28 августа лоэнгрин интересные факты. PR в германо-скандинавской мифологии. Социальное значение мифа

(1848 год. Первая постановка в Веймаре, под управлением Листа).

Эта опера, завершившая Дрезденский период творчества Вагнера, занимает в нем особое место: здесь осуществились или наметились почти все принципы вагнеровской реформы.

При составлении либретто «Лоэнгрина» композитор использовал различные варианты средневековых легенд о благородном Рыцаре Лебедя, происхождение которого окутано тайной (в некоторых легендах называется имя Лоэнгрина - от «Лоэран Грин», т.е. Грин Лотарингский), о святом царстве Грааля и его правите-ле Парсифале. Стремясь усилить историческую конкретность, Вагнер вводит в оперу реальное историческое лицо - германского короля Генриха Птицелова, мотивы междоусобных распрей в раздробленной Германии X века, картины рыцарских поединков. Отражена также борьба христианства и язычества в этот исторический период. Однако главным для Вагнера была вовсе не идеализация средневековой Германии, а воплощение идеи одиночества художника в современном обществе , о чем он рассказал в своей литературной работе «Обращение к друзьям». Как вол-шебный рыцарь, сошедший на землю, чтобы творить добро, вынужден вернуться в свое волшебное царство, так и современный художник не находит понимания у публики. Несомненно, такая мысль была эмоциональной реакцией на неудачу с постановкой «Тангейзера» - в судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел сходство со своею собственной судьбой.

Конфликт, воплощенный в «Лоэнгрине» неоднозначен. В начале I действия создается впечатление, что основой драмы является клевета, возводимая на Эльзу ее врагами. Но победа Лоэнгрина над Фридрихом Тельрамундом почти развязывает этот конфликт. Эта линия в развитии драмы оказывается побочной. Подлинной завязкой драмы становится требование Лоэнгрина, обращенное к Эльзе перед поединком: никогда не спрашивать о его имени и происхождении. В финале оперы представители контр-действия терпят поражение, но это не делает развязку драмы счастливой. Основ-ной итог ее в том, что светлый рыцарь не был понят Эльзой, не нашел той идеальной любви, о которой мечтал. Следовательно, развитие драмы определяет внутрен-ний, психологический конфликт между Лоэнгрином и Эльзой, в котором акцентируется трагедия Лоэнгрина. В таком аспекте Эльза - символ толпы, бессильной подняться до гения, именно она олицетворяет неверие.

Жанр . Вагнер назвал «Лоэнгрина» «романтической оперой». Здесь есть признаки лирико-эпического жанра:

  • неторопливое, замедленное развитие действия, некоторая сценическая статика (что вообще характерно для опер Вагнера);
  • большая роль хоровых эпизодов, придающих опере особую величавость.

Однако, в целом «Лоэнгрин» не укладывается в обычные жанровые рамки немецкой романтической оперы и непосредственно предвосхищает реформаторские драмы Вагнера.

Драматургия оперы

Новаторство композитора в этом произведении в наибольшей степени касается его драматургии : «Лоэнгрин» - первая опера Вагнера, в которой он полностью отказался от номерного строения (традиционных арий, дуэтов и пр.) Основной композици-онной единицей становится свободная драматическая сцена. Сольные высказывания героев возникают либо как небольшие ариозо по ходу развития больших сцен (например, зловещее обращение Ортруды к языческим богам во 2-й сцене II действия), либо как монологи-рассказы («Сон Эльзы» в I действии, «Рассказ Лоэнгрина» в III действии).

В I действии три сцены. В первой дана характеристика места действия, а также содержится обвинение Эльзы Фридрихом Тельрамундом. Вторая - развернутая сцена с хором - посвящена экспозиции образа Эльзы (рас-сказ о вещем сне). Третья , кульминационная в I действии, дает первую характеристику Лоэнгрина (его прощание с лебедем) и завязку психологического конфликта (обра-щение Лоэнгрина к Эльзе, основанное на лейтмотиве запрета).

II действие - самое развернутое и «событийное», что вообще типично для вагнеровских драм. Оно включает пять сцен: первые две - диалогические, одна из которых посвящена характеристике отрицательных героев (Ортруды и Фридри-ха), а другая - первому столкновению противоборствующих сил (Ортруды и Эльзы). Однако, конфликт между ними пока завуалирован, поскольку Ортруда лицемерит, старается разжалобить Эльзу (лишь на миг открывается её истинное лицо, в кратком, неистовом обращении к языческим богам).

Третья сцена 2-го действия - свадебное шествие в собор, которому предшеству-ет оркестровое интермеццо (картина рассвета и пробуждения замка). Четвертая сцена 2-го действия - это новый диалог Эльзы и Ортруды, более драма-тическое столкновение конфликтных сил. Ортруда открыто обвиняет избранника Эльзы в обмане, в несправедливости божьего суда.

В заключительной пятой сцене этого действия содержится обострение конфликта: в него втягиваются новые действующие лица (Лоэнгрин, Фридрих Тельрамунд, Король). В большом ансамбле с хором (квинтет) выражается всеобщее замешательство. Когда шествие в собор возобновляется, как тревожное предчувствие у труб и тромбонов звучит лейтмотив запрета.

В 3-м действии, как и в первом, три сцены: первая - массовая, это свадеб-ный хор, поздравление молодых (он звучит после праздничного оркестрового вступления, музыка которого рисует картину свадебного пира). Вторая - диалог Эльзы и Лоэнгрина, кульминация всей оперы, которая приходит-ся приблизительно на «точку золотого деления». Внезапное вторжение Фридриха и его убийство сопровождается проведением важнейших лейтмотивов. Третья сцена 3-го действия, последняя в опере, выполняет функцию развязки конфликта: это рассказ Лоэнгрина, данный на массовом хоровом фоне.

Характеристика отдельных сцен

Заменяя традиционные оперные номера, с их внешней замкнутостью, подвижны-ми, текучими оперными сценами, Вагнер соединяет в них элементы различных оперных форм. Ярким примером такой свободной оперной сцены является экспози-ция образа Эльзы (2-я сцена). Это - не остановка действия, как в традиционной арии портретного типа, а важный драматический момент в развитии: Эльза должна отвести обвинение в убийстве брата, а вместо этого рассказывает свой вещий сон о чудесном рыцаре. Рассказ Эльзы о ее сне входит в большую сцену со мно-жеством участников как составная часть, а не как отдельный замкнутый номер. Он прерывается репликами хора, Короля, Фридриха. В музыкальном отношении рассказ представляет новый тип оперной формы, в которой:

  • - важнейшие музыкальные образы концентрируются в партии оркестра (в первую очередь - в виде различных лейтмотивов);
  • - вокальная партия имеет ариозно-декламационный характер. В ней гибко сочетаются речитативные фразы и песенные мелодии (как, например, тема Эльзы «Богу я раз молилась»).

Другими образцами напевных ариозо являются: обращение Лоэнгрина к лебедю (3 сцена I действия), обращение Эльзы к ветру (2 сцена 2-го действия), ариозо Лоэнгрина «Ночи дыханье сладко...» (из дуэтной сцены 3 действия). Все перечисленные сольные высказывания героев не являются традиционными оперными ариями: они возникают как монологи-рассказы, либо как небольшие ариозо не ходу развития развернутых свободных сцен.

Среди диалогических сцен «Лоэнгрина» наиболее важна последняя - сцена Лоэнгрина и Эльзы из 3 действия . Ее развитие направлено от полного согласия героев к траги-ческой развязке. Начало дуэта светло и радостно: сначала Эльза, а затем Лоэнгрин поют восторженную, страстную мелодию «Чудным огнем пылает» . Эта мелодия отличается кантиленным характером.

Однако тайна, окружающая Лоэнгрина, мешает Эльзе быть безраздельно счастливой: кантиленная мелодика и моменты совместного пения сменяются всё более бурным объяснением в форме диалога. Напрасно Лоэнгрин пытается отвлечь Эльзу (ариозо «Ночи дыханье») - она становится всё более настойчивой. Чем больше в ее душе растет искушение задать роковой вопрос, тем явственнее ее вокальную партию проникают угловатые хроматические интонации Ортруды. В оркестре же, как предостережение, несколько раз звучит лейтмотив запрета , который затем переходит и в вокальную партию Лоэнгрина. В его речи нет былой задушевности, она звучит сурово и непреклонно.

Трехактная композиция оперы обнаруживает стройную симметрию: во 2-м действии господствуют мрачные образы Ортруды и Фридриха Тельрамунда, а в I и 3 действиях на первом плане - Лоэнгрин и Эльза, причем всё заключение оперы аналогично ее началу. Снова декорации воспроизводят берег реки Шельды, снова звучат воинственные хоры рыцарей, обращение Короля ко своим подданным. Опять, как и в I действии, Лоэнгрин обра-щается к лебедю, а затем открывает всем тайну своего происхождения. Его рассказ о царстве Грааля целиком основан на музыке оркестрового вступления к I действию в той же тональности A-dur. Характер спокойно-повествовательный, благоговейный.

Лейтмотивная система

Важнейшим шагом на пути осуществления вагнеровской реформы в «Лоэнгрине» стала развитая система лейтмотивов. Здесь не 2-3, а полтора десятка лейтмотивов, развитие которых пронизывает всю оперу от начала до конца. Большинство лейтмотивов связано с образом Лоэнгрина. Три из них впервые появляются уже в оркестровом вступлении .

1-й, самый важный лейтмотив, дается в самом начале вступления, где возникает видение прекрасного царства Грааля и его посла - лучезарного рыцаря. Звучание скрипок, разделенных на 4 партии (divizi) в высочайшем регистре на pp , в A-dur (главная тональность Лоэнгрина) создает музыкальную ткань, словно сотканную из воздуха. В аккордовой фактуре есть признаки хоральности, которая у Вагнера часто сопутствует образам святости, идеальной чистоты. Этот лейтмотив получил название темы «Лоэнгрина, посла Грааля».

Смысл 2-го лейтмотива можно определить как «Лоэнгрин глазами Эльзы»: в опере он впервые появляется в I действии во время прихода Эльзы на королевский суд (стр. 29) и в дальнейшем неизменно характеризует ее переживания, связанные с Лоэнгрином.

Интонации 3-го лейтмотива неоднократно возникают в хоровых эпизодах, отражая то впечатление, которое волшебный рыцарь производит на окружающих его людей. По аналогии с предыдущим, его можно назвать - «Лоэнгрин глазами народа».

4-й лейтмотив - энергичный, фанфарный - рисует «Лоэнгрина-рыцаря». Впервые в своем полном виде он возникает во время рассказа Эльзы о её сне.

5-й - не столько лейтмотив, сколько характерный гармонический оборот I - VI («аккорды лебедя»). Особенно ярко выразительность этих тихих аккордов проявляется во время драматического объяснения Лоэнгрина с Эльзой в III д. (ей чудится, что лебедь приплыл, чтобы навеки увезти ладью Лоэнгрина).

6-й лейтмотив - фраза «О, лебедь мой» из первого ариозо Лоэнгрина. Она переходит к восторженному хору народа, а затем снова возникает в прощальном ариозо Лоэнгрина в финале оперы.

Еще два лейтмотива связаны с образом Эльзы. Они имеют «местное» значение, поскольку звучат только во II действии:

1-й - в маршевом ритме (стр. 115) - появляется несколько раз во время свадебного шествия в собор, но зарождается раньше, перед обращением Эльзы к ветру.

2-й - «хорал Эльзы» - открывает свадебное шествие и далее неоднократно повторяется вплоть до финала II действия.

Важнейшую роль в опере играет «мотив запрета» . Он выделяется среди других своей протяженностью. В нем две части: первая символизирует собственно запрет (строится на настойчивом повторе одной элементарной фразы); вторая, более певучая, связана с тайной, о которой нельзя спрашивать. Такое строение лейтмотива позволяет в дальнейшем его расчленять, использовать только одну часть (обычно 1-ю), или менять части местами.

Два лейтмотива связаны с образами зла. Они сосредоточены во вступлении ко II действию. 1-й - «мотив мести» , 2-й - «мотив Ортруды» . Оба отличаются темным, мрачным колоритом, низким регистром, ладовой неустойчивостью, обилием хроматич. интервалов, объединяющей ролью fis-moll-я.

Короля Генриха-Птицелова в опере неизменно сопровождает «Фанфара Короля» - это трубный сигнал в C-dur (исключительно). Кроме того, этот мотив входит составной частью в тему «Божьего суда».

Именно в «Лоэнгрине» Вагнер впервые, вместо большой увертюры, предваряет действие краткой прелюдией (Vorspiel). Он мастерски воплощает здесь развертывание единого поэтического образа - его волшебного приближения, а затем - вновь удаления.

Романтическая опера в 3 действиях. Либретто по сагам XIII века написано самим композитором.
Первое представление состоялось 28 августа 1850 года в Веймаре.

Действующие лица:
Генрих Птицелов, германский король, бас
Лоэнгрин, тенор
Эльза, принцесса брабантская, сопрано
Герцог Готфрид, ее брат, без слов
Фридрих фон Тельрамунд, брабантский граф, баритон
Ортруда, его жена, сопрано
Королевский глашатай, бас
Четыре брабантских дворянина, тенора и басы
Саксонские и тюриигские графы и дворяне, брабантские графы и дворяне, дамы, пажи, воины, женщины, вассалы.

Первое действие. Первая половина X столетия. В долине, на берегу реки Шельды, около дуба правосудия собрались саксонские, тюрингские и брабантские дворяне. В брабантском герцогстве неспокойно. Графы и дворяне ссорятся между собой. Король Генрих Птицелов спрашивает графа Фридриха Тельрамунда о причине раздоров. Тельрамунд обвиняет Эльзу - дочь умершего герцога брабантского - в неслыханном преступлении. Стремясь овладеть брабантским престолом, она убила своего брата, юного герцога Готфрида.

Король, пораженный услышанным, велит привести Эльзу. В круг рыцарей входит Эльза. Ее красота, кротость, глубокое горе тронули короля. Он не в состоянии поверить, что Эльза совершила такое злодеяние. Чем может она оправдаться? Вместо ответа Эльза рассказывает свой сон. Ей явился светлый рыцарь, он спасет ее, освободит от тяжкого обвинения. Король предлагает решить спор поединком. Кто вступится за честь Эльзы? Кто будет биться с Тельрамундом? Трубачи дважды трубят вызов. Все с нетерпением ждут. Тревожно всматривается вдаль Эльза. Далеко на реке показывается ладья, влекомая белоснежным лебедем. На берег выходит рыцарь в серебряных доспехах - это Лоэнгрин. В незнакомце Эльза узнает того, кто привиделся ей во сне. Нежно прощается рыцарь с лебедем, при виде которого Ортруда - жена Фридриха Тельрамунда - смертельно бледнеет и спешит укрыться за стоящими около Эльзы женщинами. Лоэнгрин ласково обращается к Эльзе. Он готов сразиться за ее честь, стать ее покровителем и супругом. Только одно условие должна выполнить Эльза: верить ему и никогда не спрашивать, кто он и откуда прибыл. Эльза обещает. В поединке с Тельрамундом неизвестный рыцарь побеждает брабантского графа. Все славят победителя. Тельрамунд, оклеветавший Эльзу, вместе с Ортрудой будет изгнан из пределов страны.

Второе действие. Ночь. Крепость в городе Антверпене. Ярко- освещены окна замка. На ступенях храма сидят одетые в рубище Ортруда и Тельрамунд. Фридрих, тяжко переживая свой позор и изгнание, винит во всем жену. Но Ортруда еще не считает себя побежденной. Нужно заронить в душу Эльзы яд сомнения, тогда она, забыв клятву, захочет узнать у рыцаря его имя. Тельрамунд поддается уговорам жены. Оба клянутся жестоко отомстить Эльзе и Лоэнгрину.

На балконе в белом одеянии появляется Эльза. Тихой ночи, легкому ветру открывает она свое сердце, рассказывает о любзи к рыцарю, об огромном счастье - быть им любимой. Ортруда велит Тельрамунду уйти. Жалобным голосом обращается она к Эльзе. Отныне удел Ортруды - одни несчастья, в изгнании должна она влачить свою жизнь. Тронутая ее стенаниями, Эльза принимает Ортруду в свои покои. Понемногу рассветает. Площадь заполняется людьми, они сходятся к замку на призывные звуки труб. Глашатай объявляет, что Фридрих Тельрамунд осужден на изгнание, каждый, кто будет с ним вести дружбу, подвергнется той же участи. Власть в герцогстве брабантском вручается защитнику принцессы Эльзы.

Глашатай возвещает, что сегодня в день торжественной брачной церемонии новый правитель Брабанта приглашает всех в замок, на пир. Начинается шествие. В пышных одеждах идут женщины. Вслед за ними появляется Эльза; при виде ее мужчины обнажают головы. На ступенях храма Эльзу неожиданно опережает Ортруда. Злобно спрашивает она принцессу, почему ей отдают такие почести? Чем Эльза лучше ее, Ортруды? Муж Ортруды - славный Фридрих Тельрамунд, а имя своего избранника Эльза назвать не может. Увидев приближающегося Лоэнгрина, Эльза бросается к нему и умоляет защитить ее от злобной фурии. Лоэнгрин приказывает Ортруде удалиться. Эльза смущена и задумчива. Это тревожит Лоэнгрина - неужели невеста не верит ему? Нет, нет, Эльза верит, он ее защитник, ее герой, ему отдала она свою любовь. Рука об руку Лоэнгрин и Эльза входят в храм.

Третье действие. Первая картина. Покои новобрачных в замке. Издалека доносятся звуки музыки и свадебные песни. Распахиваются двери, и входят женщины и рыцари, сопровождающие Эльзу и Лоэнгрина. Пажи снимают с них тяжелые парадные одеяния, оставляют одних.

Глубоким чувством полны нежные снова любви, с которыми Лоэнгрин обращается к Эльзе. Но тревога попрежнему мучит ее. Почему имя любимого окутано тайной? Откуда он? Кто его отец? Напрасно пытается Лоэнгрин напомнить Эльзе о ее клятве.

Незаметно в комнату прокрадывается с обнаженным мечом в руке Тельрамунд. Его сопровождают сообщники. Заметив опасность, Эльза успевает предупредить мужа. Короткая схватка, и Тельрамунд падает, сраженный Лоэнгрином. Вбежавшим женщинам Лоэнгрин приказывает нарядить Эльзу в лучшие одежды. На берегу Шельды, под дубом правосудия, в присутствии короля и брабантских рыцарей он ответит своей супруге на все ее вопросы. Грустно и торжественно удаляется Лоэнгрин во внутренние покои замка. Женщины уводят убитую горем Эльзу.

Вторая картина. На обширном лугу, на берегу Шельды, расположились рыцари, воины, народ. Сопровождаемая женщинами, появляется бледная, измученная Эльза. Король и все рыцари приветствуют Лоэнгрина. Вассалы Тельрамунда опускают рядом с победителем тело убитого Фридриха. Лоэнгрин вынужден навсегда покинуть Брабант: Эльза не сдержала своей клятвы. Перед вечной разлукой с любимой женой, в присутствии всех собравшихся Лоэнгрин откроет свое имя.

Воцаряется глубокая тишина, и рыцарь начинает свой рассказ. Он прибыл сюда из далекой горной страны, где стоит замок Монсальват. Его отец Парсифаль - рыцарь чаши Грааля. Сам Лоэнгрин также принадлежит к числу светлых рыцарей, призванных защищать правду и бороться за справедливость. Он может жить среди смертных, но никто не должен знать его имени. Назвав себя, он обязан немедленно покинуть людей.

Ласково прощается Лоэнгрин с Эльзой. По реке уже плывет ладья. Белый лебедь горделиво рассекает грудью волны. Горячо, в последний раз обнимает Лоэнгрин любимую - пора расставаться, навеки. Ортруда торжествует: ее козни удались. Сейчас лебедь увезет Лоэнгрина, и никто не узнает, что белоснежная птица - заколдованный ею герцог Готфрид. Лоэнгрин слышит ее слова. Преклонив колено, он остается неподвижным. К ладье слетает белый голубь. Он снимает с лебедя цепи, и птица, погрузившись в воду, преображается в прекрасного юношу. Это - герцог брабантский Готфрид. Готфрид обнимает сестру.

А влекомая голубем ладья с Лоэнгрином уже скрывается за извилиной реки. С горестным воплем - Супруг мой! - Эльза, бездыханная, падает на руки брата.

В данном произведении Вагнер повествует нам любовную историю, которая охватывает множество аспектов нашей жизни, находя место и для соприкосновения фантастики с реальностью.

Первый акт начинается с того, что король Генрих Птицелов собрал рыцарей на берегу реки, и попросил у них помощи. После граф Фридрих Тельмарунд требует правосудия. Дело в том, что умирающий Граф Брабатский отдал ему на воспитание двух своих детей Эльзу и Готфрида.

Однако спустя некоторое время малыш Готфрид пропал, в чём после обвинили Эльзу. После того как её привели к королю, она говорит о том, что к ней во сне приходил рыцарь пообещав её защитить. Слушая её сладкие речи, король не верит ей, после чего Фридрих заявляет, что он готов сойтись в поединке с тем, кто попытается защитить Эльзу.

Вот проходит время, но никто так и не вызвался. Фридрих, было, подумал о лёгкой победе, но тут по реке подплывает лодка управляемая рыцарем, и подгоняемая лебедем. После чего рыцарь спускается и представляется Лоэнгрином, говоря о том, что он готов защитить Эльзу и даже взять её в жены, при условии, что она никогда не спросит имени своего спасителя. После чего Эльза клянётся в вечной верности, и далее идёт дуэль, в которой побеждает Лоэнгрин, сохранив жизнь Фридриху, после чего тот отправляется в изгнание. Он решает уйти ночью, но прежде говорит с женой, которую порицает за ложные обвинения против Эльзы, а она в ответ обещает отомстить ей, и просит его о помощи. Он соглашается и вместе они придумывают план.

После во втором акте Эльзу терзают сомнения, и она хочет выведать имя Лоэнгрина. Также её подгоняет жена Фридриха - Ортруда, заставляя её смутиться в своём супруге. После чего Эльза чувствует себя как не в своей тарелке. Далее оставшись Лоэнгрином наедине, она пытается выведать у него имя, после чего врывается Фридрих с воинами, однако его убивает Лоэнгрин.

После они снова отправляются на берег реки, где Лоэнгрин рассказывает кто он такой, и отдаёт ей её брата, который колдовством был превращён в лебедя. Затем Лоэнгрин покидает их.

В данном произведении автор пытается подчеркнуть важность доверия к своим близким и любимым людям, говоря о необходимой непоколебимости чувств партнёров. Эльза была лишена данной непоколебимости злыми языками, из-за чего и потеряла своего возлюбленного. Я считаю, что именно это пытался передать через своё произведение Вагнер.

Картинка или рисунок Вагнер - Лоэнгрин

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Морская душа Соболев

    В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.

  • Краткое содержание Бианки Мышонок Пик

    Какой бы ни был трудным путь, он всегда заканчивается. В этой сказке наш герой – крошечный мышонок, который отправился в опасное и в тоже время веселое путешествие к своим родным брату и сестре. На этом сложном пути его постоянно подстерегают опасности

  • Краткое содержание Паустовский Бриз

    Дело было в Москве в далёком пороховом 1944 году. Моряк, коих много участвовало в Севастопольской кампании находился в кабинете доктора и с нетерпением ждал салюта в честь освобождения города русских моряков.

  • Краткое содержание Под сетью Мёрдока

    Основное действие данного произведения ведется от лица, одно юного молодого человека, которого зовут Джейк Донахью. Быт его не обустроен, постоянного и надеждного жилья он не имеет

Силантьева Евгения

Лоэнгрин

Краткое содержание мифа

Лоэнгрин — немецкий рыцарь, появляющийся в эпосах о короле Артуре.

Сын Парцифаля (Персиваль), он — рыцарь Святого Грааля, посланный в лодке, которую тянут лебеди, чтобы спасти деву, которая никогда не должна спрашивать о его происхождении. Его история — это версия легенды о Рыцаре Лебедя.

Нарушена справедливость, и прекрасная Эльза может пострадать. Нечестолюбивый рыцарь поклялся на своем мече, что она была обещана ему в жены после смерти ее отца, хоть это и была ложь. Ее обидчик торжествует, ведь по правилам он может быть наказан, только если найдется рыцарь, готовый вступиться за честь дамы и победить его в бою. А это вряд ли произойдет: все в округе знают силу обидчика и его умение владеть мечом. Напрасно Эльза умоляет всех вассалов своего покойного отца помочь ей. Тем не менее, турнир назначен, но никто не осмеливается защитить Эльзу: это сулит верную смерть. И в тот момент, когда надежда уже почти потеряна, собравшиеся на турнир зрители вдруг слышат таинственный мелодичный звон. Обернувшись к реке, они видят прекрасного лебедя, который везет по реке лодку. В лодке спит красивый юноша.

Он просыпается, выходит на берег и на все вопросы отвечает лишь, что здесь нарушена справедливость, и он должен ее восстановить, сразившись с обидчиком Эльзы. Несмотря на отговоры, юноша вызывает обидчика на бой и побеждает его.

Возникшая между ним и Эльзой любовь приводит к вызвавшей всеобщее ликование свадьбе и решению остаться. Единственное условие, которое таинственный спаситель ставит Эльзе, заключается в том, что она никогда не должна спрашивать о его имени и происхождении. Вначале это не является препятствием, но злые языки подогревают ее любопытство, и вскоре Эльза не выдерживает и просит своего мужа все объяснить.

И тогда он рассказывает, что его зовут Лоэнгрин, что он сын Парцифаля и состоит в братстве Короля Артура, которое не исчезло, а просто удалилось в недоступные для других места. Из года в год благородные рыцари наблюдают за тем, что происходит на земле. И если где-то нарушены основные законы добра и справедливости, посылают своего гонца, который должен во что бы то ни стало восстановить порядок.

Одним из таких гонцов был и Лоэнгрин. Но, согласно правилам, он мог оставаться в миру только до тех пор, пока его имя и происхождение были неизвестны. И поэтому сейчас Лоэнгрин должен вернуться назад. Со стороны реки слышится звон колокольчиков, появляется лебедь, который забирает Лоэнгрина и увозит вверх по течению.

Образы и символы мифа

Миф о Лоэнгрине создает образы справедливости, чести и предназначения. Лоэнгрин выступает от лица рыцарей Святого Грааля, олицетворения не только справедливости и чистоты, но и наиболее честных и благородных людей на земле.

Главный символ Лоэнгрина - Белый Лебедь. Во-первых, для человека лебеди олицетворяют красоту и романтику, что вызвано их изяществом и принадлежности к нескольким стихиям: воде и небу. Белый же лебедь - символ чистоты и непорочности, очень зыбкой, так как эта птица всегда была объектом охоты из-за ценного пуха.

Меч, как главное оружие рыцаря. Меч - Это один из универсальных и очень древних символов человечества. И легендарные, и реальные мечи глубоко почитались во все времена. Встреча воина и меча не была случайной. Никогда священное оружие не отдавало себя в недостойные, нечистые руки. Дюрандаль Роланда, Жуаёз Карла Великого, Экскалибур легендарного короля Артура,— ни разу не подвели они воинов, шедших навстречу опасности. На таком оружии клялись. Таким оружием вершили суд божий. Западноевропейские рыцари накануне сражения втыкали в землю свои мечи с крестообразными рукоятями и в молитве преклоняли перед ними колена. В средние века в рукоять меча часто вкладывали священные реликвии. Воин, присягнувший на подобной святыне и нарушивший данное слово, был уже не просто клятвопреступником — он совершал святотатство.

Меч — это символ незамедлительного воплощения слов и мыслей в действие. Получая право носить меч, рыцарь брал на себя обязанность всегда следовать своему долгу. Меч — это душа воина. Умение прежде отдавать, чем брать, оказывать помощь прежде, чем просить ее, умение не отступать перед трудностями, а первому преодолевать их.

Щит - символ защиты. Является основой любого герба.

Золото (золотая лодка) - является образом света. Золото связано не с любым светом, а со светом солнца. По христианской символике золото - Божественный цвет. Общий знаменатель символики золота и символики Солнца - древняя идея праведного царя или мессии, приносящего подданным "золотой век", или, что то же, "царство Солнца". В легенде о Лоэнгрине золотой цвет так же свидетельствует о знатности и благородстве происхождения.

Святой Грааль - таинственный христианский артефакт из средневековых западноевропейских легенд, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Формированию позитивного отношения к Лоэнгрину и увековечиванию его образа служили немецкий и французский эпосы, воспевающие Рыцаря-Лебедя. Самыми известными откликами на легенду о Лоэнгрине являются:

Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Первоначальный замысел оперы на сюжет сказания о Лоэнгрине возник у композитора в 1841 году. Легенда о благородном рыцаре волшебной силы и дивной красоты издавна бытовала в различных вариантах у народов северного побережья Западной Европы. Композитор выбрал наиболее поэтичный вариант и постарался, как он сам говорил, "освободить эти мифы от противоречивых воздействий христианской мысли и восстановить в них вечную поэму чистой человечности..."

Замок Нойшванштайн в Баварии, возведенный в честь рыцарей германского эпоса и Лоэнгрина в частности, явивший собой воплощении мечты Людвига II Баварского (1845-1886). В полутора километрах от Гогеншвангау Людвиг увидел скалу, на которой стояла разрушенная сторожевая башня. Эта скала, решил он, и послужит строительной площадкой для Нойшванштайна, его «нового дома с лебедем». Стены залов украшены картинами и гравюрами, посвященными Рыцарю-Лебедю. Позднее, Людвиг добавил в залы сюжеты о его отце Парсифале, поисках Святого Грааля, Рыцарях Круглого Стола.

Упоминания о Лоэнгрине можно так же встретить во многих источниках: в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» (так как Лоэнгрин - сын Парсифаля), в немецких сказаниях братьев Гримм, в средневековом романе о Рыцаре-Лебеде и т.д.

Социальное значение мифа

"Миф о Лоэнгрине, в его простейших чертах и глубоком значении, как истинное создание народной фантазии, вырос передо мной из новейших исследований народного эпоса", - писал Вагнер.

Легенда о Лоэнгрине затрагивает тематику «чистой человечности», веры и выполнения своего предназначения. Подобные вещи волновали людей абсолютно во все времена и во всем мире. Современный человек тоскует по утраченным мифам, поэтому он продолжает искать в мифах ответы на свои вопросы, новые трактовки, развенчания. Это фундамент человеческого мышления. Миф - это рождение представления об идеальном миропорядке в прошлом.

Почему нам важна легенда о Лоэнгрине? - Потому что она рассказывает о человеческой доброте, о силе веры, о благородстве, всех ключевых понятиях, необходимых для понимания и объяснения окружающего мира, социума. В легенде показаны правила, по которым происходит взаимодействие между людьми: ты чист сердцем и помыслами и тебе нужна помощь? - ты получишь ее. Если же ты дал сомнениям овладеть собой и нарушить веру в саму чистоту и непорочность, что ж, ты теряешь уже гораздо больше, чем просто помощь.

Это основы и законы человеческого общения. В легендах они, как правило, предстают в самом простом и понятном свете. Лоэнгрин представлял собой некий закон, и, нарушив его, Эльза потеряла Лоэнгрина. В легенде есть еще один очень важный образ - общество рыцарей Святого Грааля, предстающее как некая сила, которая готова помогать нуждающимся в них. Вера в существовании такой силы даже в наш информационный и технологичный век помогает людям в трудные моменты жизни.

Действие происходит на поединке, в котором Лоэнгрин побеждает Фридриха.

Первый акт

Берег Шельды. Герольд возвещает прибытие короля Генриха, который собирает войска по всей Германии. Фридрих обращается к королю и рассказывает, что после смерти герцога Брабанта он взял на себя опеку над детьми герцога - Эльзой и Готфридом, вскоре исчезнувшим. Фридрих обвиняет Эльзу в убийстве брата и сам высказывает претензии на власть, тем более что его жена Ортруда происходит из рода, который некогда правил в этой области.

Появляется Эльза, от неё ждут оправдания, но она ведёт себя странно и всё грезит о рыцаре, который явился ей во сне. Назначается «Божий суд ». Эльза уверена, что посланный Богом рыцарь появится, чтобы защитить её. Герольд вопрошает, есть ли желающий выступить вместо Эльзы на суде. Когда надежды уже не остаётся, на реке появляется ладья, запряжённая лебедем, а в ней незнакомый рыцарь (Лоэнгрин). Он готов встать на сторону Эльзы и просит её руки, при условии, что она никогда не будет спрашивать, кто он и откуда. Происходит поединок, в котором Лоэнгрин побеждает Фридриха, но дарует ему жизнь. Всеобщее ликование.

Второй акт

Фридрих оплакивает потерю своей чести, обрёкшую его на изгнание, и упрекает Ортруду в том, что она заставила его ложно обвинить Эльзу, тогда как Эльза невиновна - это доказал Божий суд. Ортруда обвиняет его в трусости и говорит, что на стороне Лоэнгрина был не Бог, а колдовство, которое рассеется, если лишить его хоть малейшей части тела. Надо убедить Эльзу спросить героя о его происхождении, тогда он потеряет силу, а честь Фридриха будет восстановлена.

На балконе появляется Эльза, упоённая своим счастьем. Ортруда притворяется невинной и добивается сострадания Эльзы, которая вводит её в свою свиту. Ортруда пытается посеять в душе девушки сомнения по поводу её жениха.

Утро. Герольд объявляет об изгнании Фридриха и о свадьбе Эльзы и Лоэнгрина, который назавтра должен возглавить военный поход. Четверо дворян недовольны, что им придётся отправляться в поход, и появившемуся Фридриху удаётся склонить их на свою сторону.

К собору приближается процессия Эльзы. Внезапно Ортруда преграждает ей проход и требует превосходства на том основании, что Фридрих происходит из уважаемого рода, а Эльза даже не знает, кто её жених. После появления короля и Лоэнгрина Ортруда вынуждена отступить. Тогда появляется Тельрамунд, ему удаётся призвать возмущённых людей к вниманию. Фридрих обвиняет Лоэнгрина в колдовстве, но обвинение отклоняется. Процессия входит в собор. Несмотря на восстановление порядка, в душе Эльзы зарождается сомнение.

Третий акт

Пышно празднуется свадьба Эльзы и Лоэнгрина. Хор прославляет новобрачных. Когда гости уходят, Эльза высказывает Лоэнгрину свои сомнения. Уверения последнего в его высоком происхождении пугают её ещё больше - она боится, что однажды он её покинет и вернётся в свою страну. В конце концов Эльза напрямую задаёт ему роковой вопрос. В этот момент подкрадывается Фридрих со своими сообщниками и нападает на Лоэнгрина, но Лоэнгрин убивает его.

Утро. При большом стечении народа Лоэнгрин сообщает королю, что не сможет возглавить поход. Он вынужден рассказать о своём происхождении - он один из рыцарей Грааля. Поскольку Эльза нарушила своё обещание и заставила рыцаря Грааля раскрыть личность, он вынужден оставить её. Лоэнгрин говорит, что если бы он смог остаться хоть на год, к Эльзе бы возвратился её брат. Приближается лебедь с ладьёй. Ортруда, уверенная в своей победе, сообщает, что этот лебедь и есть заколдованный ею Готфрид. После молитвы Лоэнгрина лебедь получает человеческое обличье до истечения срока. Рыцарь Грааля удаляется. Эльза умирает от горя.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.