущий герой в школе при Ставропольском педтехникуме и всегда был первым. С детства мечтая о море, Николай поступает во Владивостокское мореходное училище, которое оканчивает на год раньше положенного срока. Наконец, сбылась его мечта: он отправляется помощником капитана на одном из судов в дальнее плавание. В его мореходной книжке были перечислены гавани почти всех материков. Довелось побывать и в тропиках, и в заполярных походах. Всей душой полюбил Н. Сипягин Чёрное море, которое избороздил на судах вдоль и поперек.

На Черноморском побережье, в красавице Одессе, поселилась его семья. Женился Николай Иванович рано, причем на ставропольчанке, которую любил со школьной скамьи. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.

Война уже бушевала в мире. Чувствовалось, что ее не избежать и нашей стране. Н. Сипягин сменил мостик торгового парохода на боевую рубку военного корабля. В первые месяцы войны во время обороны Одессы он командовал тральщиком. Затем грамотному, авторитетному в морской среде капитану 3-го ранга предложили возглавить дивизион сторожевых кораблей. Все было особенное, какое-то светлое и могучее в этом незаурядном человеке. Основательное знание морского дела, глубокий и пытливый ум, общительный и в то же время скромный характер. Быть как Николай Сипягин – значит всегда быть в ладах с собственной совестью.

Дивизион сторожевых катеров капитана 3-го ранга Сипягина отконвоировал не одну сотню судов с войсками и военными грузами, высадил в тыл противника тысячи десантников, разведывательных и партизанских групп. А сколько проведено операций по уничтожению мин противника, по несению дозорной службы! Были и опасные столкновения с вражескими самолетами и торпедными катерами.

Примечательный факт: в боевые походы капитан ходил на разных катерах. Присутствие командира на борту вдохновляло команду, было для нее особой боевой школой. На корабле ничто не могло ускользнуть от пытливого взгляда Сипягина. Он осматривал все: машины и кубрики, оружие и койки, интересовался тем, как питаются краснофлотцы, как отдыхают, словом, по-отечески заботился о них.

Н. Сипягин отлично владел наукой побеждать. Чтобы боевые операции прошли успешно, надо было тщательно их подготовить, продумать все детали и умело воплотить на деле. Именно так им была проведена потрясшая врага своей отвагой операция по высадке десанта в тыл немцев на Мысхако. Всю весну, лето и осень 1943 года сипягинцы, неся бессменную вахту, доставляли подкрепления, боезапас и продовольствие защитникам Малой земли. Каждый такой рейс проходил под шквальным огнем врага.

Блестяще была разработана и операция по освобождению Новороссийска. В ночь на 11 сентября 1943 года капитан Сипягин получил приказ прорваться в город с десантом, ударить в тыл немцам, дезорганизовать оборону врага, обеспечить удар Красной армии с суши.

Чтобы добиться внезапности удара, следовало избрать место высадки десанта там, где противник меньше всего мог предполагать появление наших кораблей. Таким местом стал узкий проход между молами. Проход этот был пристрелян десятками немецких огневых точек. Почти ворота смерти... И все-таки именно здесь задумали моряки прорваться в Новороссийск, чтобы ошеломить врага, перепутать его расчеты, высадить десант непосредственно в городе. Через эти ворота смерти лежал путь к победе.

Вслед за торпедной атакой катеров, разрушившей часть огневых точек в порту, в гавань ворвались сторожевые катера с десантом. На флагманском корабле находился капитан 3-го ранга Сипягин. Немцы открыли бешеный огонь. Поверхность гавани вскипела от разрывов снарядов и мин. Умело маневрируя, командир вел катера к намеченной цели. Десант ворвался в город. Но это было только начало боя за Новороссийск. За катерами Сипягина шли моторные боты. На них также находился десант. Сторожевые катера указывали им путь, прикрывая огнем. Несколько раз катера шли за подкреплением. На ходу заделывая пробоины, они снова прорывались в гавань, высаживали новые отряды десантников. И так пять дней, пять ночей в адском напряжении по заминированным немцами фарватерам. Наконец Новороссийск был взят.

Верховным главнокомандующим И. Сталиным за отличие в боях, за участие в освобождении Новороссийска 4-му дивизиону сторожевых кораблей была объявлена благодарность и дано наименование « Новороссийского». Командиру капитану 3-го ранга Сипягину присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами и медалями были награждены многие офицеры, старшины и матросы соединения.

Бои продолжались. В ночь на 1 ноября 1943 года Н. Сипягин на головном катере вел свой дивизион с десантниками в новый поход. На ходовом мостике от осколка вражеского снаряда оборвалась его жизнь. Боевые товарищи продолжили операцию: десант морских пехотинцев, переправленный через Керченский пролив на скалистые берега Эльтигена и Еникале, положил начало освобождению Крыма. В осенний штормовой вечер хоронили моряки любимого командира. Припомнились его пророческие слова, произнесенные, когда еще Новороссийск и Черноморское побережье от Цемесской бухты до Измаила томились в немецком плену: « Не каждому из нас дано дожить до завершающих дней победы, но каждый из нас обязан исполнить свой долг». Свой долг капитан 3-го ранга Сипягин исполнил.

Новороссийск хранит благодарную память о герое: на его могиле воздвигнут памятник, его именем названа одна из улиц. В дни 60-летия Победы имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Сипягина получила улица в 214-м квартале Ставрополя. А задолго до этого один из прудов на территории города в народе называли Сипягинским...

Елена ГРОМОВА. Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.