Черно белый флаг тамплиеров. Защитный медальон крест тамплиеров. Почему крест тамплиеров красный, а плащ белый

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ

В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать религиозную организацию. Рыцари принесли обеты бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху Гормонду де Пикиньи и примкнули к монахам Святого Гроба Господня, жившим по уставу Святого Августина. Иерусалимский король Балдуин II выделил им для проживания место, неподалеку от которого по преданию находился Храм Соломона. Рыцари называли его Храмом Господним - по-латыни «Tamplum Domini», отсюда и произошло второе название рыцарей-храмовников - тамплиеры. Полное же название Ордена - «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма».

В первые годы своего существования Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к себе внимания ни на Востоке, ни на Западе. Храмовники действительно жили бедно, о чем свидетельствует одна из самых первых печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади. Братство рыцарей-храмовников первоначально было создано для охраны дороги, по которой совершалось паломничество из Яффы в Иерусалим, и вплоть до 1130-х годов тамплиеры не принимали участия ни в одном сражении, какой бы грозной ни была опасность. Таким образом, в отличие от рыцарей-госпитальеров, ведавших на Святой земле приютами и больницами, «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма» посвятили себя исключительно защите паломников. Охрана завоеванных земель была делом непростым, не хватало воинов для отпора мусульманам, что уж было говорить об охране прибывающих в массовом количестве пилигримов. Тем более что в течение 9 лет со дня основания Ордена новых членов в него не принимали.

Поначалу Орден тамплиеров напоминал своего рода частный кружок, объединенный вокруг графа Шампанского, так как все девять рыцарей были его вассалами. Чтобы их братство признали в Европе, рыцари снарядили туда миссию. Король Балдуин II обратился с письмом к аббату Бернару из Клерво, чтобы тот упросил римского папу Гонория II утвердить устав для жизни и деятельности Ордена тамплиеров. Для рассмотрения ходатайства Ордена о даровании им собственного устава римский папа выбрал Труа - главный город Шампани. На соборе в Труа 13 января 1129 года присутствовало множество отцов Святой церкви, среди которых были папский легат Матье, епископ Ордена Святого Бенедикта, множество архиепископов, епископов и аббатов.

Аббат Бернар Клервосский не смог прибыть на собор в Труа, но он написал устав для Ордена тамплиеров, основываясь на уставе Цистерианского ордена, который в свою очередь повторял уставные положения бенедиктинцев. Аббат Бернар в честь рыцарей-храмовников написал и трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал «монахов по духу, воинов по оружию». Он до небес превозносил добродетели тамплиеров, объявлял цели Ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей.

Орден храмовников создавался как чисто монашеская, а не рыцарская организация, так как монашество считалось ближе стоящим к Богу. Но аббат Бернар сумел оправдать деятельность рыцарских орденов, примирив воинское дело со служением Богу. Он заявлял, что рыцари - это Божье воинство, которое отличается от мирского рыцарства. Божьим воинам необходимы три качества, быстрота, острое зрение, чтобы на них не напали врасплох, и готовность к бою.

По уставу рыцарь Ордена тамплиеров - это мужчина, который в состоянии носить оружие, владеть им и избавлять землю от врагов Христовых. У них должны быть коротко острижены борода и волосы, чтобы можно было свободно глядеть вперед и назад. Тамплиеры облачались в одежды белого цвета, которые надевались поверх рыцарских доспехов, и в белую мантию с капюшоном. Такие плащи, по возможности, предоставлялись всем братьям-рыцарям зимой и летом, чтобы их могли распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя светлую и чистую жизнь. И никому, кто не относился к вышеупомянутым рыцарям Христа, не дозволялось иметь белый плащ. Лишь тот, кто оставил мир тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие - целомудрие сердца и здоровье тела.

С 1145 года левую сторону плаща рыцарей стал украшать красный восьмиконечный крест - крест мученичества и символ борцов за церковь. Этот крест, как знак отличия, был дарован Ордену тамплиеров папой Евгением III с исключительными правами на его геральдику. В соответствии с обетом бедности рыцари не носили никаких украшений, и воинское снаряжение их было очень скромным. Единственным дозволенным предметом, дополнявшим их одеяние, была овчина, которая одновременно служила подстилкой для отдыха и плащом в непогоду.

После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров. Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро, быстро росло число воинов Христовых.

К концу 1130 года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три категории: братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы); последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль - второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными делами братства, и т. д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала до 30 ступеней.

Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов, не быть женатым и т. д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки, вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азартные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую свободную минуту молиться.

Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук голоса или сигнал колокола. Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта. Эти рыцари должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту покинуть его. Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось. Поэтому он не мог пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для защиты. Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой позорного изгнания из Ордена.

Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя - белого. Черная часть знамени символизировала греховную, а белая - непорочную части жизни. Оно называлось «бо сан», что одновременно было и боевым кличем тамплиеров. Словарь старофранцузского языка определяет значение слова «beausant» как «лошадь темной масти в белых яблоках». Смысл слова «beau» в наши дни обычно сводится к понятиям «прекрасное», «красота», но в Средние века его значение было гораздо шире «благородство» и даже «величие». Поэтому боевой клич тамплиеров означал «К величию! К славе!».

Иногда на знамени вышивался орденский девиз «Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da gloriam» («Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!»). Встречались тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на девять белых и черных полос. Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Но пока тамплиеры копили богатства и скупали в Европе земли, дела крестоносцев в Палестине шли все хуже и хуже, и после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином им пришлось уйти отсюда. Эту потерю храмовники восприняли довольно спокойно, ведь их земельные владения в Европе были огромны, а богатства велики. Особенно сильны позиции тамплиеров были во Франции, так как значительная часть рыцарей происходила из среды французского дворянства. Кроме того, к этому времени они были уже настолько опытны в финансовых делах, что нередко возглавляли казначейства в государствах.

Во Франции, казалось бы ничто не угрожало благополучию Ордена, но наступило время царствования короля Филиппа IV Красивого, всю свою жизнь посвятившего созданию единого и могущественного государства. И в его планах совсем не было места Ордену тамплиеров, во владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Филипп Красивый возбудил против тамплиеров инквизиционное дознание, и через 10 месяцев после начала арестов в Париже «признания» подсудимых рыцарей были собраны и направлены римскому папе Клименту V. Папа назначил 15 заседаний Вселенского собора, который должен был состояться в Вене для решения ряда общих вопросов, обсуждения планов нового крестового похода и определения дальнейшей судьбы Ордена тамплиеров.

Однако участники собора проявили нерешительность, а сам папа Климент V высказывался с такой неохотой, что и пять месяцев спустя вопрос о судьбе храмовников не был решен. Окончательное решение этого вопроса могло склониться и к осуждению, и к оправданию тамплиеров, а этого Филипп Красивый уж никак не мог допустить.

Многие историки считают, что римский папа был полностью покорен воле французского короля, однако изучение материалов Собора показывает, что папа мог настоять и на своем - слить рыцарей-тамплиеров и рыцарей-иоаннитов в новый Орден. Поэтому Климент V и не хотел, чтобы распущенный Орден тамплиеров был полностью заклеймен как еретический. В начале апреля 1312 года папа издал очередную буллу, которой распускал Орден тамплиеров без упоминания выдвинутых против него обвинений.

Освобожденные из заключения тамплиеры могли вступить в Орден иоаннитов, но таких случаев было очень мало. Более 6 лет продолжалось преследование тамплиеров во Франции. В Англии же и Шотландии рыцари были своевременно предупреждены, а в странах Пиренейского полуострова и вовсе оправданы.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Знаки отличия Как и в европейских армиях, у индейцев существовали свои знаки отличия. Кроме одежды, регалий различных военных обществ и головных уборов из перьев, существовало множество деталей и тонкостей, указывающих на военное и общественное положение индейца.

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Отличия крестьянства от холопства Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев,

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

автора Ионина Надежда

Знаки отличия рыцарей-тамплиеров В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия США времен войны за независимость Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия французского Движения Сопротивления В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Глава 3 СУЩЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ: КРИТ Доисторические времена - как гигантская головоломка, в которой больше половины фрагментов утеряно или сломано. Полностью ее собрать невозможно. Но восстановить далекое прошлое гораздо больше мешает даже не это, а общепринятые взгляды,

Из книги Первая мировая война 1914-1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии автора Дерябин А И

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Кавалергардский полк имел 15 Георгиевских труб с надписью «КАВАЛЕРГАРДСКАГО ПОЛКА», пожалованных 30 августа 1814 г. за отличия в походах 1813–1814 гг., а также серебряные литавры Кавалергардии 1724 г., выданные полку 21 апреля

автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЕН ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги История людей автора Антонов Антон

25. Знаки отличия Изобретение одежды - одна из многих тайн человеческой истории. Установить, при каких обстоятельствах появилась одежда и что послужило тому причиной, не представляется возможным, и противоречащие друг другу версии не подкрепляются убедительными

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Винсент Зубрас. «Хартия Лармения и правопреемственность современных рыцарей тамплиеров» В противоположность заявлениям «официальных историков» (а они всего лишь повторяют то, что внушала Римская церковь периода крестовых походов), рыцари тамплиеры не прекратили свое

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Приложение 2 Книга рыцарей тамплиеров Похвала новому рыцарству (Liber ad milites Templi: De laude novae militae)Гуго де Пейену, рыцарю Христа и Великому магистру воинов христовых, от Бернара, скромного аббата монастыря в Клерво, с пожеланием побед.Если только я не ошибаюсь, мой дорогой Гуго,

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

Характерные отличия Главным отличием тоталитарной надстройки от ее средневекового аналога был характерный сдвиг в определении своей роли «генерального штаба восстания».Средневековая церковь, как сказано выше, провозглашала себя штабом будущего восстания, начало

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2. Анатомические отличия от предков Еще не мужчина тот, кто не испытал любви, войны и голода. Французская поговорка XVI века Голодноватая история человечества – Что такое праздник? – спросили одну маленькую девочку.– Это когда дают пирожные, – ответил ребенок

Тамплиерский крест, значение которого на данный момент представляет собой обширную тему для научных дискуссий, вероятно, появился задолго до того, как на земле появилось само понятие «христианства». Конструктивно Тамплиерский крест (фото ниже) представляет собой обыкновенный равнолучевой крест. При этом у символа, разумеется, еще в Средние века существовало множество вариантов стилизации.

К примеру, Тамплиерский крест на рыцарской котте очевидно несколько отличался от Тамплиерского креста на официальной печати ордена. Так или иначе, но каноническое изображение креста не вызывает сомнений, а вот что действительно интересно, так это цветовая гамма знака.

Считается, что Тамплиерский крест (значение цветового тона, разумеется, также весьма важно) исконно был красным. Собственно, все картинки Тамплиерского креста, дошедшие до нас благодаря средневековым гравюрам и полотнам художников более поздних эпох, изображают рыцарей ордена Храма как раз в белых коттах с ярко-красными равнолучевыми крестами. В данном контексте семантика красного цвета очевидна, это готовность пролить кровь во имя своей веры. Ведь нужно отметить, что орден Тамплиеров до сих пор является одной из наиболее спорных духовно-рыцарских организаций средневековой Европы. Тамплиеры к началу XIV века сосредоточили в своих руках власть, с которой не смог бы (даже при большом желании) поспорить даже сам Папа Римский. Кроме того, трудно переоценить военные заслуги ордена. Но это, как говорится, тема другого разговора.

Тамплиерский крест, значение которого может быть рассмотрено с принципиально разных точек зрения, по некоторым версиям мог иметь черный цвет (на подобие креста Тевтонских рыцарей), но эта гипотеза все же выглядит менее вероятной. Нужно отметить, что аксессуары с Тамплиерским крестом (в оригинале – Tatzenkreuz) использовались рыцарями повсеместно, начиная с гравировки на навершиях клинков и заканчивая характерными формами литых элементов на боевых поясах. Иными словами, Тамплиерский крест не зря именуется именно так, широкое распространение этому знаку придали именно члены данного ордена, который за каких-то три века своей славной истории сосредоточил в своих руках поистине чудовищное влияние и власть.

Тамплиерский крест (значение знака не трактуется однозначно) у самих Тамплиеров, вероятно, являлся образом распятия, при этом красный цвет мог олицетворять кровь, пролитую Христом за народы всего мира. Также, как уже было сказано, красный цвет мог указывать на готовность до последней капли крови защищать свои идеалы. Стоит сказать, что в некоторых средневековых источниках красные кресты (в частности – интересующий нас Тамплиерский крест) называются «огненными крестами». Что в этом контексте может означать Тамплиерский крест? Значение символа здесь весьма размыто, ведь огонь – символ, имеющий достаточно много вариантов толкования. Это и символ очищения, и символ разрушения, и символ хаоса. При этом не будем забывать, что в соответствии с некоторыми апокрифическими текстами (в частности – Книга Еноха) Небесный Престол Бога состоит из чистого огня (в противовес логову Дьявола в девятом круге ада, где властвует вечный холод). В тоже время огонь – символ Солнца, апофеоз его испепеляющей силы, мощи, которая не только питает все живое, но (при необходимости) легко может обратиться карающим мечом.

Так или иначе, но Тамплиерский крест, значение которого действительно могло разниться в зависимости от конкретной культуры или религиозно-этической системы, представляет собой достаточно универсальный знак. Подобные изображения мы обнаруживаем на всех континентах, и зачастую история этих символов насчитывает тысячи лет. И в этом нет ничего удивительно, ведь четыре луча креста – универсальный символ гармонии, который также может рассматриваться как указание на единство четырех стихий природы (Огонь, Вода, Воздух и Земля). В нумерологии число 4 – символ земного базиса, основания, трехмерного мира, от которого мы отталкиваемся в процессе своего развития, не только конкретно физического, но и духовного.

Вообще, Тамплиерский крест в этом смысле представляет собой достаточно спорный символ. Таковым был и сам орден, именем которого сегодня мы называем данный символ. Тамплиеры являлись католической организацией, однако лидеры ордена являлись людьми в высшей степени просвещенными, и для них, вероятно, религия была скорее ограничивающим фактором. Существует множество легенд о том, что Тамплиеры нашли Святой Грааль, Копье Судьбы, Книгу Тота (которую впоследствии зашифровали в картах Старшего аркана Таро) и множество других артефактов древности, далеко не все из которых, скажем так, относились к христианскому миру. Некоторые из этих мифов наши свое подтверждение, другие были опровергнуты, насчет третьих споры ведутся по сей день. Данный материал не ставит своей целью изучение подлинной истории ордена Рыцарей Храма. Но этот момент, а именно – связь ордена с тайными эзотерическими доктринами, пришедшими из «дохристианских» времен, очень важен в проекции на значение Тамплиерского креста.

Сегодня аксессуары с Тамплиерским крестом представляют собой норму, хотя почти никто не знает исконной семантики этого сакрального знака, хотя бы приблизительно. Тамплиерский крест (фото и древние изображения этого знака не трудно найти в сети) действительно обладает определенной, скажем так, энергетикой. «Пламенеющий крест» выглядит по-настоящему красиво, благородно, он внушает уважение, говорит о силе и вере своего обладателя. Как минимум, так его себе представляли тамплиеры. Хотя, конечно, существуют чисто канонические трактовки. Например, можно предположить, что четыре луча Тамплиерского креста – указание на высшие христианские добродетели (благоразумие, справедливость, воздержания и духовная сила). Так или иначе, но этот символ (а точнее – те, кто сделал его своим отличительным знаком) действительно изменил мировую историю. Хотя… много ли мы знаем? Пожалуй, немного, но порой понимание лежит вовсе не в области знаний, а в области интуитивных, быть может даже подсознательных эмоций, глубинных образов. И в этом смысле Тамплиерский крест (значение которого мы все же представляем себе весьма относительно), вероятно, будет будоражить фантазию еще многих и многих поколений.

Орден тамплиеров окутан мифами и тайнами, имеет многочисленных продолжателей, почитателей и несколько официально существующих Орденов современного толка. Спекулянты от истории вытаскивают на свет новые отрывочные факты, строя на их основе сомнительные выводы, что отнюдь не помогает найти истину. Даже с символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена.

Разнообразие геральдики

Людей, изучавших подлинные документы Ордена тамплиеров, не так уж и много, но среди тех крупиц информации, попавшей в общий доступ, можно с подлинностью выяснить, что крест тамплиеров имеет несколько вариантов формы. Изменение абриса креста связано с несколькими причинами: во-первых, география распространения Ордена влекла за собой изменения в геральдике, что позволяло идентифицировать рыцаря при встречах; во-вторых изменялась иерархия внутри самой структуры. Количество первых храмовников не превышало сотню, к моменту разгрома эта организация фактически подменяла собой государственную власть в Европе.

Именем Евгения III крест тамплиеров красного цвета могли носить только рыцари Храма. Свидетельства об этом есть в документах, приведенных в книге «Французская монархия». Это право было им даровано в 1141 году, пожалуй, с этой датой никто не спорит, а вот вокруг смыслов, заложенных в абрисе креста, споры будут идти постоянно.

Папская мантия

Согласно одной из легенд, крест тамплиеров впервые появился на правом плече рыцарей ордена Храма в тот момент, когда папа Урбан II отправлял их со святой миссией в Иерусалим для отвоевания Храма Господня у захватчиков. Римский понтифик произнес и благословил сто тридцать воинов на подвиг. В порыве религиозного экстаза он сорвал со своих плеч алую мантию и разорвал ее на тонкие полоски. Части папской мантии были розданы рыцарям в качестве материального выражения благословения.

Чтобы поддержать свой дух, воинствующие монахи, отправляясь в дальний путь, крестообразно нашили их на свои мантии. Тем, кому не досталась частичка папского облачения, нашивали кресты из красной ткани. Впоследствии символ стал официальным. Первые изображения рыцарей Ордена тамплиеров, встречающиеся в храмах, отображают коленопреклоненного воина в белом плаще, на правом плече которого помещен красный крест.

Устав от магистров

Еще одна версия утверждает, что всю символику Ордена Храмовников придумали первые управители организации, а точнее, магистры Гуго де Пейн и Бернард Клервосский. Они создали устав жизни странствующих монахов, форму одежды и образ жизни. Согласно трактату «Похвала новому рыцарству», воин-монах не должен мыться, обязан быть нищим, одежды его должны быть белыми, как и его помыслы, а крест символизировал кровь Христову. Где будет располагаться символ принадлежности к ордену, было не столь важно, а разночтения в форме самого символа объясняются различными отделениями внутри структуры ордена.

Основы геральдики

Существует еще несколько легенд возникновения геральдического изображения, но все сходятся в одном: крест имеет обязательно а плащ, на котором расположен крест тамплиеров, обязательно белый. По мере развития и распространения сообщества храмовников крест начали изображать почти везде: на груди, на спине, попонах лошадей, на перчатках и так далее. Существует несколько известных видов крестов, объяснить происхождение и назначение которых можно, опираясь на документальные свидетельства.

Лотарингский крест

Представляет собой крест с двумя перекладинами, при этом нижняя перекладина либо длиннее верхней, либо обе перекладины одинаковы. Лотарингский крест имеет множественное оккультное значение, одно из них символизирует «золотую середину». Также он имеет другие названия: «Патриарший крест», «Анжуйский крест». Право носить его рыцари Храма получили из рук папы римского. Изображение этого символа увековечено в большом гербе Ордена тамплиеров. По легенде, лотарингский крест был сложен из обломков креста, на котором распяли Спасителя. В геральдике храмовников крест тамплиеров с двумя поперечинами означает символику двойной защиты рыцарей: духовную и физическую.

Кельтский крест

Красный крест тамплиеров, повсеместно употреблявшийся в символике ордена, имеет равные стороны. Окончания креста разнились, крест мог рассматриваться как восьмиугольный, если от середины расширялся в виде раструбов. У этого начертания креста есть свой сакральный смысл, изложенный в восьми добродетелях рыцаря.

В то же время считается, что равносторонний крест с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает четыре: четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста - крест пате. Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Крест восьми блаженств

В сохранившихся записях исторических архивов, в частности парижской рукописи XII века, описывается геометрический крест тамплиеров. Фото символики демонстрирует крест с ломаными окончаниями: от центральной точки пересечения перекладины расширяются и заканчиваются разветвленными углами Считается, что этот вид геральдики служит ключом к секретному алфавиту тамплиеров. Восемь концов обозначают восемь блаженств:

  • Духовное удовлетворение.
  • Целомудрие.
  • Покаяние.
  • Смирение.
  • Правосудие.
  • Милосердие.
  • Чистота помыслов.
  • Терпение.

В современных источниках Ордена тамплиеров указывается, что этот крест является символом Шотландского приората Ордена. Кроме храмовников этот вид геральдики относился к рыцарям-госпитальерам но в основном своем значении он рассматривается как крест тамплиеров. Значение этого креста в некоторых источниках трактуется как символ молитвы и медитации.

Мода на символику

Таинственность истории Ордена тамплиеров и загадочность его современного положения в мире породили моду на символику рыцарей Храма. Благородные цели организации редко принимаются во внимание, тем более что и сами храмовники далеко отступили от принципов, провозглашенных в уставе. Разгром Ордена произошел на пике могущества организации, которая больше занималась ростовщичеством, чем сопровождением паломников в Святую Землю. Сегодня, чтобы приобщиться к орденской символике, достаточно приобрести амулет «Крест тамплиеров». Сведущие люди говорят, что амулет будет хранить своего владельца ровно настолько, насколько он уверен в могуществе охранного символа.

Кроме классического знака любителям амулетов и загадочных символов предлагается крест тамплиеров с пентаграммой. Значение этого амулета несколько запутанно, поскольку в классической истории крест и пентаграмма не соединяются ни в одной традиции, религии или символике какого-либо сообщества. По отдельности пентаграмма и крест тамплиеров имеют сильную энергетику, но их соединение может непредсказуемо повлиять на своего обладателя.

Орден тамплиеров был основан в 1118 году, после неудачного Первого крестового похода. Название ордена происходит от слова “храм” (по-латински “темплум”).Под храмом имеется в виду Храм царя Соломона, на развалинах которого в Иерусалиме первоначально размещалась штаб-квартира рыцарей этого ордена. Крестоносцы, которые вели на Святой земле беспрестанные сражения, остро нуждались в пополнении своих постоянно редевших рядов, и особая активность тамплиеров в этой великой компании быстро вывела их на первые роли, дав и богатые трофеи, и политическое влияние.

Но вместе с богатством и мощью ордена росло высокомерие рыцарской верхушки. Великий Мастер (Магистр) ордена де Ридфорд сделал ряд опрометчивых шагов, и в 1187 г. христианский Иерусалим пал. Пришельцы из Европы смогли удержать в своих руках лишь узкую прибрежную полосу, на которой тамплиерам принадлежали лучшие земли и главные крепости.
Европейские монархи тем временем вели междоусобные войны и в конце концов перестали посылать солдат и деньги на отвоевывание у мусульман Святой земли.

К рест тамплиеров

Символ креста присутствует во многих религиях мира и являет собой основной элемент веры. Православие также ставит его в качестве центральной фигуры и придает ему множество значений и функций: защиту и спасение от всякого зла.

В своем первоначальном значении крест тамплиеров обозначает мир в своем единстве. Четыре равноценных луча говорят о том, как устроен мир: солнце, земля, вода и воздух едины в своей совокупности и олицетворяют собой все живое в нашем мире. Свое первое название крест тамплиеров получил, исходя из подобно трактовки амулета: круг солнца.

П осле 1206 года

В 1206 г. египетский султан сумел сначала потеснить обосновавшихся на побережье крестоносцев, а вскоре вместе с рыцарскими орденами скинуть их в море. Святая земля была окончательно потеряна для христиан, и тамплиеры перенесли свой лагерь на остров Кипр, мечтая со временем восстановить свою былую славу и могущество.
Пока тамплиеры собирались с силами для нового похода против мусульман, король Франции Филипп IV задумал собственный «крестовый поход» против тамплиеров. Дело в том, что он задолжал этому рыцарскому ордену крупную денежную сумму, - орден располагал значительными средствами, осуществляя выгодные банковские операции. Теперь Филипп IV желал освободиться от этого неудобства. Деньги, что он должен был тамплиерам, требовались ему для войны с английским королем Эдуардом I.
Французскому королю помогла двадцатилетняя тяжба Англии с Католической церковью, изрядно подорвавшая силы обеих враждующих сторон. И тут Филиппу IV выпали сразу два козыря: умер его заклятый враг Эдуард I, и на английский трон вступил его слабый и нерешительный сын Эдуард II. К тому же Филиппу удалось возвести на трон святого Петра своего человека - Климента V.


Вскоре на Кипр пришло известие о намерении нового папы организовать Крестовый поход, и тамплиеры увидели в этом предвестие скорого возвращения им былой славы. Когда Великого Мастера Ордена тамплиеров престарелого Жака де Моле пригласили во Францию, он прибыл туда с готовым планом освобождения Иерусалима. Париж встретил его с большими почестями, которые длились до рокового дня 13 октября 1307 г. На рассвете по приказу Филиппа всех тамплиеров арестовали и заковали в цепи. Немедленно начались пытки с требованием признаться в ереси.
Когда папский приказ об аресте тамплиеров пришел в Лондон, молодой Эдуард II никаких репрессивных действий не предпринял. Более того, он выразил понтифику сомнения в вине тамплиеров. Только после выхода официальной буллы папы римского английский король был вынужден совершить какие-то шаги. Лишь в январе 1308 г. он издал приказ об аресте находившихся в Англии рыцарей Ордена тамплиеров. Но те еще три месяца назад получили предупреждение и смогли как следует приготовиться: многие тамплиеры ушли в подполье, а те, кого все-таки арестовали, нашли способ бежать из тюрем. Свои сокровища, драгоценности, святыни и важнейшие документы тамплиеры надежно спрятали. В Шотландии папский приказ даже не был обнародован. Таким образом, Англия и особенно Шотландия стали тайным прибежищем для тамплиеров континентальной Европы, и о полной его надежности говорит то, что тамплиеры помогали друг другу и пользовались поддержкой извне.
Трон английского короля перешел от Эдуарда II к Эдуарду III, а тот завещал корону своему десятилетнему внуку, который, став Ричардом II, наблюдал из своего Тауэра, как бушевали в Лондоне восставшие крестьяне Уота Тайлера.

Тем временем английский народ был вынужден испытывать много всяческих тягот. Беспрестанные войны опорожнили королевскую казну, а придворная камарилья растащила ее остатки. Эпидемия чумы унесла треть населения страны, свою жатву покойников собрали годы страшного голода. Королю по-прежнему требовались деньги на войну с Францией, и он вводил новые хитроумные налоги. Простой люд находился под гнетом многочисленных хозяев жизни. Закипал разрушительный котел народного гнева.
Церковь не была в состоянии исправить положение. Землевладельцы в сутанах были столь же безжалостны к своим крепостным, как и их коллеги из родовитого дворянства. А в среде ушедших в подполье тамплиеров царила религиозная смута. Организация рыцарей-монахов ранее не подчинялась никому в мире, кроме Святого Отца, как именовался папа римский. Когда папа, наместник Христа на земле, ополчился на них, казалось, разорвалась связь с самим Господом. Тамплиерам необходимо было найти новый способ общения с Богом. А в те времена всякое отклонение от учения Церкви клеймилось как безбожная ересь.

Тамплиеры, реально существовавший в XII-XIV веках европейский рыцарский орден, в наше время благодаря журналистам и плодовитым на сенсационные книги писателям превратились в некий символ тайного оккультного общества, хранителя неких мистических знаний. В том же направлении двигается и нынешнее восприятие символики тамплиеров (определённая символика в Средние века была обязательной составной частью любой организации, начиная от рыцарских орденов и заканчивая ремесленными цехами). Теперь в символах тамплиеров стараются найти некий сокровенный оккультный смысл, при этом учёные предлагают более традиционные толкования, полагая, что ничего особенного в тамплиерских символах не было.

Основные символы тамплиеров

В настоящее время специалистам достаточно хорошо известны основные, наиболее важные и часто употреблявшиеся, символы Ордена Храма – тем более, что существует достаточно средневековых источников, объясняющих значение этих символов и рассказывающих историю их появления. Следует обратить особенное внимание на то обстоятельство, что в последнее время можно встретить немало символов, которые приписываются тамплиерам, но к реально существовавшим тамплиерам не имевшие никакого отношения. Из дошедших до нас достоверных символов тамплиеров наиболее существенны следующие:

Тамплиеры – сатанисты?

Между тем учёные признают, что в ряде построенных тамплиерами храмов и зданий присутствуют разнообразные символы: однако исследования не показали наличия каких-то особенных, присущих только тамплиерам символов. Эксперты вообще полагают, что слухи о некоей таинственности Ордена Храма сильно преувеличены: в действительности же его деятельность и внутренняя жизнь были достаточно открыты. Было лишь два исключения: тамплиеры исповедовались лишь собственному капеллану Ордена, а также не допускали посторонних на совещания своего руководства. Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Наибольшие кривотолки и споры вызывает приписываемый именно тамплиерам символ Бафомета – по одному мнению, некоего древнего языческого божества, по другому, одного из воплощений дьявола. В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. Самого Бафомета ныне представляют как восседающее на кубе андрогинное существо (то есть сочетающее в себе признаки обоих полов или бесполое) с крыльями и головой козла – якобы именно отсюда пошёл оккультный символ перевёрнутой пятиконечной звезды, ассоциирующийся чаще всего с сатанизмом. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви.

Похожие статьи

© 2024 motocobaky.ru. Автомобильный портал - Motocobaky.