Иллюстрации к произведение преступление и наказание. Иллюстрации И.С.Глазунова* к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание ". Преступление и наказание

И про наши "ягодки" в Классике Речи. Про одну из них
Мы хотим сделать серию книг с рисунками Дементия Шмаринова.

Шмаринов - очень необычный художник: его знают даже те, кто никогда не слышал этой фамилии. А знают его по его работам: его рисунки к классическим произведениям, прежде всего к "Преступлению и наказанию" и "Войне и миру", стали неким "золотым стандартом", на них выросло ни одно поколение, они многократно цитируются, их воспроизводят в учебниках.
А вот печатали книги с рисунками Шмаринова в последнее время мало. И, что скрывать, с поиском оригиналов самих рисунков никто особо не заморачивался. Хотя, несмотря на миллионные тиражи в советское времия, печатали их тогда не слишком хорошо.
Нам же захотелось вернуть иллюстрации Шмаринова в самом лучшем качестве - с оригиналов, которые хранятся в Третьяковской галерее.

Один из самых известных циклов графики у художника - это иллюстрации к роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание".
Дементий Алексеевич начал работать над ними в 1935 году, в 1941 году вышло издание романа, где было 12 работ Шмаринова на вклейках. В дальнейшем художник продолжил работу над иллюстрированием, появлялись новые рисунки для новых изданий.

Все рисунки очень небольшие, техника - уголь и акварель, бумага сильно пожелтела.

Для нашей новой книги в серию "Классика Речи" мы использовали 59 оригинальных работ.

Издание будет по настоящему уникальным: вряд ли вы когда-нибудь увидите эти работы на одной выставке целиком (а графику вообще редко показывают), вряд ли кто-то еще из издателей будет заморачиваться с двойной оплатой за рисунки, вместо привычного воспроизведения со старых книг.

Ну, а пока посмотрим на оригиналы. И вспомним знакомые по урокам литературы иллюстрации




Ф. М. Достоевский. 1956 г.

«Художник широко открытых глаз», «непортретный портретист», «русский гений» — этот список определений можно продолжить. Илья Глазунов в равной степени одновременно любим, критикуем и недооценен зрителями. Впрочем, какими бы полярными ни были мнения, залы картинной галереи Глазунова на Волхонке не бывают пустыми. И этот неутихающий вот уже пятьдесят лет интерес к его творчеству говорит о Глазунове как о феномене современного отечественного искусства.

МЕЧТАТЕЛЬ. 1970 г.

НАСТЕНЬКА 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Белые ночи"

ВСТРЕЧА 1970 г.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. НОЧЬ. 1986 г.
Часть триптиха


Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Белые ночи"

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. БЕЛАЯ НОЧЬ.1983 г.

НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА. 1970 г.

БЕЗУМНЫЙ МУЗЫКАНТ 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Неточка незванова"

У ПРОРУБИ. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Неточка Незванова"

Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ. 1956

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1956 г.

ДОМ РОГОЖИНА.1983 г.

РОГОЖИН.1956 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

КНЯЗЬ МЫШКИН.1956 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

АГЛАЯ.1982 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

В ЛЕТНЕМ САДУ.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

СМЕРТЬ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот"

КНЯЗЬ МЫШКИН ПОСЛЕ СМЕРТИ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ.1966 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ. ОСЕНЬ.1985 г.

РАСКОЛЬНИКОВ.1961 г.

ДВОР.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Преступление и наказание".

НЕЛЛИ1982 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Униженные и оскорбленные".

ДВОР.1983 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Записки из подполья".

МИЛОСТЫНЯ.1983 г.
Иллюстрация к произведению Ф. М.Достоевского "Записки из мертвого дома".

МАКАР ИВАНОВИЧ ДОЛГОРУКОВ1984 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Подросток".

ГРУШЕНЬКА.1983 г.

Грушенька.
Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 г.

АЛЕША.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Братья Карамазовы".

ИВАН КАРАМАЗОВ1978 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Братья Карамазовы".

СКИТ.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Братья Карамазовы".

ПОРТРЕТ МОНАХА.1977 г.
Из серии "Образы Ф. М.Достоевского. Роман "Братья Карамазовы".

ГРИРОГРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУТУЗОВ — СЛУГА КАРАМАЗОВЫХ.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Братья Карамазовы".

ОПТИНА ПУСТЫНЬ.1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Братья Карамазовы".

ЛИЗА УХОДИТ.1983 г.
Иллюстрация к произведению Ф. М.Достоевского "Записки из подполья".

ПЕРЕПОЛОХ НА БАЛУ1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Бесы".

ТРИПТИХ. (фрагмент)1983 г.
По мотивам Ф. М.Достоевского "Братья Карамазовы".

ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ.1985 г.
"Братья Карамазовы".

ГОЛГОФА1983 г.

Бедное семейство.
Иллюстрация к повести Ф. Достоевского «Неточка Незванова». 1970 г.

Набережная.
Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот». 1982 г.

В Иллюстрации Андрея Харшака к "Преступлению и наказанию" Достоевского

Андрей Александрович Харшак родился в Ленинграде 17 июня 1950 года в семье художника. Окончил среднюю Художественную школу и в 1969 году поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который окончил в 1975 году по мастерской книжной графики, под руководством профессора Г. Д. Епифанова. Им были созданы серии иллюстраций к повести А. С. Грина «Алые паруса» (1977-1978), балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» (1980), роману А.Н. Толстого «Аэлита» (1985-1986) и др.

Наряду с книгой А. Харшак много работает в области станковой графики, в технике цветного офорта, литографии и гуаши. А. Харшак принимал участие в работе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году, где им была создана серия портретов деятелей мировой культуры и других почетных гостей фестиваля.

Наиболее значительной работой художника является серия иллюстраций к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1987-1990). Она экспонировалась на многочисленных выставках в России и во многих странах Западной Европы и США. Много времени А. Харшак уделил созданию декоративных и фигуративных композиций, выполняемых полиграфическими красками на бумаге. Эта техника, позволяющая в какой-то мере объединить искусство живописи и графики, расширяет границы формального поиска и позволяет художнику использовать богатый опыт работы на пленэре.

С 1991 года А. Харшак начал заниматься масляной живописью. Изображенные им фрагменты архитектуры старых петербургских зданий осязаемо реальны. Автор определяет этот жанр как пейзаж и натюрморт одновременно. С 1996 года по 2003 год А. Харшак возглавлял кафедру графики Северо-Западного института печати и являлся художественным руководителем Санкт-Петербургского центра книги и графики. В 2001 году А. Харшаку было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

В искусстве книги Эрнст Неизвестный, также как и в скульптуре, сумел сказать свое слово. Например, он иллюстрировал Данте Алигьери и Самюэля Беккета. Начинал же свой путь в этой области с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, проиллюстрировав издание, которое было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука». Роман «Преступление и наказание» (1866) - одно из самых замечательных творений человеческого гения. Это роман о России середины XIX века, пережившей эпоху глубочайших сдвигов и нравственных потрясений, роман о герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени. Приводятся многочисленные варианты текста из записных книжек и рукописные фрагменты. Множество вклеек с иллюстрациями Э. Неизвестного. Трудно назвать эту графику "иллюстрациями". Это интерпретации. Это повод для размышления. Это момент истины, открытой Э. Неизвестным.

Ф. М. Достоевский


Раскольников


Между крестом и топором


Licina Раскольников


Арифметика


Черное солнце Раскольникова


Убийство


Болезнь


Мысль-возмездие


Груз убитых


Смеющаяся старуха


Материубийца


Крест Раскольникова


Несвершившееся величие


Вера - отчаянье


Внутренний мир Свидригайлов


Очищение через страдание


Сон. Всеобщее убийство

(с) www.forumdaily.com

"Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Издание было задержано, им занимался Отдел культуры ЦК КПСС, но иллюстрации все-таки удалось отстоять, тем более, что подписи к ним были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным. Книга получила высокую оценку в русской и зарубежной печати. Между тем появились отклики, оценивающие иллюстрации Э. Неизвестного как субъективные, модернистские, сюрреалистические".

На иллюстрации "Между крестом и топором" изображены два состояния Родиона Раскольникова — до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице — морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.

На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика». На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Человек на первом плане — Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.

Издание подготовили Опульская Л.Д., Коган Г.Ф.
Серия: Литературные памятники. Москва, Наука, 1970. 808 с., ил. Твердый коленкоровый переплет в суперобложке по рис. иллюстратора, увеличенный формат.
22,2х18 см. Тираж 35000 экз.

Источники -

Над "Типами из Достоевского" ("Преступление и наказание") Боклевский работал в 80-е годы. Наиболее удачными из них можно считать образы процентщицы, Мармеладова и Раскольникова.
Процентщицу Алену Ивановну художник изобразил в строгом соответствии с замыслом и описанием автора. Съежившись, насторожившись, злобно глядит на зрителя "гадкая, зловредная старушонка". Внимательный читатель Достоевского найдет здесь и "вострые глаза", и "крысиную косичку", и шею, похожую на "куриную ногу", – все малопривлекательные приметы Алены Ивановны. Сухие, костлявые руки старухи стиснуты в кулак (в одном из эскизов она в них зажала ключи); в кулачок стянуто ее сморщенное лицо, и сама "крысиная косичка" скручена на макушке в виде сердитого кулачонка. Таким образом, "кулак", или "кулачок", становится важным характеристическим лейтмотивом в портрете скаредной ростовщицы.
Художник был сам доволен этим портретом и 6 декабря 1881 года писал дочери: "Я нарисовал вновь тип процентщицы и очень бы желал, чтобы вы все удовлетворились им. В данном случае я имел в виду выразить в ее лице тревожную подозрительность и присущую ей скаредность... Я очень рад, что успел сделать этот рисунок и послать его на обмен неудавшегося. Этим я очень удовлетворен – как относительно экспрессии, так и относительно исполнения. В последнем отношении он сделан как "миньятюр", – до того он закончен".
Три весьма непохожих, но законченных "типа Раскольникова" хранятся в Государственном Литературном музее. Они представляют героя романа в различные моменты его жизни.
На первом рисунке, по-наполеоновски скрестив на груди руки, угрюмый и неприступный, Раскольников мрачно задумался. У него сжаты губы, сдвинуты брови, могучий, выпуклый лоб.
На другом – Раскольников, очевидно, представлен в первый момент после совершения преступления. Торопясь уйти, он оглянулся. У него острое, искаженное ужасом и злобой лицо безумца.
Третий портрет Раскольникова вызывает к нему чувство острой жалости. Вспоминаются слова Сони: "Что вы это над собой сделали?". Раскольников здесь очень молод, почти мальчик, с пушком над пухлыми детскими губами. Он невероятно худ, истощен. На лице выражение страдания. Голова низко упала, волосы свисли на лоб. Безысходная мука застыла в неподвижных глазах. Руки Раскольникова, непомерно большие, исхудалые, особняком, как чужие, праздно сложены на коленях. В них – немое страшное напоминание о совершенном преступлении. Вот почему взгляд Раскольникова скользит куда-то вниз, мимо рук.
Боклевский стремится обратить внимание зрителя на юность, изнуренность, болезнь, страдание и раскаяние Раскольникова. Его рисунок – красноречивая речь защитника (Боклевский был юристом), который выдвигает все смягчающие обстоятельства и убеждает нас в искренности выстраданных слов Раскольникова: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства".

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.