Методы и приемы формирования словаря. Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Упражнение «Угадай слово»

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Метод наблюдения:

Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет..

Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых . Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием . Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). Таким образом, картина несет ребенку вместе с представлением и слово, ее рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года»), а также репродукции картин известных художников (А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература . В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.



Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой , активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.

Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.

«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года - 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500.
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?

Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.

  • Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря. Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.
  • В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений, явлений природы, разных событий.

Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.

  • В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки - добрый, смелый, а другой - злобный, неприветливый.
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: , пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются , которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • , вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие.

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Можно выделить две группы методов:

1. методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) ;

2. методы, направленные на закрепление и активизацию словаря , развитие его смысловой стороны.

1. Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Речевой образец (называние ) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Очень важно варьировать методику повторений. Психологи справедливо критикуют существующую методику развития речи за то, что многие упражнения состоят из механического повторения какого-либо слова в целях формирования речевого навыка (весьма распространен прием «И ты скажи, и ты»). Такое повторение снимает коммуникативную функцию речи, в результате чего речь становится искусственной и бесцельной. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что данные приемы следует применять, главным образом, в старших группах. Однако с этим нельзя согласиться. Опыт работы с детьми и специальные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего и среднего дошкольного возраста.

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием . Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни разных народов, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов.


Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература . Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения .

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки , которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

3. Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О.И. Соловьева, А. М. Бородич и другие).

При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил.

Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.

Пример Наиболее типичные словарные игры.

«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.

Ход игры. Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рассматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, частей, назначения, признаков.

Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

«Подбери посуду для куклы».

Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу.

Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.

Дидактические упражнения .

В чём отличие дидактического упражнения от дидактической игры?

Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.

Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

До недавнего времени словарные упражнения как метод активизации словаря рассматривались, главным образом, в отношении старших дошкольников. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и даже младших группах.

многостороннее влияние на речь детей оказывает загадывание и отгадывание загадок .

На основе учета характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к применению загадок в целях развития словаря :

ü загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»);

ü обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

ü отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

ü придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

ü загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. В обобщенном виде это можно представить в таблице.

По мере речевого развития детей уже знакомый, а также новый речевой материал используется в разных видах речевой деятельности. слова и фразы снег, снег идет, холодно дети ясельной группы воспринимают слухо-зрительно, глобально прочитывают слова на табличках и повторяют их сопряженно-отраженно за педагогом,в то время как воспитанники младшей наряду с проговариванием могут сложить слово снег из букв разрезной азбуки с опорой на табличку. Это, во-первых, обиходно-разговорная лексика, необходимая для удовлетворения потребностей ребенка в быту, а также связанная с организацией занятий, которая употребляется на разных этапах занятий. На начальном этапе обучения используются слова и фразы: Встаньте, сядьте, будем играть, говорить... заниматься, идите в группу, смотрите, слушайте, не мешай, верно, неверно, молодец и др.

Во-вторых, это речевой материал, связанный с тематикой занятий, определяющий его содержательную частьВ первую очередь в словарь включаются слова, обозначающие предметы, явления, действия, с которыми ребенок каждый день сталкивается в быту и которые многократно повторяются. тема «Одежда», педагог включает названия используемой одежды и действия с ней (надень или сними платье, кофту, штаны, куртку, шапку...).

При отборе лексики к различным темам педагог включает в словарь различные грамматические категории, использование которых необходимо в ситуации общения по данной теме.Наряду с существительными по различным темам в словарь необходимо включать глаголы уже при организации первых занятий. Обучение пониманию и использованию глаголов необходимо для формирования фразовой речи. В противном случае даже достаточно большой предметный словарь не сможет обеспечить речевое общение. В зависимости от тематики и коммуникативной ситуации в словарь детей включаются прилагательные, характеризующие величину, цвет, вкус предметов, наречия (верно, неверно, правильно, вкусно...), местоимения (ты, я, твой...), вопросы и вопросительные слова (кто это? что это? чей?...) и другие категории, необходимые для организации общения.В зависимости от этапа обучения и темы это могут быть слова, обозначающие противоположные по значению действия или свойства; слова, обозначающие части целого, слова с родовым значением. Например, может быть запланировано использование словосочетаний со словами наденьте-снимите (аппараты), встаньте-сядьте, хорошо-плохо, да-нет, большой-маленький и др. На втором году обучения смысловые связи слов расширяются. Уточняются значения некоторых слов, объединенных видо-родовыми отношениями и отражающими в своем значении более высокую степень обобщения (яблоко, груша, банан... - фрукты). Педагоги предлагают и некоторые слова, связанные синонимическими отношениям (дети, ребята).



Для того, чтобы предлагаемый словарный материал мог использоваться в общении, сурдопедагогу необходимо определить, в каких речевых конструкциях будут использоваться слова, т. е. заранее предусмотреть сочетаемость слов, уточнить синтагматические связи. В рамках существующего подхода к развитию речи дошкольников с нарушениями слуха значения слов уточняются и конкретизируются в структуре высказываний. Поэтому педагог определяет речевые конструкции, выделяет слова, значения которых необходимо раскрыть, а затем снова включает слово в простые по структуре и содержанию высказывания. Например, познакомив детей со словами чашка, тарелка, педагог использует их в предложениях (Возьми чашку. Поставь тарелку). На первых порах это достаточно простые побудительные конструкции с глаголами дай, на, возьми, постепенно в зависимости от ситуации это могут быть и другие побуждения (убери ложку), сообщения (ложка упала), вопросы (где ложка?), отрицания (нет ложки).

  1. 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41»
  2. 2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Включает: - владение речью как средством общения; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»
  3. 3. К завершению дошкольного образования (к 7 годам): ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  4. 4. К завершению дошкольного образования (к 7 годам): ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей... знаком с произведениями детской литературы, …
  5. 5. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
  6. 6. ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
  7. 7. У детей дошкольного возраста необходимо расширять запас слов за счет: 1. Названий предметов, качеств, действий; 2. Активизации словаря; 3. Употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов; 4. Формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный-слабый, быстрый – медленный); 5. Формирования умения подбирать слова со сходным значением (веселый-радостный, прыгать-скакать); 6. Использование слов, обозначающих материал (дерево, стекло); 7. Осмысливания образных выражений в загадках.
  8. 8. Группа раннего возраста Учить детей по словесному указанию педагога находить предмет по названию, цвету, размеру Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств. глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние
  9. 9. прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
  10. 10. Младшая группа На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть: существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),
  11. 11. некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет - скамеечка, шуба - пальто - дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.) называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
  12. 12. Средняя группа Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится). Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей: существительные, обозначающие профессии;
  13. 13. глаголы, характеризующие трудовые действий (доктор лечит, выписывает лекарство, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т.д.).  Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно).  Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
  14. 14. Старшая группа Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
  15. 15. Подготовительная группа Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать усваивать выразительные средства языка
  16. 16. СЛОВАРНАЯ РАБОТА – ЭТО… «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич
  17. 17. СЛОВАРНАЯ РАБОТА – ЭТО… «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогичес- кий словарь
  18. 18. СЛОВАРЬ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА ВКЛЮЧАЕТ: Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; Природоведческий словарь: слова, обозначающие явления неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаются при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый); Лексика, обозначающая время, пространство, количество.
  19. 19. НАПРАВЛЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ (задачи словарной работы) Обогащение словаря новыми словами Закрепление и уточнение словаря Активизация словаря Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных).
  20. 20. Обогащение словаря введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения Закрепление и уточнение словаря углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности, синонимики и т. п.
  21. 21. Активизация словаря Устранение нелитературных слов т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения; перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
  22. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ Источники пополнения словаря Художественная литература Речь взрослых Разные виды деятельности Наблюдения за окружающим Общение
  23. 23. УСЛОЖНЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ В ТРЕХ СЛЕДУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЯХ: – Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д. 1 Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2 Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3 Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
  24. 24. УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ Наполнение содержанием знакомых слов, которые употребляются детьми не вполне точно Работа над многозначными словами и переносным значением слов через анализ слов и уточнений их значения Работа над синонимами Работа над антонимами Обучение нормам лексической сочетаемости слов
  25. 25. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В программе «От рождения до школы» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
  26. 26. УСТРАНЕНИЕ НЕЛИТЕРАТУРНЫХ СЛОВ Устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов Перевод их в пассивный словарь Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения
  27. 27. МЕТОДЫ НАКОПЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны Две группы методов
  28. 28. ПЕРВАЯ ГРУППА ВКЛЮЧАЕТ МЕТОДЫ: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
  29. 29. Методы Возраст 1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование предметов, рассматривание игрушек. Во всех возрастных группах Наблюдения за животными, расте- ниями; за деятельностью взрослых. Во всех возрастных группах Рассматривание картин знакомого содержания. Во всех возрастных группах Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки. Начиная со средней группы Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками Во всех возрастных группах Экскурсии (социальное окружение, природа) В средней и старших группах Словесные игры В средней и старших группах
  30. 30. 2. Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Методы Возраст Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием Главным образом в старших группах Лексические (словарные) упражнения Во всех возрастных группах, чаще в старших Чтение и рассказывание литературных произведений Во всех возрастных группах Загадывание и отгадывание загадок Во всех возрастных группах Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Преимущественно в средней и старших группах Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Преимущественно в средней и старших группах
  31. 31. ВТОРАЯ ГРУППА МЕТОДОВ словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические (словарные) игры и упражнения, чтение художественных произведений
  32. 32. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ: 1. Словесные приёмы – речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос. 2. Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия. 3. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
  33. 33. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО СЛОВАРНОЙ РАБОТЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  34. 34. 1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно- гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
  35. 35. Словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре.
  36. 36. 2. Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
  37. 37. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ: Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей. Организовать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответсвенно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной трудовой жизни. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
  38. 42. Словарная работа проводится в образовательной деятельности по всем разделам программы. Например, по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.
  39. 43. КАРТИНКИ по лексическим темам с изображением явлений природы с изображением предметов домашнего обихода с изображением основных частей предметов с изображением труда взрослых с изображением цвета, размера и качества предметов с изображением действий с изображением предметов во множественном числе для согласования существительных с числительными начиная со средней группы предметные и сюжетные для составления описательных рассказов ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО УГОЛКА
  40. 44. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе.
Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.