Спас на крови покушение. Спас-на-крови - еще одна история для ключника

Спас-на-Крови в Петербурге является одной из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.

Начало истории

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события. 1 марта царь Александр II направлялся на где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Решение о воздвижении храма

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики. На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство. Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Строительство собора

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился канал Грибоедова, а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году. Серый гранит использовали для стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Убранство храма

Стены башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича. Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно.

По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Красота изнутри

Главное место храма - неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала. В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки. Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым. Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Самым величественным и значимым в Петербурге смело можно назвать храм Спас-на-Крови. Фото являются тому подтверждением. Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими». Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Дальнейшая история

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.

Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг. По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.

После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником. В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исаакиевского собора». В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.

В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

Сегодня каждый, кто посещает Санкт-Петербург, стремится посетить Спас-на-Крови. Часы работы музея позволяют сделать это в любое время летом с 10 до 22 часов, зимой с 10 до 19.

Спас-на-Крови (Екатеринбург)

Если говорить о страданиях, которые перенесла семья Романовых, нельзя не упомянуть храм в Екатеринбурге. Именно в этом городе августейшая семья провела свои последние дни, на месте их гибели потомки и возвели Спас-на-Крови. Карта города указывает, что собор возведен на месте Как говорит история, дом этот был конфискован большевиками у инженера Ипатьева. Здесь семейство Романовых держали 78 дней. 17 июля 1918 года все мученики были расстреляны в подвале. В годы советской власти память о царской семье была растоптана и очернена. В 1977 году по постановлению ЦК КПСС дом был снесен, руководить мероприятием поручили Б.Н. Ельцину. В своих мемуарах это событие он назвал варварством, последствия которого невозможно будет исправить.

Возведение храма

Только в 2000 году на месте трагических событий приступили к непосредственному строительству храма. Официальное название "Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых". Именно в этом году произошло прославление семейства Николая II. Уже в 2003 году 16 июля состоялось торжественное открытие, освещение храма.

Сооружение, высота которого 60 метров, имеет пять куполов, общая площадь составляет три тысячи квадратных метров. Русско-византийский архитектурный стиль подчеркивает строгость и величие здания. Комплекс составляют верхний и нижний храм. Верхний храм - символ неугасимой лампады, зажженной в память произошедшей здесь трагедии. Нижний заупокойный храм расположился в цокольной части. В него входит расстрельная комната, где присутствуют подлинные останки дома Ипатьева. Алтарь находится на непосредственно месте, где трагически погибла семья Романовых. Тут же создали музей, где выставлены экспонаты, посвященные последним дням жизни царской семьи.

Каждый год в памятную ночь 17 июля в храме проводится всенощная литургия, завершающаяся крестным ходом (25 км) к Ганиной Яме - в этот заброшенный рудник были свезены тела после расстрела. Тысячи паломников ежегодно прибывают сюда, чтобы отдать дань уважения поклониться святыне.

Спас на Крови , или храм Воскресения Христова на Крови , - одна из самых значительных церковных построек в России рубежа XIX и XX веков, а ныне популярнейшая туристическая достопримечательность Санкт-Петербурга . Лакомо-многоцветный, сияющий золотом, мозаикой и эмалью, вырастает его силуэт над гладью канала Грибоедова . Несмотря на его праздничный вид, собор построен на месте одного из самых трагических событий в истории России - смертельного ранения Александра II , отсюда и обиходное название «Спас на Крови» .

Сегодня даже трудно представить, что когда-то этот район города выглядел иначе - таким знакомым стал этот растиражированный открыточный вид на храм со стороны Невского проспекта, в перспективе канала Грибоедова. Несмотря на его не петербургскую, а скорее московскую наружность, странную среди наших неброских классицистических ансамблей, Спас на Крови стал неотъемлемой частью питерского ландшафта и одним из самых любимых в народе храмов. Пестрый хоровод его глав определяет облик исторической части Петербурга наряду со шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора и золотым куполом Исаакия.

В этой статье мы расскажем об архитектуре этого ярчайшего образца «русского стиля» в Петербурге, полюбуемся богатой декоративной отделкой и мозаиками на фасадах , а заодно и изгибами фигурной кованой решетки , отделяющей собор от Михайловского сада. В заключение познакомимся с краткой творческой биографией создателя Спаса на Крови - архитектора Альфреда Парланда .

Описания и фотографии интерьера Спаса на Крови можно найти в отдельной заметке .

Практическая информация о посещении Спаса на Крови (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) приводится ниже .

«Русский стиль»: откуда и зачем он взялся в Петербурге

Щедро украшенный, живописный и многоцветный, Спас на Крови неожиданно вторгается в традиционный классицистический ландшафт Петербурга. Создавая этот праздничный храм, А. А. Парланд в каком-то смысле вернулся на два столетия назад, к допетровской эпохе, обратившись к памятникам архитектуры Москвы и Ярославля XVII века .

Спас на Крови стал ярчайшим образцом «русского стиля », восходящего к православным традициям культового зодчества. Этот стиль начал зарождаться в России еще в 1830-х годах, в период заката классицизма и становления эклектики, и получил наибольшее развитие на рубеже XIX-XX веков. Представители данного направления стремились создать особый национальный стиль , укорененный в древнерусском зодчестве и народном искусстве, глубинных традициях этнической самобытности . «Русский стиль» воспринимался как противоположность петербургской архитектуре XVIII – начала XIX века, развивавшейся в русле общеевропейского барокко и классицизма.

Ниже мы рассмотрим архитектурные особенности Спаса на Крови более подробно и поговорим о богатом декоре его фасадов.

Архитектурная композиция храма Спас на Крови

Спас на Крови, или храм Воскресения Христова , - четырехстолпный храм. Это значит, что его свод опирается на четыре опоры, столпа. Основа сооружения - четырёхугольный в плане объем (в русской архитектуре принято название четверик ). Над ним возвышаются пять глав : средняя шатровая и боковые луковичные. Центральное место занимает восьмигранный шатер - ярко выраженная высотная доминанта, создающая впечатление устремленности вверх. Купол шатра по размеру уступает куполам боковых глав и колокольни, из-за чего кажется, что шатер будто уходит в глубину небесного пространства (; ) (фото с воздуха - с сайта ).

Пять глав основной части храма покрыты эмалированными медными пластинами, что было «первым в мире примером применения эмали, да еще на выпуклых плоскостях, в столь широких, грандиозных размерах » . Из-за технологических сложностей область применения эмали всегда была достаточно узкой: в основном она использовалась в ювелирном деле . Так что покрытие куполов храма ювелирной эмалью - очень смелое и необычное решение архитектора Парланда .

Эти сочные по краскам купола придают зданию особую живописность. Площадь их покрытия эмалью составляет 1000 кв. м - беспрецедентный случай в истории отечественного зодчества .

Именно из-за характерной формы, рельефности и полихромности этих луковичных глав в сочетании с центральным шатром Спас на Крови так часто сравнивают с московским собором Василия Блаженного . На самом же деле у построек совершенно разная композиция: московский собор состоит из девяти столпообразных храмов с девятью же куполами, а Спас на Крови имеет ясно выраженный крестово-купольный квадратный в плане объем с пятиглавием . К тому же не стоит забывать, что храм Василия Блаженного относится к XVI веку, а Парланд ориентировался на более поздние памятники зодчества допетровской эпохи . Хотя храм Василия Блаженного тоже отличается затейливым силуэтом и ярким многоцветьем убранства, впечатление сходства этих двух сооружений - это скорее лишь «поверхностное первое впечатление, на которое более всего наводят элементы орнамента; так сказать, колерно-оптический обман зрения » .

Что же касается постановки шатра вместо центральной главы пятиглавия, то этот прием мог быть навеян московской церковью Рождества в Путинках XVII века, шатер которой, как и у Парланда, имеет килевидные проемы . В основании восьмигранного шатра имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Выше шатер сужается, в нем прорезаны выступы с окошками. Заканчивается шатер фонарем, увенчанным луковичной главкой с крестом.

Фасады собора сплошным ковром покрыты сложными измельченными орнаментами, перенесенными из произведений московских и ярославских зодчих XVII века - периода, когда декоративная кирпичная облицовка и пестрое узорочье стен были одними из главных выразительных средств русского зодчества.

Аналогично этим прототипам, Спас на Крови украшают орнаменты в виде поясков и крестиков из цветных фарфоровых и керамических кирпичей, полихромные керамические изразцы в квадратных углублениях стен («ширинках»), поливная изразцовая черепица на кровлях апсид и шатровых крыш, ажурные арочки, резные колонки и кокошники из мрамора... На фоне коричневато-красного кирпича всё это великолепие смотрится особенно нарядно.

Как отмечают специалисты , форма лопаток (вертикальных выступов) с изразцами в «ширинках» навеяна ярославскими храмами. Для них же характерны и главы со световыми барабанами. Фронтонные кокошники северного и южного фасадов восходят к храмам с перекрытием «бочкой», а высокие окна с длинными колонками на центральной апсиде напоминают сходный мотив подмосковных церквей в Тайнинском и в Алексеевском . Карниз, насыщенный декоративными поясками, мог быть подсказан московской церковью Николы в Пыжах , а сплошной ковер «ширинок» с изразцами на стенах колокольни - церковью Николы в Хамовниках , также в Москве.

В оформлении теремообразных входов архитектор объединил шатровые рундуки московского типа (церкви Троицы в Никитниках , Рождества в Путинках) с ярославскими фронтонными крыльцами (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках).

Фигурные наличники окон , представленные в форме кокошников, тоже роднят Спас на Крови с постройками XVII века. В средней части боковых фасадов введены обрамления со сложным тройным завершением, в которое вкомпонована розетка (этот мотив известен по церкви Рождества в Путинках). Боковые части этих же фасадов отмечены наличниками с поднятым килевидным кокошником. Этот тип наличников взят от церкви Николы в Хамовниках , а оригиналами для очелий (так называют декоративное навершие наличника) могли послужить аналогичные детали Троицкой церкви в Останкине и других памятников Москвы и Ярославля XVII века .

Рельефные изображения равносторонних крестов в круге, стилизованных цветов и другие мотивы в оформлении изразцов, наличников и кокошников - не простое украшение. Все эти детали имеют глубокий смысл. Это древнейшие символы , которые встречаются у многих цивилизаций. Так, распускающийся цветок символизирует возникновение Вселенной из центра, символизирующего Абсолют. Круг, в котором расположен цветок, - это мир, находящийся в становлении, в круговом движении вокруг центра, а сердцевина цветка - семя, из которого рождается Вселенная. Равносторонний крест в круге символизирует расширение Вселенной из центра по четырем направлениям .

Звучание храма как памятника самодержавию усиливают такие символические детали, как увенчанный короной крест на колокольне и двуглавые орлы (трёхсторонние) над шатрами крылец.

Мозаика на фасадах Спаса на Крови

Спас на Крови - непревзойденный образец мозаичного зодчества . Этот храм стал первым в России примером столь широкого применения мозаики в украшении фасадов. Гигантская площадь мозаичного поля, покрывающего фасады и внутренние стены собора, в сочетании с высоким уровнем исполнения мозаик, делает Спас на Крови памятником мирового значения.

Мозаика отмечает основные композиционные детали здания и играет особую роль в создании праздничного облика здания. Общая площадь мозаичных композиций на фасадах Спаса на Крови - более 400 кв. м .

Изготовлением мозаик Спаса на Крови занимались отечественные и иностранные фирмы, причем самый крупный заказ получила знаменитая мастерская А. А. и В. А. Фроловых . Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики, основанной А. А. Фроловым на Кадетской линии. После ранней смерти А. А. Фролова в 1897 году его заменил младший брат В. А. Фролов, и мастерская переехала, а позднее разместилась в собственном здании Фроловых на Васильевском острове. За сравнительно короткий период в этой мастерской было создано почти все мозаичное убранство Спаса на Крови . Владимир Александрович Фролов (1874-1942) стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) .

Напомним, что в мастерской Фролова также был выполнен фриз дома Набоковых и здания Общества взаимного кредита в Петербурге, мозаики для доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского , Феодоровского собора в Пушкине, храма Александра Невского в Таллине, Морского собора Николая Чудотворца в Кронштадте и других религиозных и светских учреждений, особняков и доходных домов.

Воплощением эскизов в материале занимались также и талантливые русские мастера из Мозаичного отделения Академии художеств .

Эти работы начались в 1895 году, и к 1900 году было изготовлено большинство фасадных и половина интерьерных сюжетов .

Подробно об истории создания Спаса на Крови , а также о ходе его строительства и дальнейшей судьбе храма читайте в заметке «История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) ». О мозаиках внутри храма .

Наиболее насыщена мозаикой западная часть храма, а именно колокольня , построенная над местом смертельного ранения Александра II и потому несущая особую смысловую нагрузку, ведь собор, как мы знаем из истории , должен был играть роль мемориала царя-освободителя , осененного ореолом мученика. Так что его создатели всеми средствами старались акцентировать эту идею, «обращая особое внимание на ту часть храма, которая окружает место катастрофы, то есть на колокольню » .

Отличительная особенность колокольни - расположенные в квадратных углублениях с трех сторон ее основания 134 мозаичных герба (по эскизам художника А. П. Черкасова): это гербы всех губерний и областей Российской империи, дополненные некоторыми уездными гербами. Такое оформление наглядно иллюстрировало тему всенародной скорби и покаяния. Гербы были призваны отражать скорбь по императору, «охватившую при роковой вести все сердца на необъятном пространстве общей родины » . Также они свидетельствовали о том, что храм «строила вся Россия» (хотя, как мы теперь знаем , вклад народных пожертвований был гораздо меньше, чем принято считать).

Под куполом колокольни мозаикой выложены слова молитвы святого Василия Великого, отражающие покаянную идею храма («Самъ безсмертный Царю, пріими моленія наша... и остави намъ прегршенія наша, яже дломъ и словомъ и мыслію, вдніемъ или невдніемъ согршенная нами »).

Однако одними гербами мозаичный декор колокольни не ограничивается. В этой же технике выполнены церковные сюжеты, выражающие главную тему Спаса на Крови как «Голгофы для России» (). В центре западного фасада основание колокольни отмечено открытой часовней, где под золоченым навесом находится мозаичное «Распятие» на рельефном кресте из мрамора и гранита. Мозаика выполнена по эскизу самого архитектора А. А. Парланда . Это, наверное, самый пронзительный мотив крестных мук, выпавших на долю Христа и уподобляемого Ему погибшего императора. В верхней части композиции изображен Бог Отец, окруженный шестикрылыми серафимами.

На этом же западном фасаде колокольни по обеим сторонам «Распятия», на общем с ним фоне из золотой мозаики, помещены мозаичные иконы в обрамлении из эстляндского мрамора. Они изображают святого Зосима Соловецкого и святую Евдокию . Дни празднования этих святых совпадали с датами рождения и смерти Александра II : преподобный Зосима был покровителем дня рождения императора (17 апреля), а день святой преподобной мученицы Евдокии совпадает с днем цареубийства (1 марта) .

До 1917 года перед «Распятием» горела неугасимая лампада.

Над «Распятием», по сторонам большого полукруглого окна, - крупная трехчастная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном ». Она создана по эскизам художника М. В. Нестерова и изображает несомый ангелами плат с ликом Христа, к которому обращены взоры предстоящих, молящихся об искуплении греха за убийство . Справа стоит исполненный благоговения апостол, слева - Богоматерь с молитвенно поднятыми руками.

Удлиненные фигуры Богородицы и Иоанна Богослова, представленные на фоне холмистого «умбрийского пейзажа», отличаются изысканностью силуэтов и мягкими переливами цвета. В этом произведений Нестеров заметна связь с прерафаэлитскими традициями и одновременно с ранним модерном . Прорезающее колокольню в этой части огромное окно освещает интерьер храма с сенью над «памятным местом» .


Еще выше на фасаде колокольни находится икона благоверного князя Александра Невского (по эскизу художника В. П. Павлова).

Центральную часть южного и северного фасада колокольни занимают сцены прославления Богочеловека. С южной стороны находится мозаичная икона «Божия Матерь, Иоаким и Анна » («Богоматерь на троне с Предвечным младенцем и предстоящими праведными Иоакимом и Анною»), созданная по оригиналу художника Н. А. Бруни. С северной стороны - мозаичная икона «Деисус » («Спаситель с Богоматерью и Иоанном Предтечей») по эскизу В. В. Беляева. Христос здесь представлен на троне, в величии славы, в архиерейском облачении .

Кокошники колокольни, как и кокошники, служащие основанием глав, заполнены мозаичными изображениями множества русских святых , а также святых, соименных представителям царствующего дома .

Треугольные тимпаны четырех крылец по обе стороны колокольни Спаса на Крови также украшены мозаичными панно . Эти поразительные по колориту и композиции панно над входами в храм созданы по эскизам художника В. М. Васнецова и в соответствии с назначением колокольни-мартирия посвящены евангельским сюжетам, а именно самым страшным моментам земной жизни Христа.


На северном и северо-западном тимпанах представлены сцены «Несение креста » и «Распятие »; на южном и юго-западном - «Снятие с креста » и «Сошествие во ад ».

По манере композиции В. М. Васнецова ближе к образцам академизма, чем к модерну.

К академическим приемам восходит и большое мозаичное панно фронтонного кокошника южного фасада «Христос во славе » («Спас на престоле» или «Христос во Славе с припадающими св. Александром Невским и св. Николаем Мирликийским»), созданное по эскизу художника Н. А. Кошелева . Сверкающий золотой фон сочетается с яркой пестротой колорита. Центральное место в треугольной композиции занимает образ Христа, от которого исходит золотой поток лучей, пронизывающий всё пространство мозаики. У основания трона - коленопреклоненные фигуры предстоящих: справа изображен святой Николай (покровитель Николая II, при котором был освящен Спас на Крови) с книгой Нового Завета, слева - святой Александр Невский (покровитель императора Александра II и один из покровителей Санкт-Петербурга ). В руке Александра Невского - модель храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Композиция этой мозаики столь органично вписалась в тимпан, что мозаичист А. Фролов называл ее одной из своих лучших работ .

Симметрично этой композиции во фронтонном кокошнике на северном фасаде установлено мозаичное панно «Воскресение Христово » по оригиналу М. В. Нестерова .На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой плащанице, с красным крестом в левой руке . Несмотря на смиренное выражение лица Господа, Он весь - воплощение торжества жизни над смертью. Сбоку изображена бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. В этой мозаике нашла отражение главная утверждающая тема храма - надежда и спасение. Строгая и утонченная, полная внутренней экспрессии, композиция выдержана в сдержанной, приглушенной гамме и созвучна стилистике модерна .

Наконец, центральную апсиду Спаса на Крови украшает мозаика «Благословляющий Спаситель », созданная по эскизу А. А. Парланда .

Доски с надписями о реформах Александра II и событиях его царствования

В 1905 году во впадинах цоколя Спаса на Крови были установлены двадцать мемориальных досок из темно-красного норвежского гранита - летопись жизни императора Александра II и важнейших событий его царствования, которое вошло в историю России как эпоха «Великих реформ».



Памятные доски , чередующиеся с блоками серого гранита, помещены с южной, восточной и северной стороны храма.

На них высечены и покрыты позолотой надписи , излагающие основные деяния Александра II .

Ниши с расположенным в них памятными досками образуют аркаду цоколя - своего рода символическое основание высящейся над ним части храма, где события земной жизни убитого царя возводятся на уровень высших духовных ценностей христианства .


Часть досок содержит сведения о событиях, предшествовавших началу царствования Александра II: Рождение Великого Князя Александра Николаевича в Московском Кремле (17 апреля 1818 года); Бракосочетание Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича с Великою Княжною Мариею Александровною, Принцессою Гессен-Дармштадтскою (16 апреля 1841 года); Провозглашение Великого Князя Александра Николаевича Наследником Престола (12 декабря 1852 года).


Далее следуют первые официальные события царствования: Восшествие на Престол Государя Императора Александра II (19 февраля 1855 года) и Священное Коронование и Миропомазание Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны в Москве (26 августа 1856 года).

На одной из этих досок сохранились следы немецкого снаряда. (Подробнее о судьбе Спаса на Крови во время блокады ).

Затем начинается собственно перечень основных реформ Александра II , а также территориальных расширений Российской империи и прочих внешнеполитических достижений.

Из внутренних реформ отмечаются следующие:

Освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 года); Положение о Государственной росписи и финансовых сметах и об обнародовании их во всеобщее сведение (22 мая 1862 года); Преобразование Государственного Контроля. Развитие сети железных дорог и телеграфов (1862–1866 гг.); Ограничение телесных наказаний (17 апреля 1863 года); Народное образование (Положение о начальных народных училищах 1864 г., Городские училища и учительские институты 1872 г., Уставы гимназий и прогимназий 1864-1871 гг., Уставы реальных училищ 1872 г., Университетский устав 1863 г., Попечение о развитии женского образования); Судебные уставы (20 ноября 1864 года); Устройство быта крестьян Царства Польского (19 февраля 1864 года); Положение о земских учреждениях (1 января 1864 года); Закон о предоставлении печати возможных облегчений (6 апреля 1865 года); Городовое положение (16 июня 1870 года); Всеобщая воинская повинность (1 января 1874 года).


Из внешнеполитических достижений Александра II на досках Спаса на Крови запечатлены:

Заключение мира, положившего конец Восточной войне 1853–1856 гг . (19 марта 1856 года); Присоединение к России Амурского и Уссурийского края (Айгунский договор 16 мая 1858 года, Пекинский договор 2 ноября 1860 года); Покорение Кавказа (Взятие Гуниба и пленение Шамиля (1859), Окончание Кавказской войны (1864)); Завоевание Средней Азии (1860-1881 гг.); Возвращение Россией своих державных прав на Черном море (19 октября 1870 года); Война за освобождение балканских христиан (12 апреля 1877-19 февраля 1878 года); Заключение мира в С.-Стефано (19 февраля 1878 года) (Воссоединение отторженного участка Бессарабии, присоединение Карса и Батума, независимость Румынии, Сербии и Черногории, Освобождение Болгарии).


Двадцатая доска посвящена собственно Спасу на Крови.

Она сообщает, что храм был сооружен на месте смертельного ранения Александра II на пожертвования царской семьи и всего народа русского; заложен в царствование Александра III, а окончен и освящен в царствование Николая II.

От Михайловского сада храм Воскресения Христова (Спас на Крови) отделяет причудливая полукруглая кованая ограда с воротами напротив восточного фасада собора . Эта изумительная решетка в духе раннего модерна является одной из самых красивых в Петербурге и составляет неотъемлемую часть архитектурного ансамбля храма Спаса на Крови .

Полукруглая ограда длиной более 250 метров была изготовлена в 1903-1907 годах на художественно-слесарном заводе «Карл Винклер » . Мастера этого завода внесли наиболее крупный вклад в создание металлического кружева в петербургской архитектуре. Именно на предприятии «Карл Винклер» было создано большинство кованых решеток начала ХХ века, по сей день украшающих старые дворы Петербурга, балконы и ограждения лестниц . Однако решетка Михайловского сада у храма Воскресения Христова стала самым значительным произведением завода .

Ограда закреплена на высоком гранитном цоколе, между фигурными цилиндрическими колоннами, которые облицованы глазурованным кирпичом двух тонов (предприятие князя Голицына) . Капители и базы мощных опор сделаны из эстляндского мрамора фирмы «Кос и Дюр» (она же, как мы знаем из истории строительства храма , поставляла мрамор для облицовки самого Спаса на Крови ) . Ограда состоит из 50 больших (4 на 3,7 м) звеньев с крупным растительным орнаментом. Несколько секций аналогичной ограды отделяют ризницу Спаса на Крови от проезда ко 2-му Садовому мосту.

Автор решетки точно неизвестен, но в подавляющем большинстве источников указывается, что она была создана по рисунку самого архитектора А. А. Парланда (правда, в ряде изданий авторство ограды приписывается художнику Э. К. Кверфельдту ).

Ограда Михайловского сада в Петербурге - поистине уникальное произведение раннего модерна , одновременно похожее на фантастическую флору древнерусских «травных росписей». Это чугунное кружево, служащее достойной оправой нарядному храму, как бы парит в воздухе, практически не опираясь на гранитный постамент. Основу рисунка эффектной ограды составляет крупный растительный орнамент с изумительными коваными цветами. Эти диковинные цветы, окутанные элегантными переплетениями металлических стеблей, раскинулись по всей ограде. Ворота ограды выполнены в тех же узорах, а их столбы украшены фонарями и изразцовыми майоликами.

Первозданный вид этой симметричной ограды был нарушен в 1960-е (по другим данным - 1970-е) годы, когда вдоль Марсова поля проложили трамвайную магистраль с выездом на Троицкий мост, через мост, названный в 1975 году мостом Гриневицкого (ныне Новоконюшенный). В связи с прокладкой трамвайного проезда между Михайловским садом и зданием бывшей Школы народного искусства (дом № 2-а по набережной канала Грибоедова) ограду около ризницы пришлось «разорвать», а снятые секции установить вдоль трамвайного проезда .

В 1990-е годы стало очевидным, что одна из красивейших оград города пришла в плачевное состояние. От неё осталось лишь 50% деталей (железо, которое в начале XX века использовалось на заводе «Карл Винклер», было не высшего сорта и не выдержало скверного питерского климата). Итак, половина металлических конструкций была утрачена, а сохранившиеся 52 звена ограды были повреждены коррозией . Облицовочный кирпич потрескался, исчезли фонари (лампионы) над воротами ограды и майоликовые изразцы со столбов . Реставрация требовала серьезных затрат. Спонсором этого масштабного проекта в 1998 году выступила табачная компания J. T. International .

Реставрационные работы по восстановлению ограды Михайловского сада начались в конце 1990-х годов. История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий... Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам). На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот .

В ходе реставрации решетки удалось восстановить цоколь, 33 звена ограды, столбы, а также ворота с вензелями, изразцы и кованые фонари . Звенья ограды снимали и отвозили в кузнечную мастерскую в Царском Селе, где кружево разбирали, чистили и, сверяясь с архивными фотографиями и чертежами, отковывали по старинным технологиям недостающие фрагменты (; ). За каменные работы (опорные колонны, цоколь ограды) отвечали умельцы реставрационных мастерских предприятия «Специалист». Металлический декор реставрировала фирма «СТЭК» . Изразцовая майолика на столбах ограды была утрачена практически полностью. На место удалось вернуть 25 изразцов с 5 видами орнаментов, причем за образец брали кусочки изразцов, сохранившиеся на ризнице Спаса на Крови . Нестандартной конструкции стеклянные плафоны для фонарей заказывали в Гусь-Хрустальном (; ).

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

Частью ансамбля Спаса на Крови является стоящая рядом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери , построенная также по проекту А. А. Парланда . Она была освящена 27 апреля 1908 года. В Иверской часовне-ризнице хранились иконы и предметы церковной утвари, поднесенные в память о кончине императора Александра II . Также тут находился крест с частицами от Живоносного Гроба, кусочками камней от Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер . Помимо этого, ризница была предназначена для экспонирования чертежей и эскизов. Здесь же были представлены образцы камней и прочих материалов, использованных в отделке храма . Ризница была устроена как музей, доступный для всех желающих .

Ризница построена по образцу симметричных павильонов, предусмотренных архитектором А. А. Парландом в нереализованном проекте под девизом «Старина» (1882). Одновременно она является копией угловых башен галереи из грандиозного проекта , созданного Парландом в 1883 году (официально - в соавторстве с архимандритом Игнатием). В окончательном варианте часовня была построена лишь одна, причем в виде отдельно стоящей постройки.

Ризница выстроена в «русском стиле», соединенном с мотивами византийской архитектуры. Она представляет собой прямоугольное в плане здание, облицованное, как и собор, зигерсдорфским декоративным кирпичом. Композиционная схема постройки - «восьмерик на четверике» (это значит, что восьмигранный купол поставлен на куб). Купол имеет сомкнутый свод и шестнадцатискатное ребристое покрытие .

Фасад ризницы, обращенный к каналу Грибоедова, оформлен колонками из эстляндского мрамора. Главный вход выделен сдвоенными колонками, а над проемом помещен кокошник-фронтон, в центре которого находится мозаичная икона «Спас нерукотворный». По бокам фасада - массивные столбы, в углубления которых блестят глазурованные изразцы. Шпиль крыши завершается хризмой - монограммой Иисуса Христа в кольце .

В советское часовня использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства, а также навершие крыши. В 1996 году здание было отреставрировано, восстановлена мозаичная икона над входом, а в 2005 году по архивным фотографиям воссоздали венчающую купол хризму.

В 2013 году в отреставрированной часовне-ризнице Иверской иконы Божией Матери открылся Музей камня . Первый раздел экспозиции посвящен поделочному камню, использовавшемуся в оформлении интерьеров Исаакиевского собора и Спаса на Крови . Здесь представлены образцы отечественного и итальянского мрамора, российских яшм и порфиров, серпентинита, малахита и других цветных поделочных камней, а также предметы декоративно-прикладного искусства из этих минералов.

Второй раздел посвящен драгоценным изделиям из янтаря. Здесь можно увидеть янтарную модель Исаакиевского собора работы современного мастера Александра Крылова и шесть янтарных мозаичных икон из его коллекции.

Об архитекторе А. А. Парланде

Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд (1842-1920) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, чиновник VI класса, был сыном выходца из Шотландии, сделавшего в России блестящую карьеру. Мать будущего архитектора была родом из Штутгарта. Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова в Петербурге, а затем в штутгартской Политехнической школе. В 1863 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств.

Вскоре по окончании Академии художеств (1871) Парланд создал свои первые сооружения: храм Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни (1872-1876) (не сохранился) и особняк Н. Г. Глушковой в Петербурге (1874) (перестроен в 1913-1914 гг.). Позднее Альфред Александрович преподавал в Академии художеств, на кафедре архитектурных ордеров, и в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица , на кафедре акварельного рисунка.

В 1881 году Парланд вернулся из пенсионерской поездки за границу, где провел 5 лет (в основном в Италии), и получил звание академика архитектуры. С 1882 года - профессор Академии художеств, а с 1905 - ее действительный член .

Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре . Безусловно, главным произведением зодчего - и одним из ярчайших образцов «русского стиля» - стал храм Воскресения Христова (Спас на Крови) , сооруженный в 1883-1907 годах на месте смертельного ранения Александра II на Екатерининском канале (нынешнем канале Грибоедова). Помимо Спаса на Крови и всего храмового ансамбля , включавшего часовню-ризницу , жилой флигель и художественную ограду Михайловского сада , Парланд создал и ряд других церковных построек , включая упомянутую церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни. В 1880-1890-х годах он возвел Успенскую церковь в Опочке, храмы в Новгородской и Смоленской губерниях, перестроил Знаменскую церковь в Петергофе (1892-1896) (утрачена) . В 1910 году архитектор занимался реставрацией Казанского собора, а в 1915 году создал надгробный памятник В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. С 1915 года А. А. Парланд был почетным членом Археологического общества.

Альфред Парланд был одним из первых петербургских зодчих, обратившихся к архитектурному наследию допетровской эпохи и «научному конструировани. национального стиля» . В своей работе он часто использовал декоративные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы.

После революции у Парланда были отобраны все регалии . Он умер от голода (истощения и воспаления легких) в возрасте 77 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище . В 1924 году во время наводнения крест с могилы был смыт . Только в 2012 году на Смоленском лютеранском кладбище при содействии музея «Исаакиевский собор» был установлен памятник на могиле архитектора Парланда .

Архитектор Парланд не был женат, но имел талантливых родственников. Брат Парланда, Андрей, тоже был архитектором. Дети Андрея (племянники архитектора) тоже оставили свой след в истории искусств: Алиса Андреевна Парланд (1874-1938) была художницей, а Георгий Андреевич - писателем. Внучатый племянник архитектора - Генри Парланд (1908-1930) был известным финским писателем-модернистом, писавшим на шведском языке.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие

Немного истории.

1 марта 1881на берегу Екатерининского канала, недалеко от Михайловского дворца, бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким, был смертельно ранен царь освободитель Александр II. На этом месте на средства собранные по всей России по проекту архитектора Альфреда Парланда был построен храм-памятник царю-мученику - собор Воскресения Христова или Спас на Крови. Храм строился долгих 24 года по указу сына погибшего монарха, начиная с 1883 года, и был освещен в 1907 году при его внуке.


Неорусский архитектурный стиль храма вобрал в себя композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля 17 века.
Вид со стороны Невского проспекта.

До 1917 года храм не был приходским и находился на государственном содержании. Вход в него осуществлялся по пропускам Здесь проходили отдельные службы памяти Александра II и ежедневные проповеди. В виду недостатка средств в 1919 году при храме для его поддержания был сформирован приход, затем в 1922 храм был передан Петроградской автокефалии, в 1923 году стал кафедральным собором староцерковной Петроградской епархии и с конца 1927 года до закрытия в 1930 году был центром иосифлянства в Ленинграде.

В 1938 году было принято решение о сносе храма, но война помешала этим планам. Во время блокады здесь был морг, в помещения храма свозили умерших ленинградцев. После войны в храме был устроен склад декораций Малого театра. В апреле 1971 года находившийся в аварийном состоянии храм был передан на баланс музея "Исаакиевский собор". В 70-е годы в нем начались подготовительные предреставрационные работы, а в 80-х годов - реставрация, первый этап которой закончился в 1997 году. Ровно через 90 лет после освещения храм открыли для посетителей.

Рядом с храмом находится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, построенная по проекту архитектора А. Парланда. Она использовалась для хранения икон и прочих даров поднесенных в память о кончине Александра II.

Со стороны Михайловского сада храм окружает великолепная чугунная ограда отлитая на заводе Карла Винклера по проекту Альфреда Парланда.

Вид на восточные пределы храма со стороны Михайловского сада.

Уникален интерьер храма. Вся его внутренняя поверхность площадью около 7 тысяч квадратных метров, стены, столбы и своды, покрыта мозаикой. Мозаичный композиции создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригинальным эскизам 30 художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.Н. Харламова, Н.А. Бруни и других.

Билет на посещение храма стоит 130 руб. В эту стоимость входит обязательная экскурсия. Экскурсионные группы формируют на входе. Для этого приходится некоторое время ждать пока соберется нужное количество людей. Но это в ноябре, думаю летом ждать придется в очереди на вход. Фотографирование разрешено в том числе с использованием вспышки. Хотя от применения вспышки в таком огромном помещении толку мало. После экскурсии по храму можно походить самостоятельно.

Над местом, где был смертельно ранен Александр II установлена так называемая сень изготовленная из яшмы различных цветов.

Под сенью сохранены часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой на которые упал смертельно раненый царь.

Главный предел храма с иконостасом. Над иконостасом мозаика по эскизу Харламова "Христос во славе" и еще выше "Преображение" Кошелева.

"Христос Пантократор" Н.Н. Харламова в главном плафоне храма. Под ним "Преображение" Н.А. Кошелева.

Северная стена. В верхней части сцены чудес Христовых "Исцеление сухорукого", "Хождение по водам", "Исцеление бесноватого отрока" выполненные по эскизам А.П. Рябушкина. Ниже "Исцеление слепых" А.А. Кисилева и "Призвание апостола Матфея" и "Беседа Христа с самарянкой" А.П. Рябушкина.

Нижняя часть поближе.

Северный киот. Изготовлен из розового родонита, коргонского порфира и различных яшм. В центре мозаика "Александр Невский" по по эскизу М.В. Нестерова.

Иконостас. В центре "Евхаристия" Н.Н. Харламова. Слева и справа от нее мозаики "Богоматерь" и "Спаситель" по эскизам В.М. Васнецова.

Южный киот выполнен из тех же камней, что и северный. В центре мозаика "Воскресение Христа" по эскизу М.В. Нестерова.

Южная стена. Сверху в центре "Крещение Христа" И.Ф. Порфирова. Слева и справа от нее мозаики по эскизам В.И. Отмара "Се агнец божий" и "Отрок Иисус в храме". На сводах и столбах парные мозаики апостолов, святых и мучеников.

Южная стена, нижняя часть. "Явление ангелов пастырям", "Рождество Христово" И.Ф. Порфирова и "Сретение" В.И. Отмара.

Плафон над южной стеной с мозаикой по эскизу В.В. Беляева "Нагорная проповедь".

Правая часть южной стены. В центре мозаика по эсикзу В.И. Отмара "Поклонение волхвов".

Плафон над западной стеной с мозаикой по эскизу В.В. Беляева "Въезд в Иерусалим".

Предел храма над северным киотом.

Пол под главным плафоном.

Своды алтарной части.

Левая часть западной стены.

Собор Спаса на Крови - это одна из самых главных достопримечательностей Петербурга. Его построили при драматических обстоятельствах, а история храма стала не менее трагичной. Какие мифы и легенды связаны со знаменитым собором - узнавайте в материале портала «ЗаграNица»

Кровавая мостовая

Ни для кого не секрет, что Спас на Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III приказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте большой храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Подводные кресты

По легенде, во времена революции жители города сняли со Спаса кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Это было сделано для того, чтобы спасти убранство храма от большевиков. Когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в канале. Рабочие решили последовать совету. Ко всеобщему удивлению они нашлись именно там.


Фото: shutterstock.com 3

В 1970 году началась реставрация храма Спаса на Крови и были установлены строительные леса. Но процесс надолго затянулся, поэтому жители города привыкли к виду храма, окруженного лесами. В итоге петербуржцы придумали пророчество: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса на Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

В военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме: где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас на Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, что подтверждало его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей: некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом на картошке». По окончании войны храму Спаса на Крови опять-таки не вернули религиозную функцию, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого оперного театра, который нынче известен как Михайловский.


Фото: shutterstock.com 5

Крупнейшая коллекция мозаик

Один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция работ, над которыми трудились такие знаменитые русские мастера, как Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит отметить, что мозаики - основной декор храма, даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Именно из-за такого обилия настенных узоров и затянули открытие храма на долгий период - 24 года.

Нумерология и нехристианская символика

Экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что совпадает с годом гибели Александра II. А еще одно число - 63 м - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.


Фото: shutterstock.com 7

Таинственная икона

Кроме рассказа о знаменитом призраке набережной канала Грибоедова бытует еще одна мистическая и таинственная легенда: якобы под крышей Спаса на Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953 и другие. Считается, что она обладает силой и способна предрекать поворотные даты в истории России, ведь на полотне уже сейчас можно разглядеть и другие нечеткие силуэты чисел: возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

Защищающий храм

Сразу после освящения храма Спаса на Крови стали появляться мистические легенды. Простой люд искренне верил, что новый собор сможет уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:

Спас, Спас на Крови!

Спаси нас, спаси!

От дождя, от ножа,

От волка, от дурака,

От ночной мороки,

От кривой дороги…


Фото: shutterstock.com 9

Нерушимая церковь

Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры, . Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил , которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Потребность увековечить место смертельного ранения Царя-Освободителя возникла в обществе сразу после трагических событий 1 марта 1881 года. Александр III настоял на том, что это должен быть храм, а не часовня.

Собор Спас-на-Крови расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора - 1600 человек.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:23


История Спас на крови в Санкт-Петербурге началась в день смерти Александра II. Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе Спас на крови было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и , находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:28


На фото: первоначальный проект Воскресенского собора в Санкт-Петербурге. Постройка храма Воскресения Господня обошлась казне в 4 000 000 рублей серебром — на миллион больше, чем предполагала первоначальная смета. Общая площадь наружных мозаик стен составляет 400 м2, внутренних — более 7000 м2. Это одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе. Венчают храм девять глав (пять над ос. . .


Саша Митрахович 28.01.2016 11:29


Собор Спас на крови имеет асимметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды - центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части - двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания.

Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой - главное украшение фасада собора Спас на Крови. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху - изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девяти главное здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с в Москве.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:31


Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на интерьер Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге , поражающий своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами.

В создании украшения собора Спаса-на-Крови принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора - часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Спас-на-крови - это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:37


Режим работы собора Спас на крови

  • с 10.30 до 18.00;
  • Выходной день - среда;
  • С 1 мая по 30 сентября с 18.00 до 22.30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи» (смотрите стоимость посещения в вечернее и ночное время).

Стоимость билетов в собор Спас на крови

  • взрослые - 250 рублей;
  • дети до 18 лет, студенты и пенсионеры РФ - 50 рублей;
  • Спас-на-Крови в вечернее время - 400 руб;

Как добраться самостоятельно к храму Спаса на крови:

Ближайшее метро - «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».

Расположение храма на карте Петербурга:


Саша Митрахович 28.01.2016 11:39


Долгие годы Спас-на-Крови был закрыт на реставрацию. Только в 1997 году простым смертным представилась возможность увидеть его интерьеры. Петербуржцы помнят, что сразу по открытии храма очередь в кассу шла вдоль всего канала Грибоедова и поворачивала на Невский проспект.

Поразительные мозаики и каменные «ковры» полов приводили публику в восхищение. Но действующим храм не был, и его роль — туристической святыни — больно ранила сердца верующих. Пустой алтарь стоял, как тело, из которого ушла душа.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) совершил повторное освящение Воскресенского храма, под его мозаичные своды вернулось Таинство. Пусть не часто — но литургия в церкви совершалась. Одновременно она оставалась (и остается сейчас), согласно своему культурному значению, музейным объектом.

Начиная с сентября 2010 года в храме проводятся регулярные богослужения. Каждый воскресный день люди приходят в Спас-на-Крови не любоваться, а молиться. В это время вход в собор Воскресения Христова свободный. Богослужение в храме-музее ничем не отличается от богослужения где бы то ни было — кроме того, что нельзя зажигать свечи, дабы не нанести урона уникальному интерьеру. После каждой службы совершается панихида по усопшему императору Александру II, как то было заведено и прежде.

Конечно, число прихожан храма значительно меньше того количества людей, что приходят сюда ежедневно в качестве туристов (в «высокий сезон» Спас-на-Крови осматривают до 5000 человек в день). Происходит это, возможно, из-за того, что о службах в Воскресенском храме мало кто знает — он слишком «привычно-музейный». Кроме того, по окончании службы прихожанам негде собраться: они должны торопиться уйти, потому что музейным работникам нужно приготовить храм к приему «светских» посетителей. Расписание служб тоже связано с музейным графиком. Литургия начинается в 7:30 — с тем чтобы окончиться как можно раньше.

Тем не менее, несмотря на все неудобства, постепенно формируется настоящий приход, у которого уже есть свои традиции — например, пение за богослужением прекрасного, хотя и небольшого, мужского хора.


Саша Митрахович 13.02.2017 10:33
Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.