Грамматические средства связи в сложноподчиненном предложении. Московский государственный университет печати. Бессоюзное сложное предложение

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.

  • перед основным предложением :
  • Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

  • Придаточные могут стоять после головного предложения :
  • Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтоб )

  • Придаточные предложения могут стоять посреди головного предложения :
  • В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .

    К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные вида действия и степени.
  • Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, предпосылки, следствия, сопоставления, цели, условия, уступки (другими словами обстоятельственные типы придаточных, не считая придаточных вида действия и степени).
  • 5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд.
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где есть возможность приобрести учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень поменялся. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыровато. (Придаточное места).
  • Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).

    В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, только, только ;

    2) причинные: потому что , так как , ибо ;

    3) условные: в том случае , если ;

    4) мотивированные: чтоб ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .

    Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из

    Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;

    2-ух обычных союзов: словно, как ;

    Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, для чего, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только лишь служат средством связи частей СПП, да и являются членами предложения в придаточной части.
  • Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:

    Я знаю, что он придет - альянс;

    Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.

    Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).

    Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  • Указать класс сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  • Именовать главное предложение и придаточное (выделить грамматические базы).
  • Указать вид придаточной части (найти по вопросу от главной части либо от слова в главной части).
  • Указать, каким образом придаточное предложение связано с основным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  • Выстроить схему предложения.
  • Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.

  • Предложение сложноподчинённое; состоит из 2-ух частей.
  • Предложение 1 - главное, грамматическая база бегун участвует ; предложение 2 - придаточное, грамматическая база который привязывает .
  • Придаточная часть - определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  • Средство связи - союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  • [ сущ. ], (который )
  • Источники:

  • Глава «Общая черта сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Статья «Синтаксический разбор. Сложноподчиненное предложение» на веб-сайте gramma.ru (тщательно, как найти класс придаточной части в сложноподчинённом предложении)
  • Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Двоеточие в сложноподчиненном предложении»?
  • Где отыскать материал по теме «Тире в сложноподчиненном предложении»?
  • Какие есть виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Что такое «неоднородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «однородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «параллельное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Каковой порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными?
  • Где отыскать эталоны анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Какая схема сложноподчинённого предложения именуется вертикальной, а какая горизонтальной?
  • Какие есть разряды подчинительных союзов?
  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?
  • 1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

    Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

    2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

    Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

    3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

    Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

    4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

    Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

    5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

    В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

    6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

    Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
    Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
    Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
    Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
    Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
    Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
    Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
    Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
    Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
    Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
    Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
    Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
    Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
    Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

    1. Сложноподчиненное предложение (СПП) — это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

    2. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

    3. Придаточное предложение может занимать разное место по отношению к главной части.

    • перед главным предложением :

    Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

    • Придаточные могут стоять после главного предложения :

    Он остался здесь с тем , чтобы быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтобы )

    • Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения :

    В том , что деньги пропали, уже никто не сомневался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) — курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению .

    К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

    • определительные;
    • изъяснительные;
    • обстоятельственные образа действия и степени.

    Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

    • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).

    5. Тип придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя определить тип придаточной части по типу союза или союзного слова. Так, например, слова когда , где могут присоединять различные по значению придаточные части, а не только придаточные со значением времени, места:

    • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд .
    • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
    • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
    • Я спросил (о чем?) , где можно купить учебники. (Придаточное изъяснительное).
    • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень изменился. (Придаточное определительное).
    • Там (где?) , где мы шли, было очень сыро. (Придаточное места).

    Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и главного предложений являются или (и те и другие находятся в придаточной части), а также (в главной части предложения).

    В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, лишь, только ;

    2) причинные: так как , потому что , ибо ;

    3) условные: если , коли ;

    4) целевые: чтобы ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , словно , будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтобы .

    Примечание. В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из

    — простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;

    — двух простых союзов: как будто, как только ;

    — простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

    • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
    • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

    Примечание. Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем — форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения необходимо попытаться заменить союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (если такая замена невозможна — это союз), а также поставить на него фразовое ударение. Например:

    Я знаю, что он придет — союз;

    Критерием разграничения часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз ли , который находится в середине придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов — быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он вернулся в тот город, где провёл юность (тот — указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность (с тем — указательное слово, обстоятельство цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтобы никто не видел записки (так — указательное слово, обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

    Союзы и союзные слова — главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
    2. Назвать главное предложение и придаточное (выделить грамматические основы).
    3. Указать вид придаточной части (определить по вопросу от главной части или от слова в главной части).
    4. Указать, каким образом придаточное предложение связано с главным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
    5. Построить схему предложения.

    Образец разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1 В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2 который привязывает к ногам пудовые гири.

    1. Предложение сложноподчинённое; состоит из двух частей.
    2. Предложение 1 — главное, грамматическая основа бегун участвует ; предложение 2 — придаточное, грамматическая основа который привязывает .
    3. Придаточная часть — определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
    4. Средство связи — союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
    5. [ сущ. ], (который )

    Источники:

    • Глава «Общая характеристика сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»
    • (подробно, как определить тип придаточной части в сложноподчинённом предложении)

    Дополнительно:

    • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»

    Дополнительно на Геноне:

    Цель:

    • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
    • определять средства связи придаточного с главным;
    • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Задачи:

    1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
    2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
    3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
    4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
    5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
    6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
    7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

    Оборудование:

    • презентация, карточки с текстом для анализа;
    • карточки с лингвистическим текстом;
    • оценочная карта для каждого ученика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

    II. Мотивационный этап.

    1) Письменный опрос.

    На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

    1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
    2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
      И трещит, и пытает костер.
    3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
    4. Деревья быстро пожелтели.
    5. Покраснела рябина, посинела вода.

    1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

    1. СПП, интонация, союз.
    2. ССП, интонация, союз.
    3. ССП, интонация, союз.
    4. БСП, интонация.

    2) Фронтальный опрос.

    В каком разделе языкознания изучается предложение?

    На какие группы делятся все предложения?

    В чем отличие простого предложения от сложного?

    Какие виды предложений вы знаете?

    В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

    Какие средства связи между частями предложения?

    Какой вид предложений мы уже изучили?

    3) Целеполагание.

    Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

    Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

    III. Операционно-познавательный этап.

    1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

    Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

    Что обозначает главное предложение?

    Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

    К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

    Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

    Чем интересны следующие предложения?

    (Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

    2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

    Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

    Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

    Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

    Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

    Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
    (Энциклопедия для детей. Русская литература.)

    Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

    Работать будем в группах.

    Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

    Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

    1. […глагол], (что…).
    2. (Когда…), […].
    3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

    В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

    Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

    Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

    Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

    IV. Рефлексивно-оценочный этап.

    Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

    Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
    _________, если находится после или перед главным;
    _________, если находится внутри главного.
    Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

    Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

    1. Без ошибок – «5».
    2. 1, 2 ошибки – «4».
    3. 3, 4 ошибки – «3».

    V. Домашнее задание.

    Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

    Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

    Литература:

    1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
    2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
    3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

    Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

    Виды сложных предложений в русском языке

    В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

    Сложносочиненные предложения

    Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

    1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

    Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

    Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

    1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
    2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

    Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

    Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

    Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

    Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

    Виды придаточных в СПП

    Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

    Тип придаточной

    Вопрос

    Средство связи

    Пример

    Определительные

    Какой, который, чей, когда, что, где и др.

    У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

    Изъяснительные

    Падежные

    Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

    Михаил не понимал, как решить проблему.

    Обстоятельственные

    Когда? Как долго?

    Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

    Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

    Где? Куда? Откуда?

    Где, куда, откуда

    Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

    Почему? Отчего?

    Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

    Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

    Следствия

    Что из этого следует?

    К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

    При каком условии?

    Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

    Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

    Зачем? С какой целью?

    Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

    Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

    Несмотря на что? Вопреки чему?

    Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

    Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

    Сравнения

    Как? Подобно чему?

    Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

    Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

    Меры и степени

    До какой степени?

    Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

    Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

    Присоединительные

    что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

    Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

    СПП с несколькими придаточными

    Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

    В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

    1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
    2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
    3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

    Бессоюзное сложное предложение

    Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

    Виды бессоюзных сложных предложений

    1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
    2. Части неравноправны, вторая:
    • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
    • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
    • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

    3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

    • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
    • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

    СП с разными видами связи

    Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

    Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

    Похожие статьи

    © 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.