Кто такой политик и чем он занимается. Профессия – политик. Что такое учетная политика

В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

Современная молодежь, не лишенная амбиций, часто задает себе вопрос: политик кто это? Многим юношам и девушкам данная профессия кажется безмерно привлекательной, ведь овладев ею и добившись признания электората, можно вершить судьбы не только людей, но и целых государств.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Как становятся политиками

Некоторые, как наш российский президент, начинают сознательную жизнь, осознанно стремясь к вершинам политической карьеры. То есть получают соответствующее образование, постоянно развиваются в своей области. История знает многих видных политических деятелей, главной целью которых было громогласно заявить о себе миру. Можно вспомнить хотя бы Владимира Ульянова, Уинстона Черчилля, Авраама Линкольна, Теодора Рувельта - этих мастодонтов, перевернувших сознание масс.

Сегодня для того, чтобы стать политиком, человеку необходимо выстроить четкий план и неуклонно претворять в жизнь следующие пункты:

  • сформировать собственное кредо, отражающее мировоззрение и мнения по важным политическим вопросам;
  • искать единомышленников, ввиду того, что добиваться целей в одиночку сложнее, чем в коллективе;
  • проводить определенную работу над созданием программных документов;
  • вести PR-действия, направленные на рекламу своей персоны.

Помимо этого, нужно контролировать разработку стратегии и тактики, имеющую конечной целью победу над политическими оппонентами.

Каких качеств требует успешная политическая карьера

Настоящего политика видно с юных лет. Будущие политики осваивают азы , возглавляя различные школьные и молодежные организации и принимая очень активное участие в юношеских парламентах.

Безусловно, такие молодые люди с рождения чувствуют в себе задатки лидеров и обладают следующим личностными свойствами характера:

  • способность к общению с большой аудиторией на высоком уровне, куда входит умение четко излагать собственные доктрины, умение убеждать, вести за собой и отвечать на каверзные вопросы;
  • самообладание, без которого в большой политике делать нечего. Начинающий политический деятель должен понимать, что его взгляды не всем придутся по душе и на протяжении жизненного пути ему придется сталкиваться с ненавистью и неприязнью противоборствующих партий;
  • корректность и дипломатичность - важные качества, которые позволят далеко шагнуть в мире политики, если развивать их с самых юных лет.

Естественно, что необходимо также наличие упорства в достижении намеченных задач. Кроме того, непременно должен отсутствовать фанатизм и повышенное самомнение: хороший политик умеет признавать ошибки, извлекая из них пользу на будущее.

Все, кто вращается в политических кругах, понимают, что на их плечи возложена огромная ответственность, поэтому здесь не место людям, главная цель которых - стяжательство и личные интересы. Политик должен быть всесторонне образованным человеком, причем не только в области, которую избрал.

Возможно, и вы сможете пополнить ряды известных политиков, если чувствуете в себе необоримое желание к этому. В таком случае стоит более подробно разбираться в том, политик кто это, чтобы уже сейчас заложить фундамент успешной карьеры.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Со времён Древнего Рима эта профессия считается престижной, хорошо оплачиваемой и очень значимой. Ведь политики вершат судьбу страны, стало быть, и судьбу каждого гражданина этой страны.

Решивший стать политиком, должен подумать, готов ли он взять на себя такую ответственность.

История сохранила имена многих известных миру политиков: Сервий Туллий, Авраам Линкольн, Уинстон Черчиль, Ярослав Мудрый, Владимир Ульянов и т.д.

Политиками не всегда становятся сознательно. Порой сама жизнь выталкивает человека на политическую арену. Такова судьба Ангелы Меркель, канцлера Германии.

А вот карьера Путина – результат закономерный: образование, распределение, проявление личных незаурядных качеств и вот – стремительное восхождение на вершину государственной власти. Не последнюю роль здесь сыграла сама историческая обстановка в стране в 90-е годы, которая требовала появления именно такого человека, как Путин.

Я б в политики пошёл, пусть меня научат

Ну что ж, научат, если желание серьёзное. Новые законы позволяют молодым людям делать политическую карьеру сознательно. С 18-ти лет можно не только избирать, но и быть избранным в депутаты.

Такую молодёжь видно со школьной скамьи. Это лидеры различных школьных и молодёжных объединений, руководители молодёжных акций, президенты школьных парламентов. У таких молодых людей ярко выражены умение общаться с аудиторией, умение убеждать, грамотная логическая и последовательная речь.

Молодёжь амбициозна и не всегда представляет, что значит быть избранным в парламент. Не представляет долю ответственности, занятости, грамотности в законодательстве.

Кроме того, молодому политику требуются и определённые личностные качества: самообладание, корректность, дипломатичность, упорство, а главное – умение признавать свои ошибки и исправлять их.

Политика многого не прощает. К сожалению, работа политиком часто ассоциируется с большими деньгами, властью и теми возможностями, которые эта власть даёт.

Поэтому нередко в политику идут люди нравственно нечистоплотные Если в 18 лет человек задумался о том, как построить карьеру политика, он должен действовать целенаправленно.

Простые правила начинающего политика

Политик – профессия трудная. И если вы твёрдо решили, что это ваше дело, примите к сведению несколько простых правил:

  • сформируйте своё собственное мировоззрение
  • ищите единомышленников (возможно, придётся создавать свою партию)
  • работайте над созданием программного документа
  • проводите PR своей политической фигуры и организации
  • правильно выбирайте стратегию и тактику политической борьбы
  • хорошо представляйте конечный результат
  • умейте признавать свои ошибки и исправлять их

Напомним простую истину о том, что отказ от вредных привычек только помогает в карьере политика. Вам нужен пример? Карьера Медведева – путь, который следует детально изучить любому будущему политику.

Что такое политика? В самом упрощенном виде - это особая форма деятельности, направленная на управление обществом, завоевание и удержание власти, а также предоставление гарантий безопасности граждан. В этом отношении политика, в узком значении этого слова, заканчивается там, где начинаются революционные процессы - создание иных «правил игры», в свою очередь, порождающих новые стандарты политической деятельности.

Идеология и партии

Кроме того, говоря, что такое политика, необходимо учитывать идеологические взгляды, партийные стратегии и общественные интересы как структурные компоненты политики. Идеологические взгляды зачастую формируются на основе сложившихся культурных, ментальных и исторических традиций. По своей природе они выражают ментальные интересы различных социальных групп, проживающих на территории одного государства, но объединенных единым пониманием политических процессов. К примеру, структурная дихотомия немецких ХДС и СДПГ. Христианские демократы - это католики, они либералы и правые. Социал-демократы - протестанты и левые. Соответственно, формируются различные партийные стратегии на основе интересов и взглядов социальных и профессиональных групп, поддерживающих, соответственно, ХДС и СДПГ.

Люди и институты

Описывая, что такое политика, необходимо сразу подчеркнуть, что любая политическая деятельность осуществляется в рамках институтов власти, легитимных механизмов, позволяющих инкорпорировать социальные интересы в политические. Это не означает, что одна персона не может сконцентрировать в своих руках всю полноту власти (к сожалению, часто происходит именно так), однако в этом случае правитель сам становится Классический пример - знаменитое выражение Людовика XIV: «Государство - это Я».

Политика проявляется в различных формах, имеет различные измерения. Политическая деятельность - это всего лишь одна из форм ее проявления, однако она не раскрывает всей сути «политического». Возьмем, к примеру, корпоративные структуры. Что такое политика в организации или в бизнесе? Нередко мы встречаем выражение «политика фирмы», «наша политика», «политика профсоюзов» и т.д. Ведь, по сути, в таком случае речь не идет о государственном управлении. Мы сталкиваемся с выбором определенного ценностного набора и «правил игры». На самом деле нам предлагают ограничить свою свободу общими, корпоративными интересами и действовать уже не в своих, а в общих интересах, которые негласно признаются приоритетными по отношению к интересам отдельной личности.

Выводы

Таким образом, давая определение политики, мы должны исходить из трех основных предпосылок: соотношение личного и корпоративного; идеологический выбор и ценностный набор; цели политики и государства, а также их провайдеров - партий и политических институтов. В итоге получается, что политика - это деятельность (философия деятельности), ориентированная на укрепление и развитие доминирующих корпоративных связей на основе определенных принципов и стратегии развития организации. Причем неважно, какова социальная природа самой организации. Важно лишь ее доминирующее положение по отношению к личности.

По мнению М. Вебера, существует два способа сделать из политики профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики . "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода, "для" политики - тот, кто либо открыто наслаждается властью, либо черпает чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу" и тем самым придает смысл своей жизни. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, он должен, по убеждению М. Вебера, быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Такую независимость может дать, как правило, рента (т. е. незаработанный доход, например земельная рента, доход от ценных бумаг и т. д.). Ни рабочий, ни тем более предприниматель, считает ученый, этой независимостью не обладают, поскольку для получения доходов они постоянно используют свою рабочую силу и мышление, что чревато использованием в этих же целях и их политической деятельности. Таким образом, постулирует М. Вебер, если государством или партией руководят люди, которые в экономическом смысле живут исключительно "для" политики, а не "за счет" политики, то это необходимо означает "плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев. Для состоятельного человека забота о сохранении экономического порядка определенного общества является главным пунктом его жизненной ориентации, и напротив, совершенно безоглядный политический идеализм обнаруживается именно у тех слоев, которые находятся вне круга экономического благополучия; это особенно относится к внеобыденным, т. е. революционным, эпохам .

Руководить политикой, считает М. Вебер, можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются относительно независимые, т. е. состоятельные, прежде всего имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение (либо в виде доходов от пошлин и сборов, чаевых и взяток, либо в виде твердого денежного или натурального вознаграждения, либо того и другого вместе). Все партийные битвы, по убеждению ученого, суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего и за патронаж над должностями. Вследствие общей бюрократизации с увеличением количества должностей и спроса на должности как формы специфически гарантированного обеспечения эта тенденция усиливается для всех партий, и они во все большей мере становятся таким средством обеспечения для своих сторонников.

Указанной тенденции в современный период могут противостоять, по мнению М. Вебера, развитие и превращение современного чиновничества в совокупность высококвалифицированных специалистов управленческого труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей моральную безупречность, без чего может возникнуть роковая опасность чудовищной коррупции. Эту тенденцию, считает ученый, обусловливают чисто технические, неизбежные потребности управления .

В Европе профессиональное чиновничество, организованное на началах разделения труда, постепенно возникло в ходе полутысячелетнего развития (прежде всего в области управления финансами). Развитие военной техники обусловило появление профессионального офицера, совершенствование судопроизводства - квалифицированного юриста. В этих трех областях профессиональное чиновничество, по мнению М. Вебера, одержало окончательную победу в развитых государствах в XVI в. Тем самым одновременно с возвышением абсолютизма над сословиями самовластие властелина постепенно передавалось профессиональному чиновничеству, благодаря которому и стала возможной победа над сословиями.

Одновременно с подъемом профессионального чиновничества путем незаметных переходов возникали "руководящие политики". Безусловно, такие фактически главенствующие советники монархов (диктаторов) существовали, по убеждению М. Вебера, с давних времен во всем мире (типичная фигура - великий визирь султана). На Западе это явление получило особое развитие в эпоху Н. Макиавелли - период становления профессиональной дипломатии. Необходимость формально единого ведения всей политики одним руководящим государственным деятелем окончательно сформировалась и стала неизбежной лишь благодаря конституционному развитию. Эта необходимость, считает М. Вебер, обусловливалась постоянной борьбой между монархом и его чиновниками, с одной стороны, и парламентом (сословными представителями) - с другой . Он подчеркивает: "Чиновники заинтересованы, чтобы из их же рядов, то есть через чиновничье продвижение по службе, замещались и руководящие, то есть министерские, посты. Со своей стороны, монарх заинтересован в том, чтобы иметь возможность назначать министров по своему усмотрению тоже из рядов чиновников. А обе вместе стороны заинтересованы в том, чтобы политическое руководство противостояло парламенту в едином и замкнутом виде, то есть чтобы коллегиальная (кабинетная) система управления была заменена (представлена перед парламентом и общественностью) главой кабинета, ведущим министром чиновников" .

Превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило, по мнению М. Вебера, разделение общественных функционеров на две условные категории: чиновников-специалистов и "политических" чиновников. "Политические" чиновники, как правило, при смене кабинета покидают свои посты. Специфическим признаком чиновника-специалиста является наличие специального образования, управленческой подготовки и определенной подготовительной службы, что в отношении всех потребностей власти делает его наиболее могущественным .

Основные типы политиков

М. Вебер, рассматривая вопрос о типическом своеобразии профессионального политика - как "вождя", так и его свиты , - выделяет такие их основные типы.

В борьбе против аристократических сословий монарх опирался на политически пригодные слои несословного характера. К ним прежде всего относились клирики (монашествующие), ибо они были сведущи в письме и обладали разнообразными знаниями. Второй слой такого же рода представляли получившие гуманистическое образование грамматики (например, китайские мандарины и гуманисты эпохи Возрождения). Третьим слоем была придворная знать, пришедшая вместо гуманистов-грамматиков на политическую и дипломатическую службу к монарху, после того как ему удалось лишить родовую аристократию ее сословной политической силы. Четвертый слой охватывал мелкое дворянство и городских рантье (буржуа), которых монарх первоначально вовлек в борьбу против аристократии и ввел во владение должностями, а затем сам попадал во все большую зависимость от них. Пятый слой - разночинцы, получившие университетское образование, - был характерен для Запада и имел решающее значение для всей его политической структуры. Ни в чем так ярко не проявилось впоследствии влияние римского права, считает М. Вебер, как именно в том, что носителем революционизации политического предприятия как тенденции к рациональному государству повсюду был квалифицированный юрист. Без этого рационализма, убежден М. Вебер, столь же мало мыслимо возникновение абсолютистского государства, как и революция. Он указывает: "Политическое предприятие делается партиями, то есть представляет собой именно предприятие заинтересованных сторон, а эффективное ведение какого-либо дела для заинтересованных сторон и есть ремесло квалифицированного юриста" .

Подлинной профессией настоящего чиновника, считает М. Вебер, не должна быть политика. Он должен "управлять" прежде всего беспристрастно (это требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам). Политический чиновник и чиновник-специалист не должны делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик - как вождь, так и его свита - бороться.

На Западе со времени возникновения конституционного государства, а в полной мере - со времени развития демократии типом политика-вождя, считает М. Вебер, является "демагог" (или "оратор"). Устное и письменное слово использует и современная демагогия, особенно слово печатное. Главнейшим представителем этого жанра является ныне политический публицист, прежде всего журналист. Журналистская карьера, по мнению ученого, сегодня является одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности .

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.