Логопедические компьютерные технологии. Использование компьютерных технологий в логопедической практике. Виды презентаций, используемых в работе логопеда

Современная педагогическая идея – экологизация логопедического процесса с позиций принципа природосообразности.

Одним из путей решения этой проблемы является освоение биоадекватных педагогических технологий, основанных на принципе природосообразности, который, в свою очередь, составляет часть Государственного образовательного стандарта.

В нашем детском саду находятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, дисплазия тазобедренных суставов, кривошея и т. д). Зачастую эти диагнозы отягощены неврологической (ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия и т. п) и психиатрической симптоматикой (ЗПР, F-70).

Воспитанники, как правило, имеют отягощённые вторичные и третичные речевые нарушения. Общее недоразвитие речи (в основном в осложненном варианте по Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной) составляет основное речевое нарушение у детей в группах нашего сада. У части детей определена задержка психического развития.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) В речевом развитии - ограниченность словарного запаса, особенно активного (редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь), дефекты произношения, отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи (ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи), фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи (ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно).

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

2) В сенсорно-перцептивной сфере - незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

3) В психомоторной сфере - разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

4) в мыслительной сфере - преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

5) в мнемической сфере - преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания - над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

6) в мотивационной сфере - преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей, многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.)

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий.

Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ЗПР, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.

Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер.

Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

В декабре 2009 года мы прошли обучение на краткосрочных курсах Санкт-Петербургского института биологической обратной связи и внедряем в практику работы технологию БОС – здоровье. Обучаем дошкольников диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

Звукопроизношением;
- просодическими компонентами речи;
- фонематическим восприятием;
- лексико-грамматическим строем речи.

Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи.

В нашем дошкольном учреждении наряду с компьютерными программами применяются слайд-фильмы и презентации. Создание слайд-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать фильм или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда

  • Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);
  • Презентации- загадки, сказки;
  • Презентации — игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);
  • Презентации - на расширение представлений об окружающем мире.

Преимущества ИКТ

  1. образный тип информации, понятный дошкольникам;
  2. моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
  3. увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
  4. эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
  5. открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу логопеда – назревшая потребность.

Нужны качественные и доступные обучающие программы, созданные для работы с учащимися, имеющими нарушения речи и задержку психического развития.

  • Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней.
  • Использование компьтера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР.
  • Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д.
  • Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 5-12 минут в зависимости от возраста детей.

Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выгодский, Н.И.Жинкин, Г.В.Гуровец, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская и др.). Оптимальному решению данной задачи способствует использование в коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных технологий.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Исходя из вышесказанного, хочу более подробно остановится на организация эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий.

Направления деятельности:

    диагностика средствами ИКТ;

    эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;

    консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование ИКТ;

1. Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ.

Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической). Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS PowerPoint, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников

Для тематических слайдов используется визуальный материал О.Б. Иншаковой Альбом для логопеда. Москва «Владос» 2003. На основе картинного материала создан каталог тематических презентаций для обследования речи дошкольников. Это значительно экономит время для проведения обследования речи детей. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.

Для представления не только качественных, но и количественных результатов диагностики речевого развития детей использую возможность программы MS Exce

Использование ИКТ на инд. и фронтальных зан.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) применяются для:

    развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;

    автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;

    развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;

    дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;

Задание: Определи, в каких словах первый звук звонкий. Щелкни по картинке, где изображены такие слова.

    развития связной речи и познавательных способностей;

    для проведения в игровой форме обобщающих заданий.

Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.

первая половина дня - оптимальна;

вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).

Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Очень интересна компьютерная технология "Игры для Тигры" (автор Лизунова Л.Р.). Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Подводя итоги, я предполагаю, что применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Компьютерные технологий в работе учителя-логопеда

Токарева Ольга Геннадьевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» г.Пикалево

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Цель работы учителя - логопеда - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для ее достижения используются различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяются современные образовательные технологии. Одним из условий ФГТ к обеспечению качества образования является использование в ДОУ электронного образовательного ресурса.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в дошкольных учреждениях. Их эффективность зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и групповых занятий. Инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер должен поддерживать работу педагога, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей.

Они применяются для:

  1. Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, вебинарах и пр.)
  2. Ведения электронного портфолио
  3. Ведения документации (перспективное планирование, список группы с расписанием занятий, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, информационные листы в уголки для родителей – документы Microsoft Word, Excel).
  4. Проведения методической работы: консультаций, семинаров.
  5. Проведения занятий (презентации по лексическим темам – программа PowerPoint, специализированные компьютерные игры и технологии).

Подобная организация работы значительно сокращает время, затраченное логопедом на ведение необходимой документации.

Хотелось бы подробнее остановиться именно на проведении занятий, а точнее на использовании компьютерных технологий во время коррекционной работы с детьми.

В последнее время заметно выросла популярность обучающих игр, их выбор на рынке достаточно велик. Это и не удивительно, ведь их использование позволяет значительно ускорить формирование и развитие речи, высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Разумное применение компьютерной игры на занятии является чрезвычайно эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному. Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё бесконечно.

Игр много, все они разные. Вопрос только в том, что именно ребёнку даст та или иная игра. Как это ни грустно, явственно ощущается нехватка специализированных игр, в частности, логопедических. Но даже те немногие технологии, представленные на рынке, можно эффективно использовать на занятиях с детьми.

Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы. У таких детей, как правило, нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.

Попытаемся проанализировать возможность использования конкретных специализированных компьютерных игр и технологий для коррекции различных сторон речевой активности.

На занятиях ведется работа по формированию общих речевых навыков. Таких, например, как длительность, плавность и сила ротового выдоха, темп, ритм, интонация, четкость и разборчивость речи. Здесь незаменимым помощником выступает компьютерная технология «Игры для Тигры» - блок «Просодика». Он содержит четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». В упражнениях «Ветерок», «Одуванчики», «Кораблики» дети работают с микрофоном и учатся отрабатывать длительный плавный или короткий резкий выдох. Над слитностью произнесения слов и фраз, четкостью и разборчивостью речи мы работаем, выполняя упражнения «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы». А упражнения «Машина», «Пирамидка», «Дом» позволяют ребятам следить за темпом и ритмом речевого высказывания.

При коррекции и формировании фонематической стороны речи можно использовать мини-игру «Угадай-ка» из практического компьютерного курса «Домашний логопед», упражнения «Неречевые звуки», «Звукоподражания» программно-методического комплекса «Развитие речи». Здесь дети будут учиться слышать и определять неречевые звуки. А для определения звуков речи подойдут упражнения блока «Фонематика» КТ «Игры для Тигры», где дети будут определять наличие звука в слове (упражнение «Четвертый лишний»). Аналогичная задача ставится в разделе «Речевые звуки» ПМК «Развитие речи», а также в игре «Помоги Тигре» на портале Логопедические игры online. Для формирования навыков анализа и синтеза слова мы используем упражнения «Поезд», «Составь слово» («Игры для Тигры»), упражнения раздела «Речевые звуки» (ПМК «Развитие речи»), игры из уроков Мудрой Совы (сайт Логозаврия, ПМК «Радуга в компьютере»). Для дифференциации звуков детям нравится игра «Помощники деда Мороза» (портал Логопедические игры online), а также упражнения ПМК «Развитие речи».

При коррекции звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков можно использовать ПК «Домашний логопед». Там представлен речевой материал, сопровождаемый забавными картинками.

Для развития лексико –грамматической стороны речи мы используем презентации по лексическим темам. Их в большом количестве можно найти в сети Интернет или создать самостоятельно в программе PowerPoint. Игры на обогащение словарного запаса, развития лексико-семантического значения слов представлены в КТ «Игры для Тигры» и на портале Логопедические игры online. Для формирования грамматического строя речи можно использовать задания ПМК «Развитие речи». В этом же комплексе предложены хорошие упражнения по составлению и пересказу рассказов для развития связной речи. Все эти игры могут использоваться учителем-логопедом в соответствии с еженедельно меняющейся лексической темой, а их разнообразие поможет сделать каждое занятие неповторимым и интересным для ребенка.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.


Кибирева Т.Г. , учитель-логопед МОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», пос. Ясногорское Оловяннинского р-на Забайкальского края

Использование наглядных пособий, демонстрационных и раздаточных материалов, картинок-символов, опорных схем, моделей, дидактических игр, информационно-компьютерных технологий (ИКТ) повышает эффективность логопедической работы.

Компьютерные задания - дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе. Кроме того, использование компьютера способствует развитию и совершенствованию креативных качеств учителя-логопеда - его профессиональной и личностной самореализации, уровня его компетентности. Дети тонко чувствуют переход своего учителя в новое качество. Желание взрослого разнообразить их деятельность, сделать занятия более интересными и познавательными, создать новый виток общения, взаимопонимания, развивать личностные качества детей способствует автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия .

Учебный процесс начинается с упражнения «Подготовься к занятию», помогающего сформировать умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

На слайде в определенном порядке появляется ряд картинок с изображением ручки, простого и цветных карандашей, тетради, дневника. Ученики готовят к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками, логопед подводит итоги: кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попро­сить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, до­бавляя картинки.

Для вторичного обследования речи детей с 2002 г. используется пособие Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». В дальнейшем была разработана ее презентация с наглядным и речевым материалом, что значительно сократило время проведения вторичного обследования.

Презентации по артикуляционной гимнастике были разработаны на наглядном материале книги Е.М. Косиновой «Уроки логопеда» , а презентации с комплексами упражнений для свистящих, шипящих, сонорных звуков - по книге Т.А. Куликовской «Артикуляционная азбука». По книге этого же автора «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» выполнены и систематически используются презентации-истории: «Знакомство с Язычком и его домиком», «Домашняя», «Прогулочная», «Учебная», «Спортивная», «Зоологическая». Для динамических пауз и релаксации используются презентации с музыкальным сопровождением.

Для развития слогового, звукового анализа и синтеза из интернет-ресурсов взяты презентации учителя-логопеда В.А. Чередник, выполненные по учебным пособиям Л.А. Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».

Наибольший интерес у детей вызывают такие логопедические программы, как: «Игры для Тигры», «Развитие речи», «Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа».

Программа «Развитие речи». Имеющиеся у ребенка логопедические проблемы помогут исправить упражнения, представленные на этом диске. Задания расширят словарный запас, разовьют мелкую моторику, память и внимание. А забавные озвученные игры не только сформируют навыки верного произношения звуков, но и улучшат неречевой и фонематический слух.

Особенности программы:

Постановка и автоматизация «трудных» звуков;

Задания на развитие неречевого и фонематического слуха;

Речевая и дыхательная гимнастика;

Скороговорки, пословицы и поговорки, игры и загадки для развития памяти;

«Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа». В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать, познакомит с основами письменной речи. Ребенок увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Программа состоит из четырех разделов.

1. Неречевые звуки (ознакомление со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы; со звуками мира природы: лесные и др.).

2. Звукоподражание (ознакомление со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков).

4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Каждый раздел включает набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходимы мышь и колонки (или наушники).

Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: «Изучение» и «Задание».

Режим «Изучение» предполагает интерактивное ознакомление детей с разнообразием звуков. Ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.

Режим «Задание» направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. Ребенку сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребенком задачи.

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распо­знавания и правильного произношения звуков русского языка. Чтобы начать выполнение задания, необходимо нажать клавишу «Начать». После выполнения задания повторное нажатие этой клавиши позволит выполнить его повторно, но уже в другом варианте (наборе картинок, слов).

Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Для выполнения заданий: «Слово-действие», «Подбери действие», «Слово-признак», «Подбери признаки», «Составляем описание» необходимо нажать клавишу «Начать», затем клавишу «Проверить». Если задание выполнено верно, появляется клавиша «Продолжить», нажав на которую можно перейти к следующему варианту.

При выполнении задания «Послушай рассказ» необходимо нажать клавишу «Начать» и прослушать инструкцию диктора, далее нажать клавишу «Прослушать рассказ». После выполнения действий надо нажать клавишу «Проверить». Клавиша «Отключить/Включить» предназначена для отключения звуковых инструкций диктора (для индивидуальной работы с ребенком). Чтобы звуковые инструкции были отключены, необходимо воспользоваться этой клавишей до нажатия на клавишу «Начать».

Компьютерная технология логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова) включаетCD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

Интерактивность;

Полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

Дифференцированный подход к обучению;

Игровая форма обучения.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.

Для работы с родителями на родительских собраниях используются также презентации, наглядно демонстрирующие коррекционно-развивающую, творческую работу с детьми, методические рекомендации при выполнении домашних заданий.

Выполнение домашних заданий в виде обучающих презентаций по составлению описательных рассказов о временах года: «Зеленое лето», «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весна-красна» сопровождается слайд-шоу фотографий из жизни детей, их экскурсий, походов, прогулок, выставок. Такая личностно-ориентированная направленность заданий выводит отношения педагога и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по развитию речи детей .

Иначе говоря, использование в логопедической работе информационно-компьютерных технологий делает работу логопеда более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности как детей, так и их родителей.

1. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2004.

2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы // Логопед. 2008. № 5.

3. Современный логопедический урок: опыт работы / Авт.-сост. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова. Волгоград, 2011.

4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.

обучение логопед общеобразовательный школа

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Какие возможности открывают ИКТ в работе логопеда, во всех направлениях его деятельности, можно рассмотреть в следующей схеме.

ИКТ в работе логопеда

Компьютерные логопедические программы значительно повышают познавательную активность учащихся. Занятия с использованием компьютера позволяют осуществлять гибкую организацию урока, исходя из возможностей учебного заведения (лучше, если это компьютер в логопедическом кабинете, проектор, интерактивная доска).

I. Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях мною используется «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в школе» (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.).

Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет.

В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова).

В качестве основных достоинств практикума, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • · компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • · деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития.

Учебная программа включает пять разделов:

  • v Подготовительный
  • v Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
  • v Восполнение пробелов лексико-грамматического развития
  • v Восполнение пробелов в формировании связной речи
  • v Развитие индивидуальных качеств учеников

Уже на подготовительном этапе можно использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации, восприятия, мышления, внимания и зрительной памяти. Для ознакомления с компьютером нужно дать возможность детям поучиться работать с манипулятором «мышь». Дети охотно и быстро выполняют упражнения. Даже если в кабинете один компьютер и 4-5 человек в группе, то за 8-10 минут все успевают индивидуально выполнить задание. Удобнее всего отводить на это время в конце урока, и первым пойдёт к компьютеру тот, кто закончил без ошибок задание в тетради. Эти простые упражнения подготавливают ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков.

Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему.

Когда первоклассник уже начал читать, можно использовать ещё один вид заданий: игру: «Укажи картинку». Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляют понимать смысл прочитанного. Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены картинки. Через некоторое время слово исчезает, нужно успеть его прочесть и потом показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально, есть несколько уровней.

Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления пробелов лексико-грамматического развития детей. Упражнения «Составь словосочетание», «Выбери признак» «Подбери родственное слово» и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.

Упражнения раздела «Развитие индивидуальных качеств учащихся» уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки.

II. Второй мой помощник - программно-методический комплекс «Развитие речи».

Он включает в себя следующие разделы:

  • v Неречевые звуки. Звукоподражание
  • v Речевые звуки
  • v Развитие связной речи
  • v Интерактивный раздел

В первом разделе Неречевые звуки. Звукоподражание два режима работы: Изучение и Задание, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно - развивающей работы. В режиме Задание предусматривается несколько уровней сложности.

Раздел Речевые звуки включает в себя четыре подраздела: голосистые звуки (три уровня сложности), Звуки-двойняшки, Сердитые и Ласковые звуки. В этих подразделах ученики учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Раздел Развитие связной речи представлен мультимедийными играми - заданиями следующих типов: Слово-действие, Подбери действие, Слово-признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложности, Составляем описание, Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи. Последний Интерактивный раздел представлен набором тематических картинок и карточками со звуковыми и слоговыми схемами, которые можно переносить на рабочую область, изменять размер, перемещать, удалять.

III. Следующий помощник - компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».

Все упражнения программы построены в игровой форме. Компьютерный герой весёлый и забавный Тигрёнок, который объясняет ученикам цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания, подбадривает, если не всё получается, иногда сердится, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Программа Игры для Тигры представляет собой работу с блоками:

  • · Просодика
  • · Звукопроизношение
  • · Фонематика
  • · Лексика

Каждый блок включает в себя модули, так блок Просодика включает модули:

  • · Дыхание
  • · Слитность
  • · Ритм
  • · Тембр

Блок Звукопроизношение представлен модулями:

  • · Свистящие звуки
  • · Шипящие звуки
  • · Звук р
  • · Звук л

Блок Фонематика состоит из четырёх модулей:

  • · Звуки
  • · Слова
  • · Анализ
  • · Синтез

Блок Лексика включает в себя три модуля:

  • · Слова
  • · Словосочетания
  • · Валентентность

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребёнка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребёнка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе её применения.

IV. В своей практике я также использую CD «Домашний логопед» (практический курс).

Мультимедийный диск «Домашний логопед» предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

  • · Согласные звуки
  • · Гласные звуки
  • · Советы родителям
  • · Мини-игры «Звуковичок», «Угадай-ка»

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

  • Ш Правильная артикуляция звуков
  • Ш Подготовительные упражнения
  • Ш Постановка звуков
  • Ш Автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи
  • Ш Весёлые скороговорки
  • Ш Поучительные пословицы и поговорки.

Мини-игры «Звуковичок», «Угадай-ка» формируют навыки верного произношения звуков, помогают развивать неречевой и фонематический слух.

V. Интересна и обучающая игра «Баба-Яга учится читать», предназначенная для того, чтобы ребёнок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки.

На диске волшебный лес, в котором озорная Баба-Яга спрятала буквы алфавита, и для того, чтобы их найти необходимо выполнять игровые задания при участии сказочных персонажей: Муравья, Мышек, Лягушек, Кота, Ежа, Белки, Жуков, Гусей. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель-логопед.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.